"Беглец" Георгия Гобаева - важный текст современной осетинской литературы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

вчера был наш очередной книжный клуб, который я провожу уже 2,5 года, и было интересное заседание, потому что повод сам по себе интересен. Георгия Гобаева. 

роман был опубликован в журнале "Дарьял" в четырех номерах. Начало тут

текст написан на основе современных осетинских реалий и рассказывает о судьбе двух друзей, один остался жить в Осетии и стал очень интересоваться народным чиновником, другой стал бизнесменом и немного аферистом-наркошей в Москве. текст изобилует отсылками к реальным событиям в Осетии в последние несколько лет, таким образом, как: знаменитый антиковидный митинг, скандал с переселением детей из детских домов и множества других. то же самое с сюжетами - все они как будто написаны с незначительными примерами, хорошо рассказанными в республике. но не обязательно знать, кто за них стоит, потому что они отлично выписаны и встречаются без реального бэкграунда. 

история, конечно, универсальна для каждого региона России, но именно осетинские реалии в отношениях, местная фактура, придают тексту фирменный, особый стиль.

Гобаев читатель когда-то свой писательский путь с чисто юмористических рассказов про своего кота, про похищение невесты. потом добавил потом актуалочки в рассказ про дружбу натурала и гея (рассказ, который сейчас по идее потребляет РФ), был отличный рассказ с хэппи-эндом "Милости просим" про сферу теневого бизнеса в Москве и вот вдруг роман с расходом концом.

"Беглец" - это однозначно новая ступень для автора, и самый невеселый, самый доступный к сегодняшнему дню текст. несмотря на легкий стиль накопления, приправленный гуманитарными шутками и выбросами от ссылок к классикам литературы, на встречающихся авторам, на месте. список прежний: Стейнбек, Шолохов, Хэмингуэй. цитата из романа:

Он достал из внутреннего кармана черный блокнот и массивную металлическую ручку.

– О, «Молескин», Хемингуэй писал в таких блокнотах.

– А я в них гайцам на лапу даю. Резинка плотно держит, и без палева можно передавать, – сказал Паха.

– Короткий и грустный рассказ, Хэм был бы доволен.

но анхэппи-энд «Беглеца» навевает сильный пессимизм и ставит вопросы о неизбежности зла, неверия в идеал справедливости, конце надежд на перемены к лучшему.

к сожалению, эти серьезные вопросы настолько захватили некоторых участников встречи, что мы не смогли на нашем заседании раскрыть весь потенциал романа, постоянно скатываясь в политику. а ведь поговорить было о чем – это и классно прописанные второстепенные персонажи, и такие меткие детали современных отношений осетинской молодежи, и главное – кто убил Сплинтера, главного героя… а, и еще, конечно, хотелось поразмышлять о том, насколько автора на написание текста вдохновил знаменитый роман Джона Апдайка «Кролик, беги», ведь в финалах определенно есть что-то общее. 

все это осталось за рамками обсуждения. в то же время, если людям важнее было именно в таком, более реалистичном разрезе проговорить текст, то это тоже хорошо. 

а вообще, обычным издателям можно было бы подумать об издании «Беглеца» отдельной книги, она могла бы найти своего читателя, мне кажется.

спасибо всем, кто ходит на наши встречи! читайте современную кавказскую литературу, она полна интересных и актуальных текстов!

АЦ