"Институт демократии в Восточной Европе": выборы в Азербайджане не были свободными

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Американская неправительственная организация "Институт демократии в Восточной Европе" (IDEE), наблюдавшая за прошедшими в Азербайджане президентскими выборами, высказала по поводу проведения выборов свое особое мнение, не совпадающее с мнением европейских чиновников.

Особое мнение наблюдателей миссии Института демократии в Восточной Европе (IDEE) в связи с президентскими выборами в Республике Азербайджан 15 октября 2003 года.

Правительство Соединенных Штатов Америки обратилось к Институту Демократии в Восточной Европе (IDEE) с просьбой о создании миссии по наблюдению за президентскими выборами 15 октября 2003 года в Республике Азербайджан. Миссия, которую определили "под зонтик" ОБСЕ/ОДИПЧ (OSCE/ODIHR), привлекла 188 наблюдателей из Австрии, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии, Польши, Румынии, Сербии-Черногории и Косово, Словакии, Словении, США, Турции, Украины, Хорватии, Чехии, Эстонии.

Они составили приблизительно треть от общего числа наблюдателей ОБСЕ/ОДИПЧ; среди них были члены представительных органов своих стран разных уровней, включая членов парламента, журналисты, активисты неправительственных организаций, в том числе - специализирующихся на наблюдении за выборами. 15-16 октября они наблюдали за избирательным процессом во всех 124 округах приблизительно на 1 000 избирательных участков по всей территории Республики Азербайджан.

После ознакомления с предварительным заявлением ОБСЕ/ОДИПЧ от 16 октября 2003 г., наблюдатели IDEE приняли решение выразить свое особое мнение, отличающееся от изложенного в заявлении ОБСЕ/ОДИПЧ. Наблюдатели IDEE обращаются к Правительству Соединенных Штатов Америки, Еврокомиссии, Европейскому Парламенту, чтобы они заслушали наши свидетельства и изучили документацию, не охваченную предварительным заявлением ОБСЕ/ОДИПЧ. Мы также призываем международное сообщество, правительства демократических государств предпринять адекватные шаги для того, чтобы в Азербайджане прекратились политические репрессии, еще до окончания избирательного процесса проявившиеся в расправах над представителями оппозиции.

Наблюдатели из стран Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, в которых лишь недавно установилась демократия, или которые пока еще только стремятся к ней, полагают, что понятию "выборы" следует вернуть его первоначальное значение, а для описания случившегося в Азербайджане 15 октября 2003 года надо применить иной термин.

Ниже приводится краткое резюме наблюдений и выводов миссии IDEE.

  1. Списки избирателей не отображали реальное состояние дел; в них не были включены многие граждане Азербайджана, находившиеся в своей стране в период выборов, зато были включены люди, проживающие за пределами страны, а иной раз - даже скончавшиеся задолго до выборов. В день голосования около судов наблюдалось скопление граждан, стремившихся восстановить свое избирательное право, но лишь немногим из них удалось этого добиться. Ряд избирателей, не нашедших своих фамилий в списках, вообще не стали обращаться в суд, и не смогли воспользоваться своим конституционным правом участия в выборах.
  2. Обстановка на избирательных участках в целом препятствовала свободному волеизъявлению граждан. В непосредственной близости, а иной раз - и в помещениях участков, находились полицейские; там же постоянно присутствовали лица, не имеющие по закону такого права. На ряде участков осуществлялась непрерывная видеосъемка лицами, не имевшими соответствующей аккредитации. Места, выделенные местным наблюдателям, часто не предоставляли им возможности полноценного осуществления своих обязанностей как в ходе голосования, так и, особенно, в ходе подсчета голосов и составления протоколов; имели место случаи физического насилия в отношении местных наблюдателей и членов комиссий с совещательным правом голоса, выдворения их с объектов наблюдения. Зафиксированы также случаи, когда предпринимались попытки запугивания официально аккредитованных переводчиков, сопровождавших международных наблюдателей. Есть сведения и о попытках запугивания или подкупа избирателей, членов комиссий, представителей кандидатов, наблюдателей. Многочисленные Акты о нарушениях, составленные наблюдателями, игнорировались как участковыми, так и окружными избирательными комиссиями.
  3. Процесс голосования сопровождался заранее спланированной и целенаправленной фальсификацией. Открытие избирательных участков и подготовка к голосованию, а также закрытие участков и подготовка к подсчету, равно как и собственно подсчет голосов систематически проводились с отклонением от предусмотренных законом процедур. Были случаи, когда все документы, связанные с голосованием на избирательном участке, выносились из помещения на продолжительное время. Были конкретно зафиксированы случаи, когда избиратели, приходившие на избирательный участок, уже имели при себе упакованные в конверты, имевшие соответствующие печати бюллетени, с обрезанным левым верхним уголком, и с заранее проставленной отметкой против фамилии одного из кандидатов в президенты. Вне помещений избирательных участков циркулировали также незаполненные бюллетени с печатью и обрезанным уголком. Наблюдались случаи одновременного нахождения в кабине для голосования более одного избирателя, выдачи в одни руки более одного бюллетеня, выдачи бюллетеней на основе не предусмотренных законом документов, составления не предусмотренных законом "дополнительных списков" на основе информации полученной не из судебных органов. В некоторых участках были повреждены или полностью сняты печати с урны для бюллетеней.
  4. Действия окружных избирательных комиссий характеризовались многочисленными прямыми нарушениями Избирательного кодекса Республики Азербайджан. Не оглашались вслух итоги голосования на избирательных участках, не проводилось голосование окружной избирательной комиссии по утверждению поступивших с избирательных участков протоколов; последние доставлялись либо в виде "черновиков", либо с проставленными карандашом цифрами, либо вообще с пустыми графами, т.е., по существу, не заполненными, с подписями членов участковых избирательных комиссий, или без таковых. В окружных избирательных комиссиях производилась корректировка поступивших из избирательных участков цифр, а иной раз - заполнение протоколов участковых избирательных комиссий с начала и до конца. Часто протоколы из избирательных участков доставляли не те лица, которым это предписывалось законом, или доставлялись только протоколы, а бюллетени - нет. Итоговые протоколы систематически не вывешивались в предписанные законом сроки ни в участковых, ни в окружных избирательных комиссиях. В ряде случаев международным наблюдателям отказывали в выдаче копий протоколов как в участковых, так и в окружных избирательных комиссиях. Местным наблюдателям и представителям кандидатов в президенты в этом, как правило, отказывали. Лишь в редких случаях международные наблюдатели получали возможность доступа в помещение, где вводилась в компьютер информация об итогах голосования на избирательных участках и осуществлялась ее передача в Центральную Избирательную Комиссию.

Местные наблюдатели были лишены такой возможности повсеместно.

Эти и иные нарушения, зафиксированные наблюдателями миссии IDEE на территории всех 124 избирательных округов, привели нас к следующим выводам по поводу президентских выборов в Республике Азербайджан 15 октября 2003 года:

  1. Выборы не были свободными, ибо свобода волеизъявления граждан Азербайджана была ограничена.
  2. Выборы не были равными, ибо часть граждан Азербайджана оказалась лишенной избирательного права.
  3. Выборы не были справедливыми, о чем свидетельствуют зафиксированные факты манипуляций и прямых фальсификаций.
  4. Выборы не были прозрачными, ибо ограничивались предусмотренные законом права по наблюдению над процессом голосования, подсчета голосов и подведения итогов.
  5. Выборы в целом прошли с грубыми и систематическими нарушениями законодательства Республики Азербайджан, не говоря уже о полном несоответствии международным стандартам.

Таким образом, поскольку ни один из основных критериев, применяемых при оценке избирательного процесса, не удовлетворен, наблюдатели миссии IDEE пришли к выводу, что происшедшее в Республике Азербайджан 15 октября 2003 года невозможно квалифицировать как то, что в международной практике определяется термином "выборы".

Опубликовано 20 октября 2003 года

источник: ИА "ПРИМА"