Знакомые дагестанских Свидетелей Иеговы* заявили о давлении на допросах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Двое из троих свидетелей, опрошенных в махачкалинском суде по делу верующих, сообщили, что на предварительном следствии были попытки запугать их. Стресс после допроса не проходил полгода, пришлось обратиться к врачу, заявила Людмила Абакарова.

Как писал "Кавказский узел", четверо дагестанских Свидетелей Иеговы* Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов были задержаны в июне 2019 года и обвинены в экстремизме. Почти год они провели под стражей в изоляторе, затем мера пресечения была изменена на домашний арест. Следствие по делу было завершено еще 30 апреля 2020 года.  23 марта в суде дагестанские Свидетели Иеговы* заявили о своей невиновности. Из-за домашнего ареста подсудимые не могут работать и поддерживать своих близких, сообщили супруга Арсена Абдуллаева и мать Антона Дергалева.

Сотни Свидетелей Иеговы* в России, в том числе десятки на юге страны, попали под уголовное преследование после решения Верховного суда о запрете их организаций. Им вменяют попытки продолжать деятельность запрещенной судом организации, а верующие считают свои действия реализацией конституционного права исповедовать религию, говорится в материале "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* - экстремисты или жертвы беззакония?". Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России* "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

Процесс по делу четверых дагестанских Свидетелей Иеговы* начался еще в середине марта, состоялись два заседания, затем из-за болезни подсудимых, а также из-за неявки одного из адвокатов рассмотрение дела переносилось несколько раз. Сегодня в Кировском районном суде продолжились слушания по этому уголовному делу. 

Из-за угрозы распространения коронавируса в Кировском районном суде Махачкалы все еще действуют ограничения на посещения слушателями судебных заседаний. Суд разрешил присутствовать в зале только по одному из самых близких родственников подсудимых, а также корреспонденту "Кавказского узла".

На заседании были допрошены четыре свидетеля обвинения – Людмила Абакарова, Зухра Мамедова, Артур Касумов и его мать Анжелика Касумова. Все четверо подтвердили знакомство с Марией Карповой, а Касумовы рассказали также, что знают Арсена Абдуллаева, так как он "менял трубы" в их квартире.

Свидетели дали положительную характеристику Карповой, назвали ее "хорошим и добрым человеком", а также рассказали, что вели с ней периодически беседы о религии. Они при этом указали, что никто из них не является приверженцем учения Свидетелей Иеговы*.

Людмила Абакарова пояснила, что познакомилась с Марией Карповой еще в детстве, в начале 2000-х годов, но более тесное общение они возобновили с 2015 года. "Мы постепенно сблизились. Религиозная тема была предметом нашего общения, но она не являлась основной. Мы говорили обо всем, обсуждали разное. Как верующий человек, Мария давала мне советы на основе своих убеждений. И я могу сказать, что ее советы мне нравились, ничего плохого в них не было", - сказала в суде свидетельница. Она добавила, что Карпова никогда ей ничего не навязывала и не предлагала изучать какую-либо религиозную литературу. Абакарова также сказала, что не посещала религиозные мероприятия.

"Вопросы мои были вызваны искренним интересом. Я спрашивала у нее о многом. В том числе про детей. Старший у меня с особенностями. И поэтому она всегда призывала меня успокоиться, проявить терпение", - рассказала Абакарова.

На вопрос адвоката, высказывалась ли Карпова негативно о других религиях, свидетельница ответила отрицательно. "У меня муж другой религии, и если бы с ее стороны были подобные высказывания, то дружбы между нами не было бы", - пояснила свидетельница.

По ходатайству гособвинения были оглашены показания Абакаровой, данные на предварительном следствии. Однако свидетельница заявила, что в них "есть моменты, которые от себя написали", и для нее "это новое". Она также рассказала, что сам допрос длился около шести часов без перерыва, за все время ей не дали отлучиться ни на минуту, даже попить воды.

"Меня вызывали на допрос, сказав, что он продлится 20-30 минут. Но я зашла в здание ФСБ днем, а вышла, когда уже стемнело. Хотя я и говорила, что у меня маленькие дети. Предупредить, что я задержусь, мне не давали", - сказала Абакарова.

Она сказала, что в ходе допроса на нее оказывалось моральное давление, на нее повышали голос. Высказывали угрозы, что "меня это тоже коснется, на меня заведут дело", отметила Абакарова. 

"Видимо, их не устраивали мои ответы. Следователь спрашивал, зачем я их покрываю... Один и тот же вопрос могли повторять около часа, ходили вокруг да около", - рассказала она. По словам свидетельницы, когда допрос завершился, ее начали торопить с подписью протокола.

"Когда дали подписывать протокол, подняли суматоху, начали говорить, что меня ждет муж. Хотели, наверное, чтобы я быстро подписала и ушла. Но я стала все внимательно читать. Сначала они неправильно указали время допроса. Некоторые мои вопросы я попросила переписать, потому что точно помнила, что так на них не отвечала", - отметила она. По словам Абакаровой, после допроса она испытала стресс, "полгода не могла прийти в себя", и была вынуждена обратиться к невропатологу.

По итогу она заявила, что правдивым является то, что она сказала суду, пояснив, что при повторном чтении протокола допроса "могла что-то упустить из виду".

Свидетель Зухра Мамедова рассказала, что после встречи и общения со Свидетелями Иеговы* у нее на душе стало спокойнее, она стала добрее и щедрее. "У меня были проблемы на работе. Я шла по парку, со мной заговорил мужчина, мы с ним разговорились о жизни. Мне стало спокойно на душе. Я подумала, что было бы хорошо, если бы таких людей стало много. Он предложил прийти ко мне с сестрой. Я разрешила. Ко мне стала приходить Мария и другие девушки. После их бесед мне становилось легко", - отметила свидетельница. По ее словам, на этих встречах собравшиеся также читали Библию.

"Мария мне понравилась сразу. Я до этого 20 лет читала Библию. Она ничему плохому не учит", - добавила свидетельница.  Мамедова пояснила, что литературу от подсудимой для распространения она не получала, финансовую помощь ей не оказывали и на собрания не звали, а негативных высказываний ни в чей адрес от Карповой она не слышала.

По словам Мамедовой, протокол своего допроса она прочитать не смогла, так как очки с собой не взяла. Свидетельница рассказала, что во время допроса ее пытались запугать, что "закроют в этом страшном месте", но она "ничего не боялась". "То, что там было написано, я не читала. Но они меня уверяли, что там написано все так, как я сказала", - отметила свидетельница.

Мамедова также рассказала, что в мае 2018 года перенесла операцию и что после этого она уже ни с кем из Свидетелей Иеговы* не общалась.

Свидетель Артур Касумов рассказал, что знакомство с учением Свидетелей Иеговы* у него произошло в 2014 году, когда в квартиру постучались и предложили поговорить о Боге. "Я согласился, так как у меня были вопросы. Мы периодически начали встречаться для бесед", - пояснил он в суде. По словам Касумова, он вел беседы с Марией Карповой, ходил на совместные собрания, где происходило обсуждение Библии, чтение стихов и пение песен.

"Я просто слушал... Мне интересны не только христианство, но и другие религии", - пояснил Касумов. Он сказал, что ему передавали брошюры, но названия их он не помнит. Призывов к насилию, а также попыток привлечь к распространению литературы не было, отметил свидетель. По словам Касумова, общение с верующими у него продолжалось до 2015 года, а затем он уехал в Москву на учебу и стал редко общаться с Карповой по телефону.

Анжелика Касумова рассказала, что хотела изучать Библию. "После того как я познакомилась с Марией Карповой, я стала изучать Библию, разные переводы...  Я часто встречалась с Марией, она занималась со мной. Она не скрывала, что является Свидетелем Иеговы*. Я закидывала ее вопросами. Я сама жаждала этих встреч", - пояснила свидетельница. По ее словам, встречи продолжались с 2015 до 2018 года. За этот период она не слышала от нее враждебных идей.

"Я шла к ним (Свидетелям Иеговы*) со своими целями – изучить Библию. Каких-то запретов или давления... ничего этого не было. Если бы такое произошло, то я сразу бы ушла от них", - сказала Касумова. 

В ходе предварительного следствия Анжелика Касумова была допрошена несколько раз, ее показания имеются в трех томах уголовного дела. Свидетельница рассказала суду, что ее на допросы вызывали в разные дни, а один из них продолжался около шести часов. При этом, отвечая на вопрос стороны защиты, она заявила, что давления при допросе следователь на нее не оказывал. А при оглашении одного из допросов сказала, что в протоколе все верно указано с ее слов.

Допросив четырех свидетелей, судья объявил перерыв, следующее заседание суда назначено на 25 мая.

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"