Завершено расследование дела Рамазана Дибирова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Расследование дела одного из обвиняемых по делу о террористической ячейке в исправительной колонии №2 в Калмыкии Рамазана Дибирова завершено, сообщил адвокат Зураб Алиев. К уголовной ответственности по делу привлечено уже более 50 человек, сообщает Следком России.

Как писал "Кавказский узел", по делу о создании террористического сообщества в исправительной колонии №2 в Калмыкии проходят 43 человека, в том числе жители Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ставрополья. Пятеро из них были задержаны в Дагестане, на Кубани и в Волгоградской области, еще трое после освобождения из заключения в 2014-2015 годах были убиты в Дагестане при оказании вооруженного сопротивления, остальные продолжают отбывать наказание, в том числе в этой колонии. Часть обвиняемых силовики увозят сразу после освобождения из колонии. Бывших заключенных, которые отказываются признать себя виновными, содержат в разных СИЗО, чтобы исключить их солидарную позицию, рассказали родственники обвиняемых. По словам адвоката и супруги уроженца Дагестана Рамазана Дибирова, в деле десятки обвиняемых, которых объединяет посещение молельной комнаты в месте заключения, но доказательств их связи с экстремистской деятельностью нет.

По версии следствия, не позднее 2013 года уроженец Дагестана, отбывавший наказание за незаконный оборот оружия, создал в ИК №2 террористическую организацию, и в нее впоследствии вошли более 100 заключенных. Организатором террористического сообщества следователи назвали убитого в 2015 году в Хасавюрте Шахбана Гасанова. Руководитель колонии Павел Батаев и его бывший заместитель Артур Цамаев также задержаны по подозрению в покровительстве террористическому сообществу.

Закончено расследование дела одного из обвиняемых в членстве в ячейке «Исламского государства»* в исправительной колонии № 2 в Калмыкии, уроженца Дагестана Рамазана Дибирова. Об этом 1 мая корреспонденту "Кавказского узла" сообщил адвокат Дибирова Зураб Алиев.

«Сейчас мы ждем, когда нам предоставят дело для ознакомления», - рассказал он.

При этом Алиев отметил, что пока не видел каких-либо реальных доказательств вины своего подзащитного. «Он отбывал срок за общеуголовные преступления. В колонии примерно 80% жили по уголовным понятиям, а он вошел в число тех, кто хотел держаться от этого подальше, и ходил на молитву в мечеть в колонии. Может быть, среди тех, кто посещал мечеть, и были один-два человека, которые хотели что-то такое создать. Но в отношении моего подзащитного нет фактов, что он делал что-то еще, кроме того, что молился там», - отметил адвокат.

Алиев также подчеркнул, что никакого давления на его клиента с целью заставить его пойти на сделку со следствием не было. «Никаких жалоб от него по этому поводу не было», - отметил он. 

Адвокат также подчеркнул, что не в курсе, какова ситуация с остальными обвиняемыми по этому делу из-за их географической разобщенности. «Обвиняют десятки людей, живущих в различных регионах России. Поэтому контактов между их адвокатами нет. Я полагаю, что мы познакомимся, когда начнется суд», - заключил он.

В ответе Управления СКР по взаимодействию со СМИ на запрос «Кавказского узла» об этом деле, подписанном инспектором отдела информационного сопровождения Е.В.Кабышевой, указывается, что, по версии следствия, уроженец Дагестана Шахбан Гасанов, отбывавший наказание в калмыцкой ИК-2 за незаконный оборот оружия, "создал на территории указанной колонии террористическое сообщество".

"Поддерживая цели и задачи террористического сообщества, в его состав с середины 2013 года до 16 декабря 2019 года вошли более 100 осужденных лиц», - говорится в сообщении.

Участники сообщества, сообщает ведомство, «подчинялись общим принципам и нормам поведения, сформированным в результате ложного, вымышленного ими представления о  религиозном превосходстве над другими членами гражданского общества, обучались арабскому языку, проходили идеологическую подготовку, посещали лекции, проводимые участниками террористического сообщества, обладающими соответствующими познаниями по литературе, признанной судами экстремистскими материалами».

С момента возбуждения уголовного дела по части 1 и части 2 статьи 205.4 (участие в террористическом сообществе) до настоящего времени к уголовной ответственности привлечено более 50 человек. «В настоящее время следствием устанавливается роль и конкретные действия, совершенные подозреваемыми, проверяется их причастность к совершению иных преступлений, не связанных с расследуемым уголовным делом, кроме того принимаются активные меры для установления других участников преступления. Расследование уголовного дела продолжается», - говорится в ответе.

Также ведомство отметило, что один из обвиняемых Александр Травинов в апреле 2018 года «вышел из состава террористического сообщества в связи с освобождением из мест лишения свободы». Также добровольно покинули сообщество осужденные в ноябре и декабре 2020 Саид Сулейманов и Михаил Жигунов.

Несмотря на озвученные Следственным комитетом Российской Федерации данные о добровольном выходе из состава террористического сообщества, 27 апреля суд признал Александра Травинова участником террористического сообщества и назначил ему пять лет и шесть месяцев колонии. В декабре 2020 года суд приговорил к аналогичному сроку Михаила Жигунова.

Адвокат Евгений Черноусов отметил, что примечание к части 2 статьи 205.4 УК РФ  предполагает возможность освобождения человека, прекратившего участие в террористическом сообществе, от ответственности, но при одном условии - он сам, добровольно и до ареста расскажет о деятельности сообщества. «Тогда он будет переведен в категорию свидетелей. В противном случае он подлежит уголовной ответственности», - отметил Черноусов корреспонденту "Кавказского узла".

Дело о террористической сети в калмыцкой колонии похоже на пиар-акцию силовиков, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" аналитики. Создание каких-либо группировок на территории российских колоний возможно лишь при организации и покровительстве такой деятельности со стороны ФСИН, отмечал руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов.

* "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"