Кавказ и кавказцы в современном российском кино. "Брат". "Маршрут". "Александра"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В 1990-е на экране появляется Другой Кавказ. На смену романтическим образам благородных абреков, трогательных образов типа Мимино и его армянского друга в исполнении Фрунзика Мкртчяна приходят другие герои. Кавказцев даже может быть совсем и не быть в кадре фильмов 1990-х, но перемены в восприятии Кавказа заметны для всех.

Культовый фильм «Брат», мрачный мир питерской "бытовухи" и криминала, грязные улицы, разбитые убогие квартирки, дворы-колодцы, бомжи на кладбище. Среди этого – Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова – только что после армии попадает в Питер, к старшему брату, который оказался киллером.  Несколько историй, посреди которых Данила, оказавшись среди новых персонажей, часто обращается  к кому-то -  «брат», но оказалось, что не только родной по крови брат оказался ему совсем чужим человеком, но и двое кавказцев, отказавшихся платить за билеты  в трамвае,  получают от него « ты мне не брат, а гнида черно…пая». </p>

 Реплика мгновенно разошлась и неслучайно – такой подход стал определяющим для многих Данил Багровых. В 1990-е наступает эпоха кавказофобии в СМИ – исчезает тема дружбы народов, кавказского гостеприимства, не в цене кавказский юмор. Неважно, как и при каких обстоятельствах кавказцы становятся персонажами новых фильмов – этот образ конструируется как абсолютное зло.

 В последнее десятилетие появилась новая тенденция – это либо фильм «Маршрут», детектив, действие которого происходит в Адыгее, где от Кавказа нет ничего кроме горных пейзажей и имен главных героев (Анчок и Тембот), причем Александр Абдулов натужно пытается изобразить горца, а Наталья Аринбасарова – черкесскую богиню Псыгуаще( богиню воды и рек), почему-то появляясь в кадре в костюме сибирской шаманки и вознося момлитвы к небу, напоминающие шаманские камлания.

 Это - либо фильм Михалкова «12», где в центре сюжета – судьба чеченского мальчика – как будто ломает сложившиеся стереотипы, на смену ненависти приходит чувство жалости к главному герою...

Продолжние следует...