Нагавкин потребовал от силовиков 300 тысяч за моральный вред

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правоохранители отказались отложить следственные действия с участием волгоградского активиста Игоря Нагавкина, обвиняемого в краже драгоценностей, в связи с заражением его коронавирусом. Нагавкин заявил, что не мог нарушить карантин, а действия правоохранителей причинили ему моральный вред.

Как писал "Кавказский узел", 10 февраля Нагавкин вышел к зданию прокуратуры Волгоградской области на одиночный пикет с требованием проверить обоснованность уголовного преследования. Силовики задержали пикетчика. Нагавкин, которому не позволили пригласить адвоката, указал, что нарушено его право на защиту. Когда активиста отпустили, он возобновил пикет. В прокуратуре Волгоградской области приняли его жалобу на следствие и пообещали изучить дело перед утверждением обвинительного заключения. 17 марта Волгоградский областной суд подтвердил ограничение срока ознакомления с материалами дела Нагавкина, но прокуратура вернула дело активиста на доследование из-за выявленных нарушений. 

В октябре 2016 года эксперт общероссийского движения "За права человека" в Южном федеральном округе Игорь Нагавкин был арестован по подозрению в краже драгоценностей. По версии следствия, он и "неустановленные лица" вскрыли ломбард, но украсть оттуда ничего не смогли "по не зависящим от них обстоятельствам". Правозащитник не признал себя виновным. В ноябре 2018 года он был освобожден, вернулся в родной Калач-на-Дону и вновь занялся правозащитной деятельностью. В феврале адвокат Юрий Бенгардт сообщил, что Нагавкину предъявлено обвинение в краже, которое основано на поддельных документах.

Игорь Нагавкин подал 30 апреля через интернет-приемную Главного управления МВД по Волгоградской области претензию на имя начальника главного следственного управления ведомства Владислава Струкова. В претензии, копия которой имеется в распоряжении "Кавказского узла", активист указал, что 18 ноября прибыл в главное следственное управление для ознакомления с материалами дела. "В кабинете следователь... снял c себя медицинскую маску и перчатки, на что я ему сделал замечание и снял его на видео. 24.11.2020 года у меня поднялась температура и стало ухудшаться самочувствие, я вызвал скорую помощь, которая зафиксировала у меня [повышенную] температуру и давление", - написал он в претензии. Нагавкин указал в документе, что 26 ноября 2020 года сдал тест на коронавирус, он оказался положительным, его предупредили об ответственности и запретили выходить из дома.

Активист указал в претензии, что 26 ноября 2020 года подал письменное ходатайство на имя следователя, в котором просил отложить все следственные действия с его участием до выздоровления. На следующий день следователь вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. "15.12.2020 года мною была подана жалоба в прокуратуру Волгоградской области в порядке... о признании незаконными действия следователя ", - указал Нагавкин.

Он написал, что 11 января его жалоба была перенаправлена в Главное следственное управление ГУ МВД по Волгоградской области, но активисту ответили, что не видят в действиях следователя нарушений.

Нагавкин указал в жалобе, что "в Волгоградской области введены ограничительные меры по недопущению распространения covid-19 на территории России, и ответственность за нарушение данных ограничений вплоть до уголовной ответственности". Он пояснил, что не имел права покидать место карантина, а приняв участие в следственных действиях, нарушил бы подписанное постановление и его могли бы привлечь к уголовной ответственности. Нагавкин отметил, что действия следователей причинили ему "моральный вред и заставили ощутить страх в условиях полной неправовой незащищенности и правовой неопределенности". "Все это мне причинило глубокие нравственные страдания", - написал он. Активист предложил возместить ему моральный ущерб, который он оценил в 300 000 рублей.

В ответе Струкова Нагавкину от 9 февраля, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что ходатайство Нагавкина об отложении следственных действий в связи с коронавирусом было рассмотрено, а следователь принял по нему обоснованное постановление. Ходатайство Нагавкина было "рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленный законом срок, постановление следователя мотивировано и обосновано... в связи с чем оснований для отмены постановления об отказе в удовлетворении ходатайства от 27.11.2020 не имеется", - указано в документе.

Игорь Нагавкин рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что 25 января подал жалобу через интернет-приемную начальнику следственного департамента МВД России, в которой указал на нарушения при расследовании дела. В жалобе, копия которой также имеется в распоряжении "Кавказского узла", он просил истребовать свое уголовное дело в следственный департамент и дать оценку действиям следователей, однако ответа на нее не получил до сих пор. По словам Нагавкина, в связи с этим 13 апреля он подал иск в Калачевский райсуд на "действие/бездействие должностного лица", заседание назначено на 11.45 мск 13 мая.

В ответе активисту от 29 апреля за подписью Струкова, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что обращение от 25 января,  в котором Нагавкин указал на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, непричастности к инкриминируемым преступлениям, несогласии с ходом расследования уголовного дела, рассмотрено, а его доводы "подтверждения не нашли".

13 апреля Нагавкин подал иск, в котором попросил суд дать оценку действиям Струкова, который не нашел нарушений в действиях следователя, отказавшего ему в переносе следственных действий из-за болезни, следует из документа, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". Заседание в Калачевском райсуде назначено на 14.00 мск 13 мая.

"Я нахожусь под следствием 4 года и 8 месяцев, за это время по делу не произвели ни одной товароведческой экспертизы", - заявил Нагавкин. Он сказал, что 1 марта прокуратура вернула дело следователю для устранения допущенных нарушений. "Прокуратура дала четкие указания, что следователь должен обосновать при предъявлении мне обвинения... Единственное, что убрали из обвинения, какие-то предметы (чашки, поварешки,) но оставили ювелирные украшения, кражу которых потерпевший не может обосновать документально. У него нет документов, что были в наличии данные предметы. Соответственно, нам не имели право их вменять", - отметил активист.

Он считает, что должна быть проведена товароведческая экспертиза. "Потерпевшая предоставила лишь копии счет-фактур и товарных накладных... следователь не имеет права предъявлять обвинение, только лишь ссылаясь на слова потерпевшей и копии счетов-фактур, без проведения товароведческой экспертизы. Потерпевшая предоставила счет-фактуры и товарные накладные с января 2015 года, в суммарной сложности вышло, что за 1 год и 9 месяцев она продала всего лишь 32 ювелирных украшения, то есть она работает в убыток. В случае товароведческой экспертизы нам не смогут предъявить особо крупный размер", - пояснил Нагавкин. Он пояснил, что расследование дела находится на стадии предварительного следствия.

"Одному [фигуранту] уже предъявили обвинение, сегодня (30 апреля) и мне хотели предъявить обвинение без адвоката. Следователь вызвал меня, а адвоката не вызвал, и объявил, что сегодня будет предъявлять обвинение. Я на видеокамеру начал снимать происходящее, развернулся и ушел", - рассказал Нагавкин.

Комментариями Главного управления МВД по Волгоградской области относительно заявлений и исков Нагавкина "Кавказский узел" пока не располагает.

"Кавказский узел" публикует новости о преследовании активистов, журналистов и правозащитников на юге России и в странах Южного Кавказа на странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"