Как Шхалахов Хурай Ленину галоши одолжил. Что говорят о вожде мирового пролетариата на Северном Кавказе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 Вчера, 22 апреля, был день рождения Ленина. Этот день давно уже проходит  незамеченным – скромные митинги коммунистов, пара сюжетов на новостных каналах, а теперь еще  и несколько старых фоток и открыток, выложенных в ФБ сообществами, ностальгирующими по прошлому. Что думают на современном Кавказе о коммунистическом вожде? Знают ли о нем вообще? Как вспоминают свое 22 апреля в школе?

Я пыталась провести свой традиционный опрос на фейсбуке. Если люди вспоминают что-то хорошее, то это, как правило, связано с теми новыми политическими (пусть и декоративными) и культурными возможностями для народов СССР, которые были реализованы при Ленине:

Хазраил, Майкоп: «Я положительно оцениваю Ленина. Я уверен, что только его приход дал шанс на выживание, самосохранение и саморазвитие не только многочисленным, но и малочисленным народам, в том числе черкесам, не только бывшего СССР, но и всем живущим на земном шаре».

Ильяс, Майкоп: «С точки зрения черкеса предположу, что Ленин оказался человеком (Божьим молотом), подкосившим всю царскую династию России. С момента свержения царизма и установления диктатуры Советов, как ни крути, адыги получили какой-то шанс культурной автономии, здравоохранение, возможность получить высшее образование. Как-то читал о том, что до 1917 года была большая смертность детская среди черкесов. В Майкопе до сих пор памятник ему стоит, думаю, пусть стоит, во всяком случае, этот человек не был настроен против нас».

Анзор, Черкесск: «Однажды, когда мне было 7 лет, на мою реплику "...Ленин давно умер...", моя сверстница-соседка с серьезнейшим выражением на лице, смотря куда-то вдаль, поправила меня: "Ты что! Ленин - вечно живой!". Мне показалось это нелепым и смешным). К советской власти отношение моё неоднозначное. Возможно, масштабы преступлений, совершенных ею, и перекрывают положительные достижения, но я бы не отказался бы от последних. Большевики из дремуче- тёмного народа в относительно короткие сроки вывели новую высокообразованную нацию. За срочную индустриализацию пришлось заплатить многими жертвами, но вряд ли можно было бы надеяться на победу ВОВ без индустриализации. У народов Кавказа появилась письменность (фактически), национальная литература и пресса, свои научные кадры, господдержка культуры и искусства, постепенно сложилась интеллигенция. Все, на чем мы сегодня базируемся, - все оттуда. И хорошее, и плохое».

Амина, Нальчик: «Для народов Северного Кавказа значение Ленина особенное, в том смысле, что именно он был отцом-основателем системы относительно равных условий и возможностей, исключающей социальное неравенство, в рамках которой наши народы мирно жили и развивались семьдесят лет». 

Совсем молодые люди ( до 25 лет) относятся к Ленину «никак» - «я училась в школе уже во время, когда культ Ленина перестал существовать, поэтому его день рождения никак не отмечался» (Халимат, Москва), «в мои школьные годы день 22 апреля ничем не выделялся» (Тамерлан, Москва), «в этот день у меня день рождения и мне говорили, что я самая-пресамая»( Бэлла, Карачаево-Черкесия); «отлично помню, что тогда в детстве, когда нам в школе учителя читали про детство Ленина, меня это не цепляло никак и было неинтересно вообще. Никакого впечатления не производило, с 1 класса я читал Жюля Верна, Майн Рида и др. Ленин тогда меня не интересовал, я помню, что 7-летним мальчиком я не понимал, зачем люди ходят в мавзолей смотреть мертвого дядю"(Инвер, Майкоп).

Поколение 35-45-летних говорит о Ленине примерно так: 


Юнус, Москва: «Ленин - это боль, которую испытывает человек при ампутации зараженной гангреной конечности. Я редко вспоминаю про Ленина и хочу вспоминать про него, как можно реже».

Юрий, Москва: «22 апреля у меня ассоциируется с сиренью, которую я срывал по пути в школу (без цветов не пускали). А Ленин для меня бесчеловечная, алчная до власти, озлобленная (..).Тот, чей лексикон изобиловал словами: расстрелять, повесить, сжечь и т.д. Он до истерики боялся свободомыслящей интеллигенции (вспомните Философский пароход). Тот, кто сегодня оправдывает ужасающую жестокость ради каких-то идей, на мой взгляд не может считаться морально здоровым человеком. ЖЕСТОКОСТЬ-ЭТО ХРАБРОСТЬ ТРУСОВ».

Ибрагим, Назрань: «Я ненавидел этот день, 22 апреля,так как мой дед уже в 4-5 классе рассказал мне всю правду о этом (..). Хвала Всевышнему, что не живу в те времена!»

Но мне написали  и совсем трогательные истории:

Амина, Нальчик: «Все мое советское детство, юность и часть взрослой жизни прошли под лозунгом –«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и «Ленин и теперь – живее всех живых».. Люди моего поколения свято верили, что Ленин – освободитель страны от самодержавия, которое угнетало народ … Благоговение перед вождем пролетариата прошло позже, уже в годы учебы в Литинституте, когда мы стали читать запрещенную литературу. Помню, меня поразила ленинская фраза – что мы, дескать, за большевики, если не можем несколько тысяч буржуев убить… что-то вроде этого, дословно не помню. И, тем не менее, я не отношу Ленина к злодеям.
Ленина породила сама жизнь, сама политическая ситуация, когда уже «низы не хотели..», а «верхи не могли…». Не было бы Ленина, был бы кто-нибудь другой.
Немного о том, какую роль сыграл Ленин в моей личной судьбе.
В 1970-м году исполнялось 100 лет со дня рождения Ленина. Я училась в 10 классе . Был объявлен всесоюзный конкурс школьных сочинений на тему «Есть у революции начало, нет у революции конца». Я написала сочинение о Ленине. Я придумала историю о том, как старики одной горской деревни, узнав о болезни Ленина, решили послать ему корень травы, которая исцеляет. Дело было зимой, корень пришлось искать под снегом. Кроме того, по поверью, выкопать корень можно было только ночью. В общем, сильно постаравшись, корень горские старики все же достали, отправили Ленину, но не успели. …Дальше описывалась скорбь стариков. Сочинение опубликовали в «Пионерской правде», меня наградили поездкой по ленинским местам – Казани, Ульяновске, Москве. А после окончания школы направили учиться в Литинститут».

Азамат, Нальчик: «В школе Ленин ассоциировался у меня со статусом октябренка. В начальной школе нас собрали и торжественно, перед строем вручили значки октябрят. Наверное, это было как раз 22 апреля. Значки были двух видов – пластмассовые, с фотографией Ленина внутри и металлические, покрытые эмалью. Первые носить было круче, почему - не знаю. Я мечтал, просто мечтал стать пионером. Заставил заранее купить пионерский галстук, ярко-алый, шелковый. Но галстук этот мне не пригодился. СССР развалился, пионеров отменили. Я еще долго этот галстук хранил потом. 
Каких-то особых образов, связанных с Лениным, у меня не было. Наверное, не успели сложиться. А может, это из-за родителей, отец, помню, довольно скептически относился к коммунистическому строю, хотя естественно сейчас жалеет и ностальгирует по тем временам. Гораздо большее впечатление на нас тогда произвел первый коммерческий магазин, в котором продавались брелки с девушками в купальниках и карты, где купальников вообще не было».

Орземес, Черкесск: «В тот апрель, когда наш класс должны были принимать в пионеры, я сломал себе обе руки и не ходил в школу. Но пропустить такое событие я не мог. И вот 22 апреля 1988 года с загипсованными руками, но весь из себя гордый, я стоял на торжественной линейке во дворе нашей школы».

Аслан, Большой Кичмай: «У нас в ауле Шихапъ (Головинка) жил некто Шхалахов Хурай. Его в начале 20 века судили и отправили в Сибирь в ссылку. И там, по его словам, он встретил Ленина. И когда после революции в народе заходила речь о Ленине и люди представляли его как батыра, красивого и всезнающего, Хурай скептически улыбался и говорил, что Ленин - ногаец из ногайских степей, он маленький и даже денег у него не было, и я, Хурай, одолжил ему свои галоши, так как галош у него, у Ленина, не было. И такой рассказ вызывал у всех смех и на Хурая смотрели неоднозначно. Но после смерти Ленина Хураю спецпочтой доставили галоши и благодарность от имени ВКП(б) за помощь вождю народов. Вот такая история, связанная с Лениным и торговцем Хураем, была в истории нашей долины Шахе».