Пожилая верующая из Железноводска рассказала о стрессе после обыска

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Почти незрячая пожилая Свидетельница Иеговы* Зинаида Миненко из Железноводска подверглась сильному психологическому давлению и стрессу во время обыска, силовики изъяли у нее технику и денежные сбережения, сообщили представитель "Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы"* и сама верующая. К делам против Свидетелей Иеговы следователи подходят без скидки на возраст, констатировал правозащитник Александр Верховский.

Как писал "Кавказский узел", волна обысков в домах верующих прошла в Железноводске 26 ноября, после чего было возбуждено уголовное дело против почти 82-летней Зинаиды Миненко, с нее взята подписка о невыезде.

Верховный суд России 20 апреля 2017 года по иску Минюста признал экстремистскими организациями "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и 395 его филиалов, запретив их деятельность, отмечается в справке "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* - экстремисты или жертвы беззакония?". Последствия удовлетворения Верховным судом этого иска Минюста "Кавказский узел" освещает на странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

Последствием обыска для одинокой пожилой Зинаиды Миненко стал сильнейший стресс, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель "Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы*" Ярослав Сивульский.

"Состояние женщины плохое. Она очень тяжело пережила обыск. Родственников и близких у нее нет, ею занимается опекун. Она испытала сильное психологическое давление. У нее большие проблемы со здоровьем, она почти ничего не видит. Таким образом, она даже не может сама прочитать постановления, которые ей дают правоохранители", - рассказал Сивульский.

По словам Сивульского, во время обыска, проведенного силовиками по постановлению суда, из дома Миненко были изъяты мобильный телефон, планшет, компьютер и все электронные носители, жесткие диски и флешки. Таким образом, женщина лишена возможности общения с адвокатом. С Миненко работает адвокат по назначению, а нанять адвоката по соглашению она не может в силу отсутствия на это средств. Помимо техники, при обыске правоохранители изъяли из дома денежные накопления Миненко. Во время обыска присутствовали понятые. "Это были хорошие знакомые тех, кто проводил обыск", - сказал Сивульский.

Зинаиде Миненко инкриминируют часть 2 статьи 282 Уголовного кодекса России, об участии в экстремистском сообществе. Дело находится на этапе расследования, обвинение пока не предъявлено.

Обыски в Железноводске 26 ноября прошли и у других людей, причем не все они являются Свидетелями Иеговы*. "История запутанная. Всех зачесали под одну гребенку – родственников, соседей. Кроме Миненко, эти люди в данный момент остаются в непонятном статусе. Им ничего не инкриминируют, активных действий со стороны следствия нет. Не исключаю, что они будут фигурировать в деле в качестве свидетелей. Связи с этими людьми нет, большинство из них просили ничего не публиковать – боятся, что после огласки станет хуже", - рассказал 16 декабря "Кавказскому узлу" Ярослав Сивульский, отметив, что не располагает точной информацией о том, у скольких именно человек прошли обыски.

Подробности обыска корреспонденту "Кавказского узла" рассказала сама Зинаида Миненко. По ее словам, 26 ноября около 07:00 к ней в квартиру пришли пятеро сотрудников полиции, все они представились, но лишь один, "старший", показал заявление. Прочитать фамилию Миненко не смогла, поскольку испытывает серьезные проблемы со зрением.

Полицейские, со слов верующей, зачитали ей протокол о том, что обыск проходит в рамках уголовного дела. Миненко опешила, так как не знала о возбуждении дела. Что именно ей вменяется в вину, женщина не поняла, так как испытала шок. "Я ничего не понимала, почему у меня обыск. Вместе с полицейскими зашли понятые - молодые девушки. Я спросила их, кто они. Они ответили, что студентки юридического вуза. Я поняла, что понятые знакомы с полицейскими", - рассказала Миненко.

Правоохранители "рассеялись по всей квартире", по всем комнатам, кухне, туалету и ванной, и уследить за тем, что они делают, было невозможно, утверждает Миненко. Кроме того, силовик, со слов женщины, приказал ей сидеть в коридоре. Там же во время обыска находились и понятые, участия в обыске они не принимали. Миненко отметила, что полицейские были вежливы, "не хамили и даже разулись".

Все денежные сбережения, спрятанные под раковиной на кухне, были изъяты полицией, утверждает верующая. Деньги были силовиками сфотографированы, а Миненко расписалась в протоколе, где была указана точная сумма денежных средств.

В ходе обыска были изъяты также рукописи и Библия, оставшиеся после смерти супруга Миненко в январе 2020 года. "Я никогда не залезала к нему в тумбочку, не знала, что там. Там оказались какие-то тетради, конспекты. Я не считала, что это противозаконные бумаги", - рассказала Миненко, отметив, что содержание изъятого ей неизвестно. Полицейские также не осведомили женщину, о чем идет речь в изъятых ими конспектах.

Помимо прочего, у Зинаиды Миненко изъяли некую "красную брошюру", которой, как утверждает женщина, в ее доме не хранилось. "Мне что-то зачитали из нее, помню только слово «Библия». Я сказала, что это не мое. Думаю, что-то незаконное мне подбросили", - рассказала Миненко.

После обыска в квартире полицейские привезли Миненко для обыска в гараж, куда ранее ее супруг складывал вещи. Женщина за день не успела поесть и даже выпить воды. Ей стало холодно, и ее отвели в машину. Там сидели понятые, в обыске гаража, как и квартиры, они не участвовали. "Потом мне стало плохо. Я что-то подписала и попросила полицейских отвезти меня в больницу. Там мне сделали ЭКГ, поставили укол, стало полегче. Тогда я уже поехала домой, где смогла хотя бы поесть", - рассказала пожилая верующая.

Зинаида Миненко родилась в городе Братске Иркутской области в семье, где было еще четверо детей. В Братске закончила школу и техникум, вышла замуж, в советское время работала в сфере государственного страхования. Во время перестройки вместе с мужем и сыном уехала в Железноводск, где организовала ИП и стала торговать на рынке. Затем вышла на пенсию. Женщина не отрицает, что является Свидетельницей Иеговы*. Однако она отрицает, что хранила у себя запрещенную литературу и что посещает встречи Свидетелей Иеговы. "Что мне вменяется конкретно, я не знаю. Когда встречи Свидетелей Иеговы были законны, я ходила. Когда это стало незаконно, я перестала. Да и некуда ходить – встречи не проводятся", - рассказала Миненко.

В Следственном комитете и МВД Ставропольского края корреспонденту "Кавказского узла" оперативно предоставить комментарии по делу Зинаиды Миненко не смогли. На сайте Следственного управления СКР по Ставрополью информации о деле Миненко также пока не опубликовано.

Для следствия нет разницы, преследовать молодых Свидетелей Иеговы* или верующих в почтенном возрасте, поделился наблюдениями с "Кавказским узлом" директор Информационно-аналитического центра "Сова"** Александр Верховский. "Следствию неважен возраст, пусть это будет и 82-летняя слепая женщина. Кого привлекать – неважно, дело техническое", - считает он.

Правозащитник в этой связи напомнил об уголовном деле против 90-летней Свидетельницы Иеговы* Риммы Ващенко из Невинномысска, которая не дожила до суда. "Дело Минченко - такое же. Полиции абсолютно все равно, против кого возбуждать уголовное дело. Совершенно точно можно говорить, что среди Свидетелей Иеговы* есть люди, которые застали еще волну репрессий в СССР", - заключил Верховский.

Уголовное дело об экстремизме в отношении жительницы Невинномысска Риммы Ващенко было возбуждено в декабре 2019 года. Всю трудовую жизнь она проработала учителем физики и математики. В январе 2021 года она скончалась в возрасте 90 лет, сообщается на сайте, где собрана информация об уголовных делах против российских Свидетелей Иеговы*.

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

** организация включена Минюстом России в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"