Воскресшие из рая

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Четырёхкратно уничтоженный террорист

Русскую поговорку "Живуч, как кошка" сейчас, похоже, впору законодательным образом заменить на более актуальный вариант: "Живуч, как боевик". Действительно, с Северного Кавказа постоянно приходят сводки, что уничтожен тот или иной полевой командир, вот только большинство из этих покойников, согласно рапортам МВД, ФСБ, ГРУ и прочих силовых структур... уничтожалось неоднократно. "Доподлинно подтверждённых" смертей одного Шамиля Басаева мы насчитали более десятка - в начале второй чеченской кампании его ликвидировали по пять раз за год. Сейчас этого террориста стали убивать несколько реже, но появились иные многократно убиенные.

Согласно Корану шахиды после смерти попадают в рай. Согласно милицейским протоколам попадали туда они не раз.

Мы подготовили для вас краткую сводку "повторных" убийств известных полевых командиров - вы можете сами составить представление о том, насколько правдивой бывает информация об их ликвидации.

Аккурат на прошлой неделе пресс-служба МВД Дагестана отрапортовала, что уничтожен "один из идеологов джамаата "Шариат" Махач Расулов". Для дагестанских милиционеров Расулов давно является целью номер один. Желание разобраться с ним было такое сильное, что за последние полгода это уже третье уничтожение террориста.

В октябре прошлого года дагестанские милиционеры убили Расулова два раза с разницей в две недели. Первый раз об уничтожении террориста сообщили после проведения спецоперации 9 октября в Махачкале. Тогда по наводке агента милиционеры обложили дом № 40 по Первомайской улице в самом центре дагестанской столицы. По имевшейся информации, в доме укрывались четверо боевиков. Предложение сдаться было проигнорировано, и начался штурм, в результате которого погибли четверо террористов и двое милиционеров. Кроме того, досталось и окрестным жителям: поскольку террористов расстреливали из танков, то "немножко порушили окружающие дома" - примерно этак с полквартала.

В тот же день пресс-служба МВД распространила заявление, согласно которому все четверо уничтоженных боевиков опознаны: ими оказались Махач (Ясин) Расулов, Абдузагир Мантаев, Мурад Хайбулаев и Абдулкадыр Исаев. Однако спустя две недели (24 октября) убитый Расулов обнаружился вновь, на этот раз в доме № 53 по проспекту Насрутдинова. В 46-й квартире, по имевшейся информации, засели трое боевиков. Их обложили более 400 сотрудников МВД и ФСБ, и после продолжительного боя все трое были уничтожены.

Руководил спецоперацией лично министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Он и сообщил журналистам о личностях убитых террористов. Ими оказались Гаджимагомед Исмаилов по кличке Рамазан, Мурад Лахиялов. Третий труп, сильно обгоревший, приписали убитому двумя неделями раньше Махачу Расулову.

И вот 10 апреля проводится очередная спецоперация, в которой в очередной раз погибает Махач Расулов. И на этот раз его ликвидировали в центре Махачкалы, в доме № 20а по улице Хизроева. Двум боевикам удалось уйти. Оказалось, что они неплохо знакомы с элементарными мерами безопасности. Террористы установили камеры наружного наблюдения и своевременно узнали о готовящемся штурме. Но вот Расулову, как сообщает МВД Дагестана, уйти не удалось. Также милиционеры отрапортовали о задержании жены Расулова, которая, по версии следствия, помогала боевикам. Последнее, наверное, всё-таки соответствует действительности.

Как шахид, Махач Расулов уже трижды должен был оказаться на том свете, но, судя по наметившейся тенденции, у него есть неплохие шансы быть ликвидированным в четвёртый раз.

Слухи о моей смерти сильно преувеличены

Расулов был одним из главных лиц джамаата "Шариат". Долгое время эту организацию возглавлял Расул Макашарипов по прозвищу Муслим. Его называли дагестанским Басаевым. За голову Макашарипова была обещана весьма солидная по дагестанским меркам награда - $50 тысяч. Добраться до него любой ценой было делом принципа для силовиков, так как на счету "Шариата" были десятки убитых милиционеров.

Справедливости ради надо упомянуть, что охоту на оперативников боевики поначалу затеяли не по высоким соображениям джихада, а в качестве кровной мести, уж слишком часто мусульмане не выживали после допроса, а те, кому повезло больше, становились инвалидами. В конце концов многочисленные кровники решили, что это всё-таки вопрос веры, и объединились в религиозно-военную общину, которую и называют теперь "Шариат".

Первому лидеру этой общины, прежде чем он был убит по-настоящему, лично довелось опровергать сообщения о собственной смерти.

Первый раз о том, что его наконец-то удалось достать, милиционеры радостно сообщили 15 января 2005 года. Уничтожили боевика после 14-часового боя на 6-й Магистральной улице Махачкалы. В результате спецоперации были убиты ещё четверо членов "Шариата". Сообщалось, что смерть главного дагестанского террориста получилась какой-то нелепой: то ли шальная пуля зацепила, то ли подорвался на собственной гранате.

Но через несколько дней, 21 января, на чеченском сайте "Кавказ-Центр", появилось сообщение от имени Макашарипова, что он жив и здоров. Следователям пришлось подтвердить, что среди уничтоженных в январе боевиков Макашарипова не было.

Нашёл свою смерть лидер "Шариата" в июле того же года. По оперативным каналам спецслужбы получили информацию, что Муслим скрывается в Махачкале в доме № 38 по улице Гаджиева. На этот раз до полного выяснения, кого же на самом деле удалось уничтожить, победных реляций силовики не выпускали. Дождались, пока тело опознают родственники, а полная уверенность, что достали именно Макашарипова, наступила лишь после дактилоскопии.

Милиция Дагестана пошла по стопам Дон Кихота

Одним из подвигов самого знаменитого испанского идальго было сражение со стадом овец, которых Дон Кихот принял за неприятельское войско. Как утверждают дагестанские журналисты, этот знаменитый подвиг повторили милиционеры в северной столице Дагестана - Хасавюрте.

В конце марта республиканское МВД сообщило об уничтожении так называемого эмира Хасавюртовской зоны Самира Пашаева. Он и его пособник были уничтожены в доме № 39а по улице Шейха Тажудина в Хасавюрте 28 марта.

Милиционеры не без гордости сообщили о достигнутом успехе: по их предположениям, Пашаев причастен к десяткам терактов и убийствам милиционеров. Победители по-геройски скромно рассказывали, как террористы отстреливались и отбрасывались гранатами. По дагестанскому обычаю боевиков уничтожали с применением тяжёлой техники, гранатомётов, огнемётов, и штурм дома, продолжавшийся всю ночь, естественно, закончился пожаром, спалившим строение дотла. Обугленные тела боевиков доставили в местный морг.

Первыми заподозрили неладное владельцы дома: их поразило, что на стенах домов, расположенных напротив их сожжённого жилища, почему-то не осталось следов от пуль, выпущенных отбивающимися боевиками.

А тела, представленные общественности, по утверждениям сына владелицы дома Хизри Гасанханова, являются обугленными бараньими тушами. Хозяйка дома Айганат Гасанханова торгует на местном рынке мясом. За день до спецоперации она приобрела мяса на 100 тыс. рублей и повесила туши в холодном подвале, именно их ей и предъявили для опознания в прокуратуре.

По утверждениям Гасанханова, в доме никого не было, и милиционеры всю ночь атаковали пустое домовладение.

Судя по всему, спецоперация была следствием ошибочной оперативной информации (читай кто-то просто оговорил соседей). Милиционеры не нашли нужным провести проверку, а, чтобы не подставляться, просто разнесли подозрительный дом в щепки. Когда же выяснилось, что они без серьёзных оснований уничтожили чужое и дорогостоящее добро, подожгли руины, чтобы замести следы.

Впрочем, этот случай вовсе не из ряда вон. В Дагестане уже случались штурмы пустых домов. 15 января в Махачкале на улице Габиева штурмовали дом № 27. Спецоперацию провели по всем правилам, с эвакуацией соседей и глухим оцеплением, однако в доме никого не оказалось. О результатах спецоперации в МВД сообщать не стали.

За террориста можно получить столько медалей, сколько раз его убьёшь
Быть по нескольку раз убитыми - это своего рода "привилегия" главарей боевиков. Рекордсменом по количеству собственных смертей является Шамиль Басаев. Последний раз о его предполагаемой смерти сообщали после нападения на Нальчик в октябре прошлого года на страницах малоизвестной газеты "Чеченское общество" со ссылкой на свой источник в ФСБ. Примечательно, что официально комментировать это сообщение спецслужбы отказались, неофициально просили дождаться результатов опознания. Судя по дальнейшему молчанию, гибель главного кавказского террориста так и не подтвердилась.

Такая осторожность, видимо, объясняется тем, что Басаева хоронят довольно регулярно. Причём рапортуют об этом не всегда малотиражные газеты. Лица из руководства страны не раз прокалывались на этой теме.

О гибели Басаева в 2002 году рапортовал аж начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Генерал, видимо, пребывал в приподнятом настроении: он приехал с визитом в Грозный, и ФСБ доложило ему о стопроцентно точном уничтожении Хаттаба. Если ранее об отравлении арабского моджахеда ходили в основном слухи и никаких документальных подтверждений его смерти не было, то к визиту Квашнина спецслужбы сумели добыть убедительное доказательство - видеосъёмку похорон полевого командира. А чтобы создать у прибывшего генерала иллюзию полного разгрома верхушки чеченских банд, решили сообщить о ликвидации Басаева.

По меньшей мере трижды хоронили одиозного полевого командира Арби Бараева, которого недолюбливали многие лидеры боевиков именно из-за чрезмерной жестокости. Его всё же удалось достать в июне 2001 года, хотя годом раньше, согласно сводкам спецслужб, Бараев был убит два раза.

Подобные проколы силовики любят списывать на журналистов, которые в погоне за сенсацией опустили словосочетание "есть вероятность". Но довольно сложно списать на нашего брата две смерти арабского наёмника Абу Умара Мохаммеда аль-Саифа в 2001 году.

В июле того года сотрудники УФСБ и военной комендатуры ликовали по поводу уничтожения "кровавого араба". Показали труп Абу Умара по центральным каналам и рассказали в подробностях, как именно им удалось достать наёмника. Однако в октябре того же года Объединённая группировка Российских войск ещё раз сообщила об уничтожении Абу Умара. На этот раз скромно и безо всяких подробностей, стараясь особо не комментировать значительный успех спецслужб.

Поспешные доклады об успехах следователи объясняют ещё и тем, что порой сложно идентифицировать боевиков. Многих из террористов знакомые и родственники не видели по нескольку лет и могут их попросту не узнать. С проведением генетической экспертизы тоже не всегда всё просто. Часто не удаётся найти прямых родственников. А отпечатки пальцев сняты далеко не у всех разыскиваемых бандитов.

На вопрос о том, зачем сообщать о смерти, если нет полной уверенности, силовики предпочитают не отвечать.

На наш взгляд, помимо объективных трудностей есть ещё одна причина: за охотой на террористов скрывается охота за орденами и званиями. Доклады о ликвидации знаменитого недруга очень позитивно воспринимает руководство силовых структур, и оно тоже иной раз склонно не замечать слова "есть вероятность".

Когда же обнаружится, что предположение не подтвердилось, никто всё равно не будет отбирать награды у заслуженного человека. Тем более что он всегда может оправдаться перед начальством, как и перед журналистами: "Я же не утверждал, что наверняка".

Уничтоженные в бесланской школе боевики оживали один за другим
Чем крупнее операция, тем больше можно списать террористов. С уничтоженными в сентябре 2004 года захватчиками бесланской школы возникла большая путаница. Одному из "убитых боевиков" пришлось доказывать в суде, что он жив и не захватывал школу.

Бывший телохранитель и двоюродный брат Руслана Аушева Магомед был объявлен погибшим террористом. Информацию об этом распространила газета "Жизнь" со ссылкой на ФСБ Осетии и Ингушетии. Разгневанный брат экс-президента Ингушетии обратился в Басманный суд города Москвы и выиграл дело. Прежде чем обращаться с иском, он зашёл к нотариусу и получил справку, что он действительно жив. Суд, впрочем, эту справку с него не потребовал, живой истец оказался серьёзным аргументом даже для "басманного" правосудия.

С другим "захватчиком" многострадальной школы, Изнауром Кодзоевым, тоже вышла история. Обращение его жены с просьбой отпустить бесланских детишек смотрела вся страна. После штурма утверждалось, что Кодзоев был уничтожен вместе с остальными боевиками, захватившими школу. Однако 13 апреля 2005 года пресс-служба ФСБ по Ингушетии сообщила, что Кодзоев уничтожен в ходе спецоперации в селении Альтиево. Был ли он причастен к незаконным вооружённым формированиям, не был ли - вопрос открытый, но однозначно "бесланский грех" на нём всё-таки не лежит.

Полная чехарда получилась с известным арабским боевиком Абу Дзейтом (Маленький Омар). Следователи, расследующие бесланский теракт, объявили его организатором захвата школы. Утверждалось, что несколько спасённых заложников вспомнили, что его имя в соответствующем контексте захватчики произносили в их присутствии. Однако в МВД Ингушетии официально заявили, что такого быть не может, так как Дзейт был уничтожен в июне 2004 года в Маглобеке.

Как оказалось впоследствии, ингушские милиционеры сильно заблуждались. Абу Дзейта смогли убить лишь 16 февраля прошлого года в Ингушетии. В обвинительном заключении по бесланскому теракту он фигурирует как организатор.

Пытались приписать к захвату бесланской школы и знаменитого ингушского боевика по кличке Магас (Магомед Евлоев), прославившегося за несколько месяцев до этого блестящей операцией по захвату на одну ночь бывшей столицы Ингушетии Назрани. Предположения о причастности его к Беслану не подтвердились, как и не подтвердилась его гибель в Ингушетии сразу после захвата Назрани. Тогда силовики поторопились похоронить Магаса из желания угодить президенту.

Путин устроил силовикам жуткую выволочку. Им надо было как-то оправдываться перед верховным главнокомандующим. И вот перед заседанием Комитета Госдумы по безопасности, посвящённым нападению на Назрань, Региональный оперативный штаб по проведению контртеррористических операций на Северном Кавказе объявил о ликвидации Магаса, подозреваемого в организации атаки на Ингушетию.

- Официальные и проверенные данные свидетельствуют о том, что уничтоженный при оказании вооружённого сопротивления боевик является именно Магомедом Евлоевым, а не кем-либо из его родственников, - был уверен генерал-майор из РОШа Илья Шабалкин. - Это именно тот боевик, который возглавлял группировку незаконных вооружённых формирований в последнем нападении на объекты в Ингушетии.

Но уничтоженный Евлоев оказался лишь однофамильцем Магаса. И под сомнением остаётся, насколько искренне заблуждался Шабалкин, ведь убитому Евлоеву было 33 года, а родился он в селе Хурикау в Северной Осетии. В то время как Магас на 8 лет младше убитого и родом из Грозного.

Скорее всего военные просто воспользовались вовремя подвернувшимся однофамильцем, чтобы смягчить президентский гнев. Впоследствии Магаса ещё несколько раз уничтожали и, возможно, ещё не раз уничтожат.

Есть в России примета: если сообщили о смерти вполне живого человека, то ошибочно записанный в мертвецы проживёт долго. Похоже, на Кавказе не знают про российское поверье. Или знают, но боятся остаться без работы.

Михаил Яковлев 

Опубликовано 17 апреля 2006 года

источник: Газета "Версия"