Жители астраханского села пожаловались на отсутствие водоснабжения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Многочисленные обращения к чиновникам по поводу отсутствия централизованного водоснабжения игнорируются, пожаловались жители Яманцуга. Они также сообщили, что в селе освещена единственная улица и отсутствует транспортное сообщение с другими селами и областным центром.

В ноябре 2021 года в социальных сетях появилась информация о том, что в селе Яманцуг, расположенном на берегах волжской протоки Кривая Болда в Приволжском районе Астраханской области, нет централизованного водоснабжения. При этом село разрастается, вся земля в округе продана под коттеджное строительство. Проблема водоснабжения и коммунальная неустроенность поселка же сдерживают его заселение. Многие коренные жители планируют переезд в другие населенные пункты и в областной центр.

В телефонном разговоре уроженка села Яманцуг Эльвира Бахтиярова рассказала 13 ноября корреспонденту "Кавказского узла", что проживает в частном доме со своей дочерью. Ситуацию в селе она называет "коммунальным бедствием".

"Селу 104 года, и никогда воды (централизованного водоснабжения) здесь не было. Есть водопровод у маленькой части села. Два раза в день туда качает старая водокачка (воду из Кривой Болды - прим. "Кавказского узла"), которая все время ломается. И две-три улицы только получают эту воду. Вода техническая, с реки. Пить ее нельзя", - рассказала Бахтиярова.

Она сообщила, что к единственной магистральной трубе жители самовольно "провели многочисленные врезки". Мощности водокачки на все село не хватает. По оценке Бахтияровой, централизованно воду из реки без очистки получает только 10% домовладений. Она также отметила, что официальная численность людей, населяющих Яманцуг, в 566 человек "давно не соответствует действительности - [население] выросло до 800 человек". Из-за этого дефицит водоснабжения и его доступность "существенно усугубились".

"Многие носят воду с реки, как в старые времена, ведрами и коромыслами. Я ходила на прием в районную администрацию, когда там еще старый глава был, и он мне лично сказал: «Нет, и не ждите. Ни дорог вам, ни воды ничего не будет». Я говорю: «Почему?» Он: «У вас полуостров. К вам проблематично все подвозить». А мы что, не люди? Нам нужна вода, свет на улице, чистота в поселке. С водой беда-беда", - пожаловалась женщина.

Бахтиярова рассказала, что чиновники пугали селян большими тарифами в случае, если в Яманцуге будет построена централизованная система питьевого водоснабжения. На это активисты возражали: "А как же во всей России, где есть централизованное водоснабжение? У них что? Такие высокие тарифы. Мы чем от них отличаемся?".

"Ни коня, ни воза, и кормят нас обещаниями, что решат проблему в 2021-2022 годах. Теперь пришла информация, что до 2025 года продлили (реализацию программы водоснабжения - прим. "Кавказского узла"). Мы уже никому не верим", - возмутилась женщина.

На вопрос, производится ли подвоз питьевой воды в поселок, Бахтиярова ответила, что два раза в неделю техническую воду с очистных сооружений им доставляет водовозка. Но объемов поставляемой воды хватает, по ее словам, на два-три дома, так как водовозка обслуживает сразу несколько сел. "Вода в водовозке вонючая, техническая. В пищу ее не используем. Я из города привожу питьевую воду, потому что с реки вода грязная. Никакие фильтры не осиливают речную воду. Около 800 рублей на покупку воды уходит в месяц. Но не деньги напрягают, а сам процесс постоянной доставки", - сказал Эльвира.

Местная жительница рассказала и о сопутствующей "беде" – проблеме полива садов и огородов. Всем селянам приходится самовольно прокладывать трубы к реке и самостоятельно качать оттуда воду для полива. Но речная вода пагубно сказывается на урожае, так как, по словам женщины, она железистая и иногда бывает соленой. "Полив тоже мука. И нам теперь чиновники угрожают, мол, если вы будете поднимать этот вопрос (по водоснабжению села), то вас оштрафуют, потому что вы качаете воду и за природные ресурсы не платите. Так обеспечьте нас водой!" - возмутилась собеседница.

Бахтиярова писала жалобы только в районную администрацию. В Роспотребнадзор и прокуратуру не обращалась. Из администрации получала отписки. Она также требовала от администрации решить ряд других проблем - освещение улиц, вывоз мусора и организацию маршрута общественного транспорта в село. В селе освещена только одна улица, ведущая к мосту. "Детей - около 30 человек - со школы привозят [из соседних сел], высаживают на этой площадке [где есть освещение], и дальше они идут домой по темным улицам. Это опасно. И маршрутки у нас нету. Пожаловались, обещали дать. Проблема с мусором: два бака на все село. Они открыты, ветер и собаки мусор разносят по всему селу. Мы на свалке живем", - рассказала Эльвира.

Женщина возмущена тем, что в регионе реализуются различные программы по благоустройству и водоснабжению сел. Осваиваются огромные федеральные капиталовложения. "Но нас в программы не вносят. Почему мы такие изгои? Ни воды, ни света, с асфальтом и с мусором проблемы. Ничего не делается. На село нету ни одного уборщика. Нам говорят: «У нас не предусмотрено». Я говорю: «Как не предусмотрено? Как нам мусор вывозить?» На субботник мы село убрали, но нужна систематическая работа. Нельзя мусор в землю закапывать. А многие это делают. Сейчас село грязное, заросшее колючкой. Озеленять его невозможно. Нет полива. Люди бегут из села", - возмутилась сельская активистка.

Бахтиярова сказала, что многие семьи "из-за коммунального бедствия" собираются переезжать из села в Астрахань и соседние села. "Сама на низком старте. Не могу больше. Мы реально здесь все брошенные", - с горечью в голосе сказала Эльвира.

По соседству с Бахтияровыми третий год проживает семья Иващенковых – супруги и двое малолетних детей. Коммунальные проблемы вынудили семью к переселению.

"В нашем регионе летом стоит жара. Из реки вода поступает в дома неочищенная, не питьевая. Сами чистим. Отстаивается в накопителях. Но эту воду в пищу не употребляем, так как есть риск заразиться или отравиться", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Виктория Иващенкова.

Ежемесячно селяне платят по 250 рублей за эксплуатацию старой водокачки. Но эта дешевизна, по словам женщины, не оправдывает "неудобства доставки воды, ее низкое качество и ее опасность". "Возим из магазинов воду. Водовозка приезжает два раза в неделю. Но нужно узнавать, куда привезут и когда - нет определенного места и времени. Бегают, люди, ловят. Один раз я брала там воду. Она техническая, не питьевая", - рассказала она.

Иващенковы неоднократно обращались в районную администрацию с требованием решить проблему водоснабжения и других коммунальных вопросов, но "получали отписки". "Тут много коммунальных проблем. Не огорожены два мусорных бака, собаки и ветра все разносят, свалка по всему селу. Обещают, в 2021 году должны были установить новые баки. Но их так и нет. Баки постоянно переполнены, вывозят редко. Летом привезли щебень [для обустройства мусорных площадок] - и лежит в кучах, травой зарастает", - возмутилась женщина.

По словам Виктории, помимо отсутствия водоснабжения, вывоза мусора и уличного освещения, в селе нет асфальтированных дорог. "В дождь я не рискую выезжать. Последний раз выехала в дождь - застряла. Маршрутки у нас нет. Жители на федеральную трассу выходят и на попутках добираются до соседних сел и дальше на маршрутке едут уже в Астрахань и на работу", - рассказал Виктория.

Отметила она и проблему доставки детей в школу и обратно домой. Ее девятилетняя дочь учится в школе села Начало. "Наших детей не вовремя забирают (школьный автобус – Прим. "Кавказского узла") и поздно привозят домой. А сейчас автобус не ездит совсем, дети будут учиться дистанционно", - отметила Виктория.

Сын Иващенковых ходит в детский сад в селе Яманцуг. По ее словам, из-за отсутствия централизованного питьевого водоснабжения в поселке повара детского сада вынуждены использовать привозную питьевую воду. Из-за этого плата за детский сад для семьи увеличилась в полтора раза.

Супруги пишут жалобы на сайт Кремля, но оттуда их обращения направляются в низовые инстанции. "Наши астраханские чиновники присылают нам отписки. Наши проблемы не решаются. Нас забыли совсем", - возмутилась Виктория.

Врио главы Приволжского района Антон Редько в ответе (№8314) на запрос "Кавказского узла" пояснил, что содержание и развитие инфраструктуры района выполняется в соответствии с муниципальной программой "Обеспечение комфортности проживания населения Приволжского района" №1372 (утверждена 29 декабря 2017 года). Мероприятия в селе Яманцуг запланированы на 2021-2022 годы за счет средств районного бюджета в размере 7,878 млн рублей. Из них 2,36 млн рублей расходуются на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту "Разводящие сети села Яманцуг…" на 2021 год. В 2022 году на эти же цели будет израсходовано более 5,5 млн рублей. По данным Редько, в селе проживает 566 человек.

"Подвоз питьевой воды в село Яманцуг осуществляется согласно графику подвоза питьевой воды (вторник, пятница) на транспорте ГАЗ (цистерна), находящемся на балансе МБУ «Служба эксплуатации и содержания»", - говорится в письме Редько.

Заместитель регионального министра строительство и ЖКХ Ольга Бойправ, отвечая на запрос "Кавказского узла" (№18-04/15188), подтвердила сведения, изложенные Редько об объемах финансирования работ и графике подвоза воды в село Яманцуг. Она подчеркнула, что организация водоснабжения села находится в ведении районной администрации.

В то же время Эльвира Бахтиярова заявила, что никакие работы по указанным в письмах чиновников "Кавказскому узлу" направлениям "в 2021 году не проводились". Виктория Иващенкова также сообщила, что ни она, ни другие жители села не наблюдали в этом году коммунальную активность в селе. "Никаких работ не проводилось. Ни рабочих, ни проектировщиков не видели", - сказала женщина.

Юрист Сергей Иващенко, изучив ситуацию селе Яманцуг, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что согласно пункта 10 статьи 21 федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (№ 416-ФЗ) в случае прекращения водоснабжения поселка "орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить все население качественной питьевой водой, в том числе путем подвоза воды". Сославшись на часть 1 статьи 19 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юрист отметил, что поставляемая в поселок питьевая вода должна быть "безопасной, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства".

"В селе Яманцуг, как мы видим, нет, и не было качественного питьевого водоснабжения. В этом случае нарушаются несколько статей Закона РФ "О защите прав потребителей" (статьи 4, 7, 29)", - отметил Сергей Иващенко.

Юрист посоветовал инициативной группе села обратиться с жалобами в региональную прокуратуру и Роспотребнадзор, а затем подать иск в районный суд на бездействие и халатность районной и региональной властей.

"Прежде всего, бездействующие чиновники нарушают конституционные права жителей села Яманцуг на безопасную среду обитания (статья 40 Конституции РФ). И это недопустимо", - указал юрист.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"