Прекращено дело Сергея Островского о порче "Дома с лебедями" в Волгограде

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд в Волгограде прекратил дело в отношении председателя совета дома №19 Сергея Островского, обвиняемого в порче памятника культурного наследия "Дом с лебедями", указав на отсутствие в деле состава административного правонарушения.

Как писал "Кавказский узел", в Центральном райсуде Волгограда 29 июня и 7 июля состоялись заседания по административному делу члена регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, председателя совета дома №19 ("Дом с лебедями") Сергея Островского. Суд попросил комитет Госохраны провести инструментальное обследование объекта культурного наследия, в нанесении ущерба которому обвинен Сергей Островский. В деле нет ни одного доказательства вины Островского, заявила защита. Островский отверг обвинения в разрушении исторического здания.

Региональный комитет Госохраны объектов культурного наследия на основании поданных с 11 сентября по 2 ноября 2021 года жалоб от двух собственниц квартир в этом доме обвинил Островского в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (часть 1 статьи 7.13. КоАП РФ). Согласно материалам суда, правонарушение зафиксировано 13 января 2022 в подвале дома № 19 по улице Ленина, являющегося объектом культурного наследия регионального значения. Островского обвиняли в том, что он "организовал (провел) производственные работы (выемку грунта примерно на 50-60 сантиметров ниже линии фундамента, оголение кирпичной кладки и фундамента) во встроенном нежилом подвальном (техническом) помещении № 4", сообщало агентство V102.

18 июля в Центральном районном суде Волгограда прошло судебное заседание по административному делу Сергея Островского. Присутствовали судья Елена Иванова, подсудимый Сергей Островский с представителем Натальей Вдовиной и трое сотрудников комитета Государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Судья не разрешила корреспонденту "Кавказского узла" делать фото в зале заседаний.

На заседании суда обсуждались два главных вопроса: какова была изначально высота подвального помещения №4 в первом подъезде дома №19 на улице Ленина, и проводил ли Островский какие-либо работы в этом подвале с сентября по 1 ноября 2021 года, как сообщали в своих заявлениях соседки Островского. Сторона ответчика представила суду копию актуального технического паспорта, запрошенного в МУП "Центральное межрайонное БТИ" Волгограда, согласно которому средний показатель высоты подвального помещения №4 равен 2,5 метра. Свидетель же со стороны обвинения – юрисконсульт МУП "Центральное межрайонное БТИ" заявила суду, что согласно техпаспорту от 25 мая 1988 года высота подвального помещения №4 составляла 2 метра 20 сантиметров, что дало основание для сотрудников регионального комитета Госохраны предположить, что глубина выемки грунта из подвального помещения №4 составила около 30 сантиметров. Это, по их мнению, могло повредить фундамент дома.

Отвечая на вопрос представителя ответчика, сотрудница БТИ отметила, что представленный ею техпаспорт не является актуальным документом", передал корреспондент "Кавказского узла". "Это архивный документ", – пояснила сотрудница БТИ.

Оказалось, что представители комитета Госохраны не проводили замеры высоты подвального помещения в период с 1988 года по 13 июля 2022 года – дату, когда по просьбе судьи Ивановой сотрудники областного комитета Госохраны провели повторный инструментальный осмотр проблемного подвала в "Доме с лебедями". Замер тогда показал высоту подвала в 2 метра 52 сантиметра.

Позже Сергей Островский пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что он изучил историю "Дома с лебедями". Он выяснил, что после капитального ремонта разрушенного во время Сталинградской битвы "Дома с лебедями" подвал был присыпан строительным мусором. И высота подвала действительно одно время была 2 метра 20 сантиметров. Но позже во время различных ремонтных работ этот показатель увеличился в среднем до 2 метров 50 сантиметров.

Островский также представил суду копии авиабилетов, которые доказывают, что в сентябре-октябре 2021 года он был с семьей в Крыму, то есть в указанный истцами период времени он отсутствовал в Волгограде и не мог проводить работы в подвале дома №19. В то же время сторона обвинения представила суду второго свидетеля – завхоза школы, расположенной у дома №19. Та сообщила суду, что издалека видела, как Островский с рабочим осенью 2021 года выходил из подвала дома №19. Рабочий выносил мешок, возможно, с грунтом.

Островский в свою очередь представил двух свидетелей – жителей дома №19, которые заявили, что осенью 2021 года работы в подвале их дома не проводились.

Судья Елена Иванова исследовала представленные по делу документы. Она отказалась рассматривать видеозапись, представленную заявительницей, на которой, как та считает, видно, что Островский с рабочими осуществлял какие-то работы в подвале, передал корреспондент "Кавказского узла".

В последнем слове представитель Островского Наталья Вдовина вновь заявила, что представленные защитой документы доказывают невиновность Островского, и заявила, что соседки Островского, написавшие против него заявления, "имели повод для оговора" Островского.

Судья удалилась в совещательную комнату и через 15 минут огласила свое решение: административное дело в отношении Сергея Островского прекратить "в связи с отсутствием состава административного правонарушения".

Объединенная пресс-служба судов Волгоградской области 18 июля в своем Telegram-канале уточнила, что постановление Центрального районного суда Волгограда не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

Сергей Островский сказал корреспонденту "Кавказского узла", что рад такому решению. Сотрудники же регионального комитета Госохраны отказались дать интервью.

Проведение каких-либо ремонтных работ в жилых домах, являющихся объектами культурного наследия, регулируется федеральным законом ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пояснил юрист Сергей Иващенко.

"Нужно помнить, что обязанность по сохранению объекта культурного наследия и расходованию средств на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена на собственников квартир дома, являющегося объектом культурного наследия (ОКН)", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Иващенко также сослался на письмо министерства культуры России (от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП), в котором утверждается, что необходимость в ремонте ОКН должна быть подтверждена актом технического состояния (технического отчета о состоянии ОКН). Этот документ может быть составлен на основании визуального или инженерно-технического обследования ОКН. Акт содержит перечень замеченных экспертами дефектов. Этот документ является основанием для проведения "локальных ремонтных работ на объекте культурного наследия".

Юрист также пояснил, что в соответствии со статьей  45 этого федерального закона проведение ремонтных работ на ОКН (в том числе и работы по ремонту фасада) должны проводиться на основании разрешения, выданного региональным комитетом Госохраны. Выдача разрешения на проведение работ по сохранению ОКН осуществляется в соответствии с порядком выдачи разрешений на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в единый государственный реестр ОКН.

"По мелким работам, по вопросам, связанным, например, с удалением плесени в подвалах, травлением насекомых, откачкой из подвала воды следует обращаться в совет дома с привлечением управляющей компании. Если работы не проводятся, имеет смысл жаловаться в жилинспекцию или в суд", – сказал Сергей Иващенко.

Сотрудник регионального комитета Госохраны сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что "Дом с лебедями" зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341710762850005, приказ министерства культуры Российской Федерации о регистрации от 20.02.2017 № 76836-р).

Напомним, что "Дом с лебедями" был построен в конце 1920-х годов во время первой реконструкции Сталинграда на месте складских помещений. Здание соседствовало со второй женской гимназией. Первоначально дом был трехэтажным. Архитектор А. Дроздов украсил его рисунками лебедей и других птиц. Жилой дом предназначался для расселения сотрудников Тракторного завода. В связи с расширением жилого фонда Сталинграда, ставшего столицей Нижне-Волжского края, в 1933 году на здании был надстроен четвертый этаж. Во время Сталинградской битвы дом был частично разрушен. В 1948 году "Дом с лебедями" полностью восстановили. Здание является объектом культурного наследия и защищается государством.

Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещаются на тематической странице "Кавказского узла" "Преследование активистов".

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

*  21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"