За убийством Максуда Садикова стоят противники примирения религиозных общин Дагестана, считают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Общественные деятели Дагестана, а также эксперты-кавказоведы считают, что за убийством ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова стоят силы, противостоящие процессу примирения религиозных общин республики.

Напомним, Максуд Садиков был застрелен двумя неизвестными из оружия неустановленного образца 7 июня около 21.40 у подъезда своего дома по улице Абубакарова. Вместе с ним был убит его племянник. Нападавшие скрылись. Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе МВД Дагестана, с места происшествия изъяты 25 гильз и шесть пуль калибра 9 мм и травматический пистолет.

Следствие: основная версия убийства Садикова – активное выступление против экстремистского течения ислама

По данным следственного управления Следственного комитета России по Республике Дагестан, "основной версией убийства следствие рассматривает профессиональную деятельность Садикова – активное выступление против экстремистского течения ислама".

"Составлен план следственно-оперативных мероприятий, в соответствии с которым проводятся неотложные следственные действия, направленные на раскрытие преступления. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство) и статье 222 УК РФ (незаконный оборот оружия)", – сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в следственном органе.

Свидетель: в Максуда Садикова и его племянника стреляли точечно и избирательно

Главный свидетель случившегося - Марат Сайфутдинов предположил, что убийцами Садикова были профессионалы. "Максуд-хаджи пригласил нас с женой на ужин. Он и его племянник сели в машину на передние сидения, мы с женой - на заднее. Когда машина подъехала к его дому, я первым вышел из машины, хотел зайти в магазин. Почти одновременно из машины вышел Максуд-хаджи и тут начался шквальный огонь", - вспоминает Сайфутдинов.

По словам очевидца, защищать дядю выскочил с пистолетом племянник Залимхан. "Я успел отойти метров на пять, споткнулся и упал. Возможно, это и спасло меня. Моя жена все это время оставалась в машине, она не пострадала", – рассказал Сайфутдинов.

Он показал, что нападавшие были без масок, крепкого телосложения, без бороды, с "четкой стрижкой" и пистолетами на страховочных ремнях. "Нападавшие имели кавказскую внешность. Смею предположить, что они профессионалы, так как вели стрельбу точечно и избирательно",  – отметил Сайфутдинов.

Собеседник добавил, что в день убийства никаких подозрительных действий не происходило: "Ничего такого, чтобы указывало на то, что Садикову угрожает опасность, не происходило. Все было спокойно".

"Убийство Максуда Садикова – большая потеря для Дагестана"

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Дагестана Магомедрасул Омаров заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что убийство Максуда Садикова – большая потеря для народа Дагестана.

"Максуд Садиков был публичным человеком, вся его деятельность была на виду. Все, что он делал, было во благо республики, во благо Дагестана и России. Вся работа его была посвящена просвещению народа, и в особенности молодежи. Он создал институт, в котором учащиеся получали одновременно и светское, и духовное образование. Он внедрил нечто новое в образовании в Дагестане", – подчеркнул Омаров.

По словам представителя ДУМ Дагестана, Максуд Садиков тесно сотрудничал с ними и даже выполнял функции помощника муфтия республики.

Заведующий кафедрой исламской теологии Института теологии и международных отношений Хамзат Гитиномагомедов не видит причин для убийства ректора вуза.

"Ту работу, которую вел Максуд Садиков, сегодня никто делать не может. Он был очень уважаемым в нашем институте. Он был хорошим руководителем и сильным ученым. Его уважали и преподаватели, и студенты, и вся общественность республики. Все были довольны его работой", - утверждает Гитиномагомедов.

По словам собеседника, Садиков сильно переживал за свою родину и старался больше уделять внимания вопросам просвещения. "Непонятно, за что можно было убить его. Я даже не могу предположить версии его убийства", - заключил заведующий кафедрой Института теологии и международных отношений.

"Убийство Садикова направлено на срыв примирения различных религиозных общин Дагестана"

Руководитель республиканской общественной организации "Территория мира и согласия" Сулейман Уладиев предположил, что за убийством Максуда Садикова стоят силы, противостоящие процессу сближения представителей различных направлений ислама – салафизма и суфизма.

"Я лично хорошо знал Садикова. Мы с ним не раз встречались и пытались решать существующие в Дагестане проблемы, в том числе и проблему терроризма. Он был очень спокойным, достойным, умным, мудрым и выдержанным человеком. Он был сторонником мира и противником того, чтобы людей лишали жизни, и его убийство – это и потеря хорошего человека, и удар по репутации Дагестана", - заявил Сулейман Уладиев.

Собеседник отметил, что наряду с другими общественными и религиозными деятелями Садиков занимался вопросами, направленными на то, чтобы остановить кровопролитие и не допустить войну.

"У меня такое ощущение, что за этим преступлением стоят те, кто выступает против процесса сближения и примирения представителей различных направлений ислама - салафизма и суфизма, который начался в Дагестане два месяца назад. Получается, есть противники этого примирения. Максуд Садиков не был врагом ни для кого. Кому-то в Дагестане нужна война, поэтому все это и делается", – констатировал Уладиев.

С этим согласен и член рабочей группы Общественной палаты по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Руслан Курбанов.

"После убийства Максуда Садикова практически все эксперты-комментаторы заявляют, что преступление было направлено на срыв мирного сближения позиций между различными общинами верующих в Дагестане, между Духовным управлением мусульман и независимыми религиозными общинами. Максуд Садиков был той уникальной фигурой, которая находила общий язык со многими группами и общинами. Фактически он выполнял роль посредника и очень тонкого дипломата", – отметил Руслан Курбанов корреспонденту "Кавказского узла".

Эксперт готов присоединиться к голосу тех, кто заявляет, что убийство Садикова направлено на срыв процесса сближения позиций различных религиозных групп в Дагестане. "В этом случае версия его убийства увязывается не с "лесными", а с теми, кто принципиально не хочет диалога между религиозными общинами Дагестана", – считает Курбанов.

В то же время он не исключил и такой версии, что за преступлением могут стоять действующие на Кавказе "убийцы-одиночки", которые выбирают себе очередную жертву среди своих идеологических оппонентов.

"Причем, они идут на это без всяких размышлений о том, что этим убийством они намереваются сорвать миротворческий процесс. Эти одиночки могли расстрелять Максуда Садикова, совершенно не думая о последствиях и о том, какую роль играет этот человек в процессе взаимодействия между Духовным управлением мусульман и независимыми религиозными общинами мусульман республики. Мы знаем, как быстро и регулярно молодые ребята, не отдающие себе отчета в том, какие сложные процессы происходят в республике, просто прибегают к таким крайним методам со своими идеологическими противниками", - говорит эксперт.

По его словам, сейчас в Дагестане выявляют очень много случаев, когда из Башкирии, Казахстана, Сибири прибывают желающие воевать с системой, "будучи очарованными пропагандой джихада в Интернете, приезжают, чтобы выйти на представителей подполья, до этого скачав из Интернета схемы взрывных устройств, азы диверсионного дела".

"Поэтому я могу предположить, что некие одиночки, желающие внести свой "вклад" в дело уничтожения государственной системы, взяли и расстреляли его. Однако близкий друг убитого ректора Марат Сайфутдинов, ставший свидетелем убийства, утверждает, что нападавшие были профессионалами своего дела", - замечает Курбанов.

Он отмечает, что эти сведения заставляют делать упор на первой версии. "Чтобы строить более точные версии убийства, нужно знать детально религиозно-политический расклад вокруг фигуры Максуда Садикова", - заключил Курбанов.

Как сообщал "Кавказский узел", Максуд Садиков являлся также сопредседателем и председателем Общероссийского политического общественного движения "Нур" ("Свет"), был известен своей общественно-политической работой. 19 мая он был в числе участников встречи в Махачкале первого замруководителя администрации президента РФ Владислава Суркова с представителями духовенства республики. Садиков был также заявлен участником выездного заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества, где должен был выступить с докладом.

Убийство Садикова продолжило серию нападений на религиозных общественных деятелей на Северном Кавказе. По подсчетам "Кавказского узла", с начала 2010 года по настоящее время в регионе совершено не менее 15 подобных покушений, в результате которых погибли не менее 12 человек. Девять из них были убиты в Дагестане.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"