Коллеги Абдулмумина Гаджиева поддержали его пикетами в Махачкале

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Журналисты провели в центре Махачкалы три одиночных пикета, осудив уголовное преследование обозревателя газеты "Черновик" Абдулмумина Гаджиева. Политики стараются держаться в стороне от дела Гаджиева, опасаясь противостояния с силовиками, считает заместитель главреда еженедельника Магомед Магомедов.

Как писал "Кавказский узел", коллеги и друзья журналиста "Черновика" Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят в Махачкале пикеты в его поддержку. Во время акции 24 мая они назвали преследование Гаджиева частью кампании по давлению на редакционную политику независимого издания.

Абдулмумин Гаджиев был задержан по делу о финансировании терроризма. Следователи считают, что Гаджиев и его предполагаемые сообщники - глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев - собрали для террористов 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Суд продлил арест обвиняемых до 28 июля. Гаджиев настаивает на своей невиновности. Его коллеги считают преследование журналиста давлением на него.

Сегодня в поддержку Абдулмумина Гаджиева журналисты провели три одиночных пикета. Все пикеты прошли на пересечении улиц Дахадаева и проспекта Гамзатова в Махачкале, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов.

Сам он требовал прекратить уголовное преследование Абдулмумина Гаджиева и отпустить его на свободу. Второй одиночный пикет с призывом: "Прекратить аресты без доказательств" провел учредитель "Черновика" Магди Камалов. Инициатором третьего одиночного пикета выступил журналист "Нового дела" Идрис Юсупов.

Со слов Магомеда Магомедова, прохожие живо реагировали на его одиночный пикет, а водители проезжавших мимо автомобилей сигналили, поддерживая пикетчика.

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Идрис Юсупов, реакция прохожих на проводимый им одиночный пикет с требованием "Свободы политзаключенным" была разной. Журналист подчеркнул, что большинство прохожих и водителей выражали поддержку его требованиям. Однако один из прохожих поинтересовался целью пикета, а после того как Юсупов разъяснил требования, мужчина заявил, что он не знает политзаключенных среди дагестанцев.

Сотрудники правоохранительных органов потребовали у Магомеда Магомедова и Магди Камалова письменных объяснений о цели и причинах проводимых акций. Каких-либо препятствий со стороны правоохранительных органов в проведении одиночных пикетов не было, добавил Юсупов.

Для привлечения внимания к делу Гаджиева нужны усилия коллег на региональном и федеральном уровнях, считают спецкор "Новой газеты" Илья Азар и псковская журналистка Светлана Прокопьева. Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" Азар, московские коллеги готовы поддержать дагестанских активистов для привлечения внимания к делу Абдулмумина Гаджиева. Правозащитная энергия аккумулируется в основном в столицах - Москве и Петербурге, указала, в свою очередь Светлана Прокопьева. 

Отметим, что еще в январе 2020 года российские журналисты распространили совместное обращение в поддержку Абдулмумина Гаджиева, в котором назвали выдвинутые против него обвинения надуманными и указали на опасность, которой подвергаются журналисты на Северном Кавказе.

В отличие от коллег Гаджиева политические деятели находятся в стороне от его дела и не актуализируют проблему бездоказательных арестов даже в контексте предвыборной кампании, потому что не хотят "противостояния с правоохранительными органами", считает Магомед Магомедов.

"Доказывание отсутствия вины Абдулмумина Гаджиева - это противостояние с правоохранительными органами, и никто не хочет в этом плане вступать в конфликт с силовиками", - отметил он.

Еще в марте Магомед Магомедов и политолог Эдуард Уразаев в интервью "Кавказскому узлу" исключили использование дела Гаджиева в предвыборной борьбе. Представители ни одной из российских политических партий, в том числе в ходе борьбы на предыдущих выборах в муниципальные органы власти, не высказывались по поводу уголовного дела Абдулмумина Гаджиева, хотя сочувствующих ему немало, отметил Уразаев. По его мнению, допущенные до выборов партии и кандидаты не будут обращать внимание на неудобные власти темы, в частности, и на дело Абдулмумина Гаджиева, а в случае если население начнет спрашивать о них, то ограничатся формальными ответами. Исключением может быть самовыдвиженец, но его могут не зарегистрировать, чтобы он не множил число возможных сочувствующих, предположил политолог. Магомедов отметил, что политические партии и допущенные до голосования кандидаты не будут затрагивать темы, которые "неудобны силовому блоку".

При этом опосредованно коснулся дела Гаджиева депутат парламента  Дагестана Марат Асланов, который 25 февраля досрочно сложил свои полномочия, сделав громкое заявление. В нем депутат указал, что его не устраивает обстановка в республике, среди своих претензий назвал то, что "невиновные журналисты сидят в тюрьмах за свою профессиональную работу". Тезисы Асланова поддерживают многие его коллеги в парламенте, однако редко кто из депутатов озвучивает их с трибуны, прокомментировал главный редактор "Нового дела" Гаджимурад Сагитов.

Магомедов, упомянув встречу главы Дагестана с родителями убитых братьев Гасангусейновых, сказал, что подобного рода встреча Сергея Меликова с семьёй Абдулмумина Гаджиева "была бы уместна". По его словам, такая встреча показала бы, что глава республики "на стороне справедливости", а не только на стороне версии силовиков.

25 декабря 2020 года врио главы Дагестана Сергей Меликов встретился с Муртазали и Патимат Гасангусейновыми, что стало символическим прорывом для этого дела. Вскоре после этого, 9 февраля 2021 года, Верховный суд Дагестана поддержал отца убитых пастухов - удовлетворил жалобу на отказ махачкалинского суда возбудить уголовное дело о халатности и служебном подлоге в отношении бывшего начальника Шамильского РОВД, который объявил в оперативной сводке братьев Гасангусейновых террористами. О деталях "Дела Гасангусейновых" рассказывается в справке "Кавказского узла" "Дело Гасангусейновых: ждать ли наказания за убийство пастухов".

Также Магомедов подчеркнул, что Меликов заявлял о готовности встретиться с адвокатами Гаджиева. "В принципе, сам Меликов обещал, что встретится с адвокатами Абдулмумина Гаджиева", - отметил журналист, добавив, что встреча до сих пор не состоялась.

Следующее заседание суда по делу Гаджиева, Тамбиева и Ризванова состоится 10 июня, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" супруга Кемала Тамбиева Лаура Курджиева. Она отметила, что планирует получить статус общественного защитника своего мужа, что позволит ей наряду с адвокатами участвовать в судебных заседаниях.

Последнее заседание суда по делу Гаджиева, Тамбиева и Ризванова прошло 3 июня. Допрошенный на нем свидетель обвинения дал показания в пользу Гаджиева, положительно охарактеризовав журналиста и его публикации, сообщила адвокат Анна Сердюкова.

Супруга Абдулмумина Гаджиева Дана Сакиева сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что в ближайшее время не планирует посещать судебные заседания по делу ее мужа в Ростове-на-Дону, так как это предполагает длительную поездку из Махачкалы. Супруга журналиста пояснила, что даже приезд в Ростов-на-Дону не гарантирует ее попадание на заседание суда.

Дана Сакиева отметила также, что в СИЗО сохраняются ограничительные меры, из-за которых руководство учреждения не даёт разрешение на свидания. По словам адвоката, отметила женщина, Абдулмумин Гаджиев регулярно получает отправляемые посылки, и жалоб на содержание в СИЗО у него нет.

Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, указали участники онлайн-дискуссии, проведенной на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Подробнее о деле Гаджиева говорится в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".

источник: корреспондент "Кавказского узла"