Свекрови и невестки. Как это было...

История взаимоотношений свекрови и невестки – вечная, старая, всегда была и будет.  Это может быть история мира, взаимоуважения, согласия, а могут быть шекспировские страсти, интриги, рядом с которыми меркнут «Игры престолов», взаимная ненависть, манипуляции, месть свекрови невестке за напрасно прожитую молодость и ответный ход невесток в борьбе за своего мужа.

В следующих двух постах я предлагаю читателям два взгляда на тему. Первый пост – о том, как это было в прошлом, я написала на основании этнографических источников, описаний европейцев и современных исследований. Второй – на основании того, что мне написали мои друзья в фейсбуке в ответ на просьбу поделиться своими соображениями.  

Во все времена на Кавказе женитьба сына – ответственное и важное событие. Репутация будущих родственников, физическое здоровье девушки, красота, легкий, уживчивый характер, умение вести дом – вот те основные качества, на которые обращали внимание при выборе невесты. Считали, что вместе с хорошей невестой появятся новые хорошие родственники.

Роль молодой невестки во внутрисемейных отношениях очень важна и, при всей условной незаметности юной невестки в тени своей свекрови, велика. Невестка не только станет матерью, она, как ожидается и следует из многочисленных пословиц и поговорок, внесет в жизнь семьи позитив.

Невестка в доме становится полноправным членом новой для нее семьи и патронимии, в то время  как ее родители и все другие кровные родственники остаются для жениха и его семьи только свойственниками. Символической вершиной, завершающей такой переход из одно статуса в другой, у черкесов, например, являлась замена ее прежнего имени новым, ласкательным. Было и такое выражение – «невестино имя».

Молодая невестка поступала в распоряжение свекрови, «княгини дома». Свекрови подчинялись все взрослые и малые дети, а также остальные невестки.

 Свекровь пользовалась непререкаемым авторитетом в семье, и этикет предписывал снохам относиться к ней с особым почтением. У черкесов у свекрови было свое место у очага, и никто из невесток,  даже, если свекровь отсутствует в кухне, не садился на него.  Для невесток имя свекрови -  табу, они называли ее  – «наша свекровь, госпожа».

В  присутствии свекрови невестки не садились, за исключением, если она сама предложила им сесть. Они также не садились с ней во время приема пищи без ее приглашения. Разговоры на двусмысленные темы, непристойные шутки – все это в присутствии свекрови не допускалось.

Невестки тщательно следили, в каком виде их увидит свекровь – появление без косынки, «с голыми ногами» без чулок считалось нонсенсом. Если при свекрови невестка  кормила грудью ребенка, то она отворачивалась в сторону, стыдясь своей обнаженной груди. При приеме пищи невестка ела так, чтобы свекровь не видела, как она ест.

Были семьи, где эти правила были еще строже. Например, в некоторых семьях в Кабарде невестка  со своим ребенком и свекровью не могла даже находиться в одной комнате или в пространстве двора. Поэтому обычно бабушке приносили (обычно это делали ее дочери) в ее комнату маленького внука (внучку). Она сидела с ним, укачивала, пела ему песни, рассказывала сказки, ласкала, учила говорить.

Когда наступало время кормить ребенка, его уносили назад к невестке в брачную комнату, но не через парадный вход, а предназначенную для таких целей заднюю дверь.

Вопрос о том, кто, сколько и когда готовит пищу для семьи – один из важных. Кухня и кладовые семьи – это территория только свекрови и никого больше. Только свекровь  определяла, что и в каком количестве нужно приготовить для всей семьи. Свекровь строго следила  также за тем, чтобы невестки готовили по очереди, каждая в определенный для нее день.

На первый взгляд, для невестки, особенно молодой, эти нормы жесткие и даже трудновыполнимые. Но в условиях, когда семья была большой, и в пределах одного двора жили несколько поколений, только такие нормы и ограничения позволяли поддерживать в доме строгий порядок, избегать чрезмерной свободы и ненужной фамильярности в отношениях между снохами и свекровью. В своем доме, на своей женской территории, как во время боевых действий, свекровь была главнокомандующим, а приказы командира, как известно, не обсуждаются.  

При внешней жесткости свекрови  тесно и непринужденно общались с сыновьями, дочерями, снохами, внуками, внучками и т. д. Как правило, именно к ней они шли посоветоваться, пожаловаться,  а внуки - поделиться  тайнами и секретами.

Невестки в доме  разделялись на старших и младших. Старшей невесткой считалась не старшая по возрасту, а жена старшего из братьев, хотя она могла быть и младше (по возрасту) жен младших братьев.

В то же время в традиции существовали механизмы, смягчающие пребывание невестки в новом доме и позволяющие ей адаптироваться. У черкесов, например, в течение года после  свадьбы невестки освобождались от всех работ по дому и усадьбе, кроме шитья. У кабардинцев этот период назывался букв. «сидение на подушках».  Невестку поочередно приглашали к себе все ближайшие родственники мужа (для знакомства), радушно принимали, угощали, одаривали. Таким образом помогали девушке преодолеть вполне естественный в новых условиях дискомфорт.

Свекровь и другие члены семьи обращались к невестке подчеркнуто вежливо. Недопустимым считалось бранить и бить невестку, злословить в ее адрес. Свекровь могла сделать замечания своей невестке, но без брани, в мягкой, благожелательной форме, иногда обращаясь к ней лишь косвенно, делая вид, что обращается к дочери.  

Невестки  со своей стороны должны были  понравиться членам новой для нее семьи своим послушанием, трудолюбием, хорошим воспитанием. Считалось аксиомой, чтобы невестка всем сердцем и безоговорочно приняла весь сложившийся в доме жениха порядок. Если, конечно, это порядок не был асоциален.

В свою очередь свекровь стремилась поддержать предписанную внутрисемейным этикетом дистанцию между собой и молодоженами. В частности, она обходили стороной дом или комнату, где жил  сын с невесткой и маленькими детьми. Многие свекрови не входили сюда до конца своих дней.

Фото с сайта http://svadbavo.ru/