Аналитики обозначили риски Калиматова в связи с конфликтом вокруг Фортанги

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Глава Ингушетии воздержался от публичных комментариев по поводу работ на реке Фортанге, чтобы не обострять ситуацию и не вступать в заведомо проигрышный конфликт с Рамзаном Кадыровым, но такая позиция не добавляет Махмуд-Али Калиматову популярности в республике, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики. Новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни отчасти может быть связан с приближением приговора по делу лидеров ингушского протеста, отметили они.

Как писал "Кавказский узел", 11 ноября "Чеченавтодор" провел земляные работы на берегу реки Фортанги, по которой проходит граница с Ингушетией. Они отвели речные воды в сторону, что вызвало возмущение в Ингушетии - как местных жителей, так и чиновников. Рамзан Кадыров заявил, что протест против работ организовала в Ингушетии "кучка провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту", а также указал, что способен отнять у Ингушетии земли, перешедшие к республике во времена Джохара Дудаева. Эти слова возмутили ингушских пользователей сети, которые посчитали, что за высказываниями Кадырова стоит поддержка Кремля.

Кремль не допустит эскалации конфликта между Ингушетией и Чечней по поводу работ на реке Фортанге, но инциденты такого характера способны разбудить "спящий протест" в Ингушетии, указали ранее "Кавказскому узлу" глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев, правозащитник Тимур Акиев и политолог Алексей Малашенко. Напомним, соглашение о чечено-ингушской границе, подписанное в сентябре 2018 года, привело к массовым народным протестам в Ингушетии. Активисты обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнуса-Бека Евкурова в передаче части ингушских земель соседней республике.

Новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни отчасти может быть связан с приближением приговора по делу ингушских активистов, считает директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.

"Я думаю, что предстоящий приговор если и влияет на инцидент, который произошел на днях, то лишь отчасти. Безусловно, то, что сторона обвинения запросила такие большие сроки и вообще сам факт того, что лидеры протеста, уважаемые в ингушском обществе люди, находятся за решеткой, является раздражающим фактором для ингушского общества и особенно для его активной части. Однако я думаю, что подобные инциденты будут регулярно происходить вне зависимости от процесса, связанного с лидерами протеста", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Екатерина Сокирянская.

Дело лидеров ингушского протеста рассматривается с ноября 2020 года в суде на Ставрополье. 8 ноября на процессе начались прения. Представитель обвинения заявил о доказанной вине всех подсудимых и попросил суд приговорить к девяти годам колонии Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова, а Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам заключения. Для Зарифы Саутиевой прокурор запросил у суда 7,5 года колонии. 9 ноября на заседании суда защита заявила об отсутствии фактических доказательств вины подсудимых и попросила оправдать их. Сроки, которые запросила прокуратура, чрезмерны и подрывают доверие простых людей к властям, считают сами подсудимые. Напомним, по версии обвинения, подсудимые создали экстремистское сообщество и руководили участниками протеста против соглашения о границе с Чечней. 26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный, согласованный с властями митинг против этого соглашения, протестующие не разошлись на ночь, а когда утром силовики попытались разогнать их, произошли столкновения. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, уверены правозащитники.

По ее мнению, напряжение будет сохраняться. "Каждый такой повод, триггер будет порождать напряжение в ингушском обществе, поскольку ингуши не считают вопрос административной границы закрытым. Любые действия чеченской стороны в отношении границы, которые могут быть отнюдь не провокационными, будут восприниматься очень болезненно. Видимо, есть внутреннее ожидание какого-то подвоха, потому что вопрос очень болезненный, чувства разочарования и раздражения высоки", - сказала Екатерина Сокирянская.

По ее словам, глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов публично не вступает в обсуждение ситуации на границе с Чечней, поскольку это ему не выгодно. "Ему не выгодно, потому что он не может пойти против решения, принятого федеральным центром по границам. А если он будет выражать мнение своего народа, то он пойдет против федерального центра. Если же он будет высказывать позицию федерального центра, то он, как и Евкуров (предшественник Калиматова на посту главы Ингушетии – прим. "Кавказского узла"), окажется врагом народа и противопоставит себя ему. Поэтому ему выгоднее молчать в этой ситуации", - отметила Екатерина Сокирянская.

Молчание Калиматова жителями республики, скорее всего, рассматривается как естественная реакция, уверена она. "Все понимают, что это не избранный народом глава республики, а чиновник, назначенный из Москвы. Жители Ингушетии прекрасно понимают, что Калиматов выражает точку зрения не большинства в республике, а позицию федерального центра. Мне не кажется, что ингуши от него ждут чего-то другого. Это уже даже не очень сильно раздражает. Это просто некая данность, которую все понимают и принимают", - сказала Сокирянская.

По ее мнению, инцидент, связанный с проведением работ у реки Фортанги, можно расценивать по-разному по отношению к Калиматову. "С точки зрения его политического влияния в народе этот инцидент идет в минус Калиматову, поскольку каждый раз, когда он не может артикулировать настроения в республике, он проигрывает. А  с точки зрения его политического влияния в Кремле, инцидент идет ему в плюс, поскольку случившееся показывает, что он умеет держать ситуацию под контролем, воздерживаться от эмоциональных заявлений, выполнять указания федерального центра, не вступать в конфронтацию с лидером соседней республики, которому гораздо большое позволено, чем остальным", - подчеркнула Сокирянская.

Руководитель ингушского отделения Правозащитного центра "Мемориал"* Тимур Акиев не исключает, что новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни может быть триггером для общественных волнений.

"Мне трудно сказать, с чем связано очередное напряжение в спорах о чечено-ингушской границе. Возможно, это случайность, тем более что чеченская сторона признала, что производила строительные работы в районе административной границы без согласования с ингушскими властями и пообещала всё исправить. Триггером в таком вопросе может послужить всё что угодно — строительные работы, высказывания чиновников, действия или бездействия властей", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Акиев.

Министр природных ресурсов Ингушетии Магомед Евлоев назвал действия чеченских рабочих на реке Фортанге незаконными, а правительство республики уведомило об этом Москву. 12 ноября жители Сунженского района собрались на сход, но чиновники убедили их разойтись, пообещав решить проблему. При этом ингушские силовики перекрыли участок реки, чтобы там не собирались протестующие. Чиновник из Серноводского района Чечни пояснил "Кавказскому узлу", что воды Фортанги отводились лишь временно, чтобы провести берегоукрепительные работы. О том же заявил спикер парламента Чечни Магомед Даудов, подчеркнувший, что работы "Чеченавтодора" в принципе не могли повлиять на линию границы с Ингушетией.

По его мнению, молчание главы Ингушетии связано с его нежеланием обострять ситуацию. "Возможно, Калиматов предпочитает воздерживаться от комментариев, опасаясь, что его слова могут быть неверно истолкованы и только усугубят ситуацию. Правительство какую-то работу проводит и отчитывается о её результатах перед главой. Будет этого достаточно или нет, покажет время. Конечно же, такая позиция Калиматова вызывает раздражение у многих жителей Ингушетии, особенно на фоне тех агрессивных заявлений, которые делает Кадыров. Допускаю, что такая тактика Калиматова не добавляет ему популярности, но думаю, что он и не ставит перед собой такой цели, а пытается решить проблему конкретными действиями. В любом случае ингушские власти в этой конкретной ситуации не остались в стороне", - отметил Акиев.

В то же время резкие заявления Кадырова вызывают недовольство среди ингушского населения, уверен он. "Кадыров не должен был так реагировать, потому что по сути его реакция адресована к анонимным комментаторам в соцсетях, но проецируется на весь народ и, конечно, служит только продолжению этой конфликтной ситуации. Наиболее разумным решением в таких вот ситуациях были бы совместные заявления представителей двух республик с подробными разъяснениям с целью быстрейшего снятия напряжения. Любая агрессия, с чьей бы стороны она ни исходила, вызовет только ответную агрессию", - подчеркнул Тимур Акиев.

С тем, что новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни связан с напряжением в ингушском обществе, которое нарастает в связи с приближением приговора по делу ингушских активистов, не согласен учредитель ингушского историко-географического общества "Дзурдзуки" Якуб Гогиев.

"Напрямую с задержанными это вряд ли связано. Но если и связано, то вот как. Многие думают и говорят, что эта провокация делается, чтобы всколыхнуть народ и на этом фоне дать более суровые приговоры задержанным, типа, посмотрите - они ещё не успокоились", - пояснил свою позицию корреспонденту "Кавказского узла" Якуб Гогиев.

Мнения относительно молчания Калиматова в Ингушетии разделились, отмечает он. "Почему Калиматов молчит, я не знаю. Но тут мнение у многих разделилось. Одни говорят - нужно отвечать, другие - что на это хамство реагировать не стоит, тем более что та сторона заявила, что это всего лишь временные строительные работы, и в ближайшее время все вернут на место - имеется в виду русло реки", - пояснил Якуб Гогиев.

Что касается угроз и оскорбительных слов Кадырова, то их в Ингушетии воспринимают с юмором, сказал он. "Это стало, скорее, поводом для мемов. Надо отметить, несмотря на воинственную их риторику, в бытовой жизни между чеченцами и ингушами конфликтов не было, в отличие от тех же осетин в Пригородном районе, где за неделю было несколько драк на межнациональной почве (все эти инциденты, как утверждают власти, имели бытовую почву, однако по мнению североосетинских аналитиков, попытки чиновников отмежеваться от межэтнической составляющей лишь усугубляют ситуацию – прим. "Кавказского узла"). Никто не собирается тут воевать, проливать кровь и так далее. Сейчас в массе своей люди считают, что на этот вопрос смотрят несправедливо. Они думают, что не надо торопиться под давлением внешних сил и скорее личных интересов Кадырова. Придет время, все сядут за стол переговоров и, как положено мусульманским народам, решат вопрос, как велит шариат", - рассказал историк. 

Не только близящийся приговор активистам, но и сама проблема разграничения является раздражителем для населения Ингушетии, уверен директор агентства "Минченко консалтинг", политолог Евгений Минченко.

"Проблема ведь реально существует, она не придумана. К тому же Кадыров чувствует себя на подъёме, а Калиматов, вероятно, нет", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Минченко.

Поэтому, указал он, глава Ингушетии и молчит: "А что он скажет? Уровень его политического веса и политического веса Кадырова просто не сопоставимы. Просто разные лиги".

Политолог затруднился сказать, насколько это сможет стать триггером волнений, но росту авторитету Калиматова не будет способствовать, уверен он. "А для политического влияния Калиматова, конечно, "плюс". Все же очень любят, когда глава их региона по важной для них проблеме ничего не говорит", - сыронизировал Минченко. "Даже если конфликт не разгорится, все равно должна быть какая-то позиция. Если ты глава региона", - резюмировал он.

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". "Кавказский узел" также регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", в которой собрана информация о тех событиях и преследовании противников соглашения.

* организация внесена Минюстом России в реестр иноагентов.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"