О турне доктора Абдулхабирова и традициях кавказских врачей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Не так давно КУ написал о благотворительном турне дагестанского врача травматолога-ортопеда Магомеда Абдулхабирова, доцента кафедры травматологии и ортопедии Российского университета дружбы народов. В течение двух недель Магомед Абдулхабиров объездил больницы Дербента, Хасавюрта, Бабаюрта, прооперировал одного сложного больного, консультировал, утешал, поддерживал. Врач посетил детские дома в Дербенте и Избербаше, побывал с гуманитарной миссией в колонии в Шамхале, психоневрологическом интернате в Буйнакске и интернате для престарелых в Верхнем Казанище, вручил учрежденные им самим премии тем людям, которые много лет ухаживают за своими тяжелобольными родственниками.

Его визит зам.министра информации и печати Дагестана Миясат Муслимова назвала хаджем, и с этим нельзя не согласиться, если помнить о смыслах хаджа как восхождения от суеты и повседневности в тому человеческому предназначению, которое предписано Всевышним.

И хотя прямых исторических параллелей и аналогов турне Абдулхабирова я не нашла, все же отмечу, что медицина на Кавказе всегда была социально ориентированной и воспринималась как Божий дар, который необходимо нести людям. Врачи на Северном Кавказе не устанавливали платы за свое лечение.

Народный лекарь из аварского села Шамгода Рапи Хаджи. 

Знаменитый лекарь Битулав-Хаджи из аула Чох, врачи, практиковавшие в имамате Шамиля Магома Кунтляды из Багулала, Хусейн Магома Кудалинский, Битулав Чохский, Кебед Хаджияв Кородинский, Магомед Бек Арчобский, Али Дибир Кабир Гунибский, знаменитые ингушские врачи Бузуртанов Бурсак из Алкуна, Бузуртанов Бунхо Бурсакович из с. Алкун, Дзейтов Берд из с. Цори, Евлоев Берд из с. Йовли, Точиев Бунхо из с. Мецхал, Сапралиев Элберд из Экажево, Хасултанов из Назрани, братья Евкуровы из с. Эрзи; черкесы-костоправы Азашиковы никогда не устанавливали таксы за уникально проведенные операции, за те часы, которые они проводили в домах у постели своих больных.

Галина Тхагапсова, исследователь традиционной медицины черкесов, пишет, что лекарю важно было оставить какой-то символический дар (заколку, булавку), что означало, что болезнь не задержится в доме ни больного, ни врачевателя. В ауле Егерухай одна из ее респондентов, Дзехан Бжецева, говорила, что молодые люди не знают обычая, когда получив от лекаря помощь, надо выразить благодарность какой-то безделицей.

Возвращаясь к теме врачебной благотворительности, вспомним имя нашего современника, заслуженного врача РСФСР и ЧИАССР Шахаба Эпендиева. Благодаря ему в Чечено-Ингушетии были построены 9-я городская больница, медучилище, станция переливания крови. Появление пионерлагерей на окраинах сел Автуры и Сержень-Юрт, строительство птицефабрики "Северокавказская бройлерная", строительство моста через речку Хул-хулау – это тоже заслуга Эпендиева.

Еще в 1944 году, когда началось выселение чеченцев в Сибирь и Среднюю Азию, молодой врач Шахаб имел возможность остаться на родине. Его двоюродный брат, шалинец Абасс Сахабов, был близким родственником офицера НКВД,  впоследствии начальника Веденского районного отдела КГБ, и предложил ему свою помощь. Но на предложение Абасса Шахаб ответил: «Уеду вместе с народом. Я учился, чтобы лечить людей, а без народа - какой я врач!». В годы ссылки Эпендиев лечил и спецпереселенцев. Хотя любая забота о спецпереселенцах грозила ему самому – нарушение комендантского режима наказывалось 20 годами каторжных работ. Несмотря на это, Шахаб много раз, стараясь остаться незамеченным, пробирался к больным в бараки и возвращался окольными путями.