Владимир Зантария: "Взаимоотношения Абхазии, Южной Осетии, Аджарии, Приднестровья и Карабаха - самые дружественные"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Взаимоотношения между Республикой Абхазия, Южной Осетией, Аджарской Автономной республикой, Приднестровской Молдавской республикой и Карабахом самые дружественные, - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" вице-президент правительства Абхазии Владимир Зантария. В частности, по его словам, между Абхазией, Южной Осетией, Карабахом и Приднестровьем существуют договоры о дружбе и сотрудничестве, что имеет свою общественно-политическую подоплеку, поскольку все эти республики перенесли очень сложные моменты, связанные с вооруженными конфликтами.

"Как раз таки эта ситуация подтолкнула к подписанию соответствующих договоров и в рамках подписанных документов взаимодействие усиливается. Состоялись встречи  на уровне министров иностранных дел названных республик, что касается Аджарии и Южной Осетии в контексте политических процессов, происходящих в Грузии и происходивших накануне, я думаю, что диалог по существующим проблемам будет усиливаться", - отметил Зантария.

По словам вице-премьера, "ситуация в Грузии непростая и в радужных тонах никто не может себе представить дальнейшего развития событий". "Это видно уже с первых дней выдвижения кандидатов в президенты в самой Грузии. Имеются большие сложности, и если в самой Грузии во взаимоотношениях различных слоев населения в оценке происходящих событий имеются различные взгляды и настроения, то вполне понятно и логично, что отношения Грузии с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Автономной Аджарской республикой могут быть еще более сложные", - отметил Зантария.

"Руководство Абхазии уже заявило о своей принципиальной приверженности независимости, которая подтверждена референдумом 1999 года, и наши отношения в будущем с Грузией могут строиться только на основе равносубъектности двух государств, - сказал Зантария. - В этом смысле мы с таким же уважением относимся к волеизъявлению братского осетинского народа, фактически подвергшегося в недавнем прошлом геноциду  со стороны тогдашнего руководства Грузии".

Вице-премьер отметил, что у Абхазии и Южной Осетии ситуация во многом аналогичная. "Мы помним, как во время событий 1989 года братья осетины, особенно в лице тогдашнего национального движения "Адамон Ныхас", проявили солидарность с нашим национальным движением "Аидгылара". Точно также невозможно забыть участие добровольцев из Южной и Северной Осетии в боях за освобождение Республики Абхазия. Многие из них сложили свои головы за свободу и независимость нашей республики", - сказал Зантария.

Достаточно самостоятельная и смелая позиция, занятая аджарским руководством в этой сложной политической ситуации, вполне обоснована, потому что за последние несколько десятилетий Грузия не проявила никакой толерантности по отношению к тем регионам, в которых годами накапливались серьезные межнациональные проблемы, - считает вице-премьер. Аджария, по его словам, автономная республика, которая формировалась в силу ряда исторических и политических факторов, в том числе и на конфессиональной основе. Здесь сложились свои традиции государственности, своя система политических взглядов, во многом противоречащая установкам тбилисской метрополии. "И не учитывать, тем более, игнорировать особое положение Аджарии, навязывать ей чуждую политическую волю со стороны нынешних властей Грузии, означало бы еще более усугубить эти взаимоотношения", - подчеркнул Зантария.   
Эти моменты, по мнению Зантария, делают в определенной мере созвучными интересы Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. "Несмотря на нежелание грузинских властей, Республика Абхазия и Аджария старались в меру своих возможностей поддерживать отношения на уровне обмена правительственными делегациями, информационного обмена и по другим направлениям", - сказал Зантария.

Вице-премьер отметил, что с определенной симпатией со стороны народа Абхазии  было воспринято то, что во время грузино-абхазской войны 1992-93 годов компактно проживающее на территории Аджарии абхазское население не было подвергнуто каким-либо преследованиям. "Это говорит о взвешенном подходе к проблемам национальных меньшинств в этой маленькой республике. В будущем, я думаю, при стабилизации обстановки в Грузии, отношения между Абхазией и Аджарией получат более реальную перспективу развития", - подчеркнул вице-премьер.

По его словам, сейчас многие политологи сходятся во мнении, что Грузия в случае продолжения своей националистической политики может оказаться окончательно на грани распада. "И, конечно же, на фоне совершенно непредсказуемых событий, происходящих в Грузии, в настоящее время взаимодействие Абхазии, Южной Осетии и Аджарии будет входить в еще более активную стадию, потому что в этом взаимодействии тоже заложен определенный механизм самоутверждения этих маленьких государств, - сказал Зантария. - Вызывает некоторую обеспокоенность то, что новые лидеры Грузии, так часто заявляющие о своем стремлении добиться политической стабильности в Грузии, еще равным счетом ни словом не обмолвились о том, как они будут строить отношения с Абхазией и Южной Осетией, де-факто являющихся независимыми государствами на протяжении более 10 лет".

Автор: