быть беженцем - круто!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

я назвал свою мифическую рок-группу "Беженцы новой волны" и сразу получил вопросы, откуда такое название? просто, я думаю, что в беженцах, иммигрантах, перемещенных лицах, в них есть что-то особенное. 

беженцы всегда отличаются. далеко не всегда в лучшую сторону, но всегда отличаются. причем, не только для других, это и внутренне чувство. когда ты резко меняешь место жительства, то возникает ощущение, что ты какой-то другой. и это могут быть совсем небольшие расстояния.

когда в восемь лет меня отвозили к бабушке, из спального района Тбилиси в самый его центр, тамошние друзья, центровые, подшучивали надо мной - "да у вас там коровы по улицам ходят". и это было так, и я чувствовал разницу, и чувствовал себя микро-беженцем.

макси-беженцем я почувствовал себя в 13 лет, когда неожиданно перебрался из Тбилиси во Владикавказ, поступил в новую школу и не понимал на каком языке говорили мои новые одноклассники. причем, говорили они по-русски. но вопрос "есть марочка, корочки протереть?" ставил меня в полный тупик. впрочем, не понимали и меня, страшно представить, но вместо "ух ты", я тогда говорил странное "авое". АВОЕ!

языковые отличия очень сильно давали ощущения себя другого. ты как будто впервые смотришь на себя со стороны. а кроме них были еще поведенческие, культурные, порой совсем неожиданные. как выразился один мой знакомый, также бежавший из Тбилиси, "меня как будто посадили на шест и возят по городу", таким было его первое впечатление от небольшого провинциального Владикавказа.

и вот в этой новой реальности каждому нужно утвердиться. прежний комфорт утерян, нет прежних знакомых, прежних понятий и порядков, и нужно снова найти себя в этой реальности. 

ну и дальше кто во что горазд. кто в криминал, кто в знания. все прекрасно помнят дикий всплеск преступности в начале 90-х, за которым по большей части стояли также выходцы из Грузии. но есть и другие, кто проник в интеллектуальные сферы жизни и проявил себя там. такие есть и в Осетии и во всем мире, Фредди Меркьюри, например. 

преимущество беженца в том, что он в новой реальности видит все иначе, не так как коренные жители. смотрит незашоренным глазом. замечает многое из того, чего не видят местные. и не важно, приехал ли он из большого города в провинцию или наоборот. важно, что он воспринимает по-другому.

слабость беженца в том, что когда он высказывает свою критику, даже спустя годы житья на новом месте, он всегда рискует получить обвинения в том, что он "чужой" и "пришлый" и вообще не "один из нас". в этом смысле, беженец до конца дней не будет чувствовать себя до конца своим. дискомфорт, превращающийся в привычку.

в идеале, людям было бы неплохо научиться просто слушать смысл слов, без оглядки на стереотипы "свой" и чужой". 

когда ты переезжаешь, ты оказываешься в центре смешения двух (или больше) культур. в этом смысле, переезд (не важно по какой причине, в поисках работы или от угрозы жизни) это мощный творческий стимул, главное его использовать. но это и конечно риск озлобиться на свою жизнь из-за неудач и навсегда потерять себя. 

вот здесь есть небольшой список выдающихся беженцев, составленный ООН. в некоторых моментах с ним конечно можно поспорить. например, там упоминается Тарковский, хотя лично я считаю, что свои лучшие фильмы он снял в СССР, а все что делал на чужбине уже тронутом следом обиды. но там есть и примеры, с которыми не поспоришь. кроме того, это очень короткий список, при желании каждый может вспомнить нужный пример. Железный Арни? Гайто Газданов?http://www.unhcr.ru/index.php?id=19

и напоследок, когда я уже учился Североосетинском Госуниверситете, более половины круга моего общения стояла из беженцев из Грузии и Средней Азии. все они были странными типами и может поэтому нас тянуло друг к другу. необходимость посредством творческих усилий преодолеть ощущение "других". сейчас им уже всем почти по 40 лет, никто из них не стал Эйнштейном, не добился славы, но они не пропали, кто фотограф, кто писака, и они все еще ищут себя, тех, кого когда-то давно потеряли...

вот поэтому и название "Алан Цхурбаев и беженцы новой волны". New Wave типа...