Защита потерпевших призвала раскрыть состав использованного при штурме на Дубровке газа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Государство игнорирует положение заложников, выживших после теракта в Театральном центре на Дубровке, заявили участники пресс-конференции в Москве. По словам представителей потерпевших, власти обязаны раскрыть точный состав примененного при штурме газа, поскольку от этого зависит лечение их доверителей.

Как писал "Кавказский узел", 2 марта в Москве прошла пресс-конференция, посвященная делу о террористическом акте на Дубровке, в ней приняли участие адвокаты, представляющие на безвозмездной основе интересы потерпевших в результате теракта. Участники пресс-конференции заявили, что суд отказывается пойти навстречу потерпевшим и исследовать то, что именно стало причиной смерти заложников. По версии потерпевшей стороны, большинство из заложников погибли в результате применения при штурме газа и неправильного оказания первой помощи пострадавшим от отравления.

23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре на Дубровке боевики захватили в заложники 916 человек. В обмен на их жизни группа террористов в составе 40 человек, в том числе 19 женщин, требовала немедленного прекращения боевых действий в Чечне и вывода с территории республики федеральных войск. Требования боевиков удовлетворены не были. Через три дня при проведении операции по освобождению заложников погибли 130 человек, более 700 пострадали. Все исполнители теракта были убиты. Подробнее с обстоятельствами теракта и последовавших судебных процессов можно прочесть в материале "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Лечение потерпевших зависит от того, какой именно состав был у газа

В начале мероприятия адвокат потерпевших Каринна Москаленко предупредила, что на пресс-конференции не будут затронуты вопросы размера компенсаций потерпевшим, передает корреспондент "Кавказского узла".

"Рассматривается вопрос не денежный. Исковые заявления никакого отношения к главной задаче потерпевших не имеют. Речь идет о признании нарушения права на жизнь и установления обстоятельств гибели каждого из заложников, обстоятельств, при которых принимались решения о штурме", – подчеркнула Москаленко.

Потерпевшим важнее всего в результате процесса не материальную выгоду получить, а "понять, от чего лечиться и от чего погибли родственники", поддержал адвокат Сергей Панченко.

Участники пресс-конференции подчеркивали, что власти под разными предлогами отказываются объявить название и состав газа, который был применен при штурме.

"Те, кто похоронили своих близких, хотят знать, каким веществом травили их. Но в большей степени данный факт интересует выживших, получивших серьезные болезни. Это право на частную жизнь", – сказала Москаленко.

Она привела в пример ситуацию одной из потерпевших, Анны Закарян, которая выросла под опекой старшего брата, поскольку в 2002 году, будучи еще ребенком, потеряла обоих родителей. Смерть родителей Закарян наступила в результате последствий применения неизвестного вещества, а не от пуль террористов.

"Есть сомнения, что газ можно было использовать на живых людях", – указала Москаленко.

Бывшие заложники теперь страдают от многочисленных болезней, приобретенных от использования газа, рассказали на пресс-конференции адвокаты Мария Куракина и Сергей Панченко.

"Мы добиваемся того, чтобы суд обратил внимание не только на интересы семей погибших при теракте, но и на судьбы тех, кто выжил. В настоящее время в этом государство отказывает", – указал, в частности, Панченко.

Согласно позиции государства, продолжил адвокат, "все люди умерли естественной смертью", то есть "безо всякой связи с газом".

Напомним, со слов участников пресс-конференции, ФСБ раскрыло только, что при штурме применялся газ на основе наркотического вещества триметилфентанила.

В 2014 году расследование дела о теракте было возобновлено в связи с задержанием Хасана Закаева. Согласно его показаниям, он занимался перевозкой оружия для участников захвата здания театра, но не знал о планах террористов. 24 ноября 2016 года суд отказался приобщить к делу Закаева материалы независимого расследования. 1 марта суд отказался вернуть в прокуратуру дело Закаева, заявив об отсутствии нарушений в расследовании.

Подлинная роль Закаева в теракте так и не определена, считают адвокаты

Потерпевшая сторона считает, что следствие и суд до сих пор не установили конкретную роль Закаева в теракте, пояснила Каринна Москаленко.

"Ранее же были осуждены либо амнистированы люди по тем же обвинениям. Но потерпевшая сторона ни в одном судебном процессе не участвовала", – сказала адвокат.

На прошедшем 1 марта судебном заседании у суда возник вопрос, убеждена ли потерпевшая сторона в виновности Закаева и будет ли она требовать его наказания, отметила она.

"Потерпевшие ответили: если суд придет к выводу, что вина доказана. Я пояснила суду, что потерпевшая сторона не берет на себя обвинительную позицию; мы нейтральная сторона – арбитры, которым важно сделать собственные выводы", – сказала Москаленко.

По ее словам, 1 марта представители пострадавших подали несколько ходатайство, но все они были отклонены. Среди них – просьба предоставить состав газа, допросить медиков, вынесших решение о том, что газ не стал причиной смерти заложников. Москаленко отметила, что судьи крайне скептически относятся к участию в судебном процессе представителей правозащитных организаций, в частности члена координационного совета "Норд-Ост" Дмитрия Миловидова – отца двух заложниц. Со слов адвоката, 1 марта председательствующий заявил, что "в суде правозащитники не нужны".

На процессе также регулярно возникают проблемы с вызовом потерпевших в суд, отметил сам Дмитрий Миловидов.

"За годы следствие растеряло адреса и телефоны пострадавших. Документы неясно где: то одна служба изымет, то другая. Часть документов в архиве", – рассказал он.

Потерпевшая сторона не согласна с отказом суда вернуть дело прокуратуре

Следующее заседание по делу Закаева состоится 9 марта, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" после мероприятия адвокат потерпевших Игорь Зубер. В этот день состоятся прения сторон.

С решением суда, отказавшегося вернуть в прокуратуру материалы дела Закаева, сторона потерпевших не согласна, сказала корреспонденту "Кавказского узла" Каринна Москаленко.

"Позиция суда фактически закрывает нам доступ к подлинному правосудию. Реакцией со стороны пострадавших будет ходатайство в случае, если суд не изменит своей позиции", – указала Москаленко.

Дмитрий Миловидов рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о судьбе остальных осужденных в связи с терактом людей.

"Один человек скончался от туберкулеза, другой от гриппа. С остальными была видеоконференция из суда неделю назад. Тогда они заявили, что знают Закаева как участника преступления. Впоследствии они отказались от своих показаний, которые, впрочем, были судом все же учтены. Что касается применения пыток в их отношении, то судья данный вопрос оборвал", – рассказал Миловидов.

Напомним, обвинения в организации теракта заочно были предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву. В июне 2003 года прокуратура Москвы прекратила дела в отношении этих людей в связи с их смертью.

По обвинению в пособничестве террористам были осуждены Заурбек Талхигов (20 июня 2003 года Мосгорсуд приговорил его к восьми с половиной годам лишения свободы), Алихан и Ахъяд Межиевы, а также Аслан Мурдалов и Ханпаша Собралиев (в апреле 2004 года Мосгорсуд приговорил их к наказаниям от 15 до 22 лет колонии, они также были признаны виновными в подрыве автомобиля у "Макдональдса" на юго-западе Москвы), Асланбек Хасханов (в июле 2006 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам лишения свободы).

Расследование последствий штурма театрального центра, в частности смертей заложников, проводилось некачественно, сказала корреспонденту "Кавказского узла" после мероприятия эксперт движения "За права человека" Елена Санникова.

"Нарушено право на жизнь. Во-первых, неясно и неочевидно, что был за усыпляющий газ и как он был применен. Во-вторых, убиты захватчики: встает вопрос, если применили усыпляющий газ, то почему террористы убиты? Силовики расстреляли тех, кто мог дать показания, главных фигурантов дела. Какой в этом смысл? Необходимо было разобраться, как огромная банда смогла совершить столь ужасный теракт", – рассказала Санникова.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"