Близкие назвали неудовлетворительной медпомощь Гюльалыеву в Баку

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Азербайджанскому правозащитнику Огтаю Гюльалыеву сняли трахеостому, его состояние улучшилось. За пять месяцев пребывания в Баку врачи посетили активиста всего один раз по настоянию родственников, а медсестры отказываются продолжать уход за больным из-за невыплат надбавок, рассказали сын активиста и директор информационного агентства Turan.

Как писал "Кавказский узел", 29 октября 2019 года главу общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтая Гюльалыева, который провел пресс-конференцию о кампании против пыток, сбил на пешеходном переходе автомобиль. 8 ноября 2020 года после длительного лечения в стамбульской клинике он был перевезен домой. В январе члены семьи правозащитника сообщили, что Генпрокуратура начала повторное расследование методов лечения Гюльалыева. 27 апреля сын активиста сказал, что отец идет на поправку после операций в Турции, но по-прежнему нуждается в постоянном уходе. По его словам, ухаживающим за отцом медсестрам не выплачивают зарплату, и Гюльалыев рискует остаться без их помощи.

Следователи пришли к выводу, что ДТП с Огтаем Гюльалыевым не было преднамеренным, в ответ на это правозащитники потребовали обнародовать видео автоаварии. На заседании суда 13 ноября 2020 года обвиняемый признал вину.  25 января в Насиминском райсуде был оглашен приговор Кенану Абдуллаеву, обвиняемому по делу о ДТП с Гюльалыевым. Суд признал Абдуллаева виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности тяжкий вред здоровью потерпевшего. Он приговорен к 2 годам и 3 месяцам колонии-поселения и на три года лишен права управлять транспортными средствами.

С 28 по 30 апреля правозащитник находился в частной клинике, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сын активиста Тебриз Гюльалыев.

"Когда отец был на лечении в Турции, ему поставили трахеостому для вывода мокроты из легких и в целом облегчения дыхания. Однако в последнее время это устройство создавало ему дискомфорт. В клинике трахеостому сняли и на всякий случай три дня продержали отца в реанимации под наблюдением. Отец теперь стал уже свободно дышать носом и ртом. В последнее время он уже пытался говорить, но это устройство мешало ему. Мы надеемся, что скоро он сможет говорить, потому что к нему возвращается сознание.  Он  внимательно выслушивает наши вопросы, реагирует на них жестами. Когда мы включаем новости, он начинает внимательно прислушиваться к информации. Мы, специально резко убавляем звук, и он сразу же жестами дает понять, что надо повысить звук", - сказал Тебриз Гюльалыев.

Он пояснил, что лечение отца в Турции, его операции полностью профинансировал фонд Гейдара Алиева. "Но поскольку суд по делу о ДТП затягивался под предлогом отсутствия отца в Азербайджане, мы отказались от финансирования фонда в Турции и приняли решение о возвращении в Баку. С другой стороны, турецкие врачи также говорили, что дальнейшее лечение возможно  в Азербайджане, поскольку самые сложные хирургические операции они уже сделали. Тогда в Турции представитель фонда Гейдара Алиева предоставил нам несколько телефонных номеров Объединенного управления территориальными медицинскими подразделениями (ОУТМП) и ряда других медучреждений  в Баку, рекомендовав по всем вопросам обращаться к ним. Также  в Турции нас обеспечили на два месяца запасами лекарств и специального питания. Но каких-либо письменных документов относительно дальнейшего финансирования лечения в Баку нам не выдали", - рассказал Тебриз Гюльалыев.

По его словам, по возвращению правозащитника в Баку ОУТМП взял на себе обеспечение медицинской помощью активиста. "Однако в полной мере помощь не оказывалась. К примеру, нам назначили шесть медработников для проведения процедур отцу и ухода за ним. При этом для ухода в вечернее и ночное время работников не назначили. Врачей они практически не направляли. Лишь однажды в феврале приходил врач. Справедливости ради надо отметить, что когда у отца обнаружили коронавирус, его госпитализировали в передовую клинику. Через неделю отец выздоровел и был выписан", - отметил Тебриз Гюльалыев.

Сын правозащитника сказал, что семья обращалась в ОУТМП для снятия трахеостомы, но им "порекомендовали делать это только в государственной больнице". "Когда мы попросили проведения этой медицинской процедуры в Центре нейрохирургии, нам отказали под предлогом того, что трахеостому можно снять и в обычной больнице. Мы решили сделать это в частной клинике. Оплату мы внесли из помощи, оказанной друзьями, родственниками и всеми добрыми людьми, которые не остались безучастным к судьбе отца", - сказал Тебриз Гюльалыев.

По его словам, шесть медсестер, по две в каждую смену, присылали к ним из Научно-исследовательского института медицинской реабилитации (НИИМР).

"Медсестры делают уколы, кормят отца через катетер в брюшной полости, делают ему массаж специальным средствами. Однако недавно они сказали, что с 1 мая не будут приходить из-за того, что три месяца не получают зарплату. Они нам не сказали, какая организация им платит зарплату. Теперь мы не знаем, придут ли они завтра или нет", - сказал Тебриз Гюльалыев.

Он считает, что государство обязано обеспечить правозащитника качественной медицинской помощью до полного выздоровления. «Отец пострадал в результате ДТП. Из-за бездействия врачей, затягивания хирургической операции его состояние ухудшилось и произошло обширное кровоизлияние в мозг. Однако прокуратура не стала привлекать врачей. После нашего повторного обращения следствие в отношении врачей не ведется, результатов мы не видим", - отметил Тебриз Гюльалыев.

Ранее ведомство опровергло информацию о невыдаче в течение трех месяцев зарплаты медработникам, обслуживающим Гюльалыева. Для лечения Гюлалыева к нему прикреплены три медсестры и три младшие сестры, сообщило 27 апреля со ссылкой на ОУТМП агентство Turan.

Медработникам, прикрепленным к Гюлалыеву для оказания помощи, ежемесячно выплачивается зарплата, утверждает глава Научно-исследовательского института медицинской реабилитации (НИИМР) Низами Набиев. "Наши врачи делают все возможное для возвращения Огтая Гюлалыева к нормальной жизни и полному выздоровлению", - процитировало Набиева агентство.

Медсестры  жаловались на невыплату надбавок, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" регулярно навещающий активиста директор информационного агентства Turan Мехман Алиев. "Медсестры сказали, что до февраля им доплачивали за присмотр за Гюлалыевым. Однако затем эти выплаты прекратились, в связи с чем они уведомили меня и семью, что не будут выполнять свои обязанности",  - сказал он.

Он также считает, что медпомощь Гюлалыеву оказывается не должным образом.  "Пусть назовут имена врачей, которые обследовали Гюлалыева с момента его возвращения в Баку из Турции 8 ноября  2020 года. Пусть представят даты, когда его посещали врачи, проводили ему медобследования, давали рекомендации... Более чем за пять месяцев (с момента прибытия из Турции) по поручению ОУТМП врач посетил его только один раз по настоянию семьи, чтобы принять решение об удалении трахеостомы", - сказал Алиев.

Он рассказал, что врачи, оказывающие услуги активисту, получают зарплату в НИИМР, надбавку в размере оклада им платило ОУТМП.

"Именно прекращение выплаты надбавки вызвало недовольство персонала. Без надбавки им невыгодно ходить к Гюльалыеву, так как у него они проводят целый день, с 09.00 до 18.00 по местному времени (с 08.00 до 17.00 мск). Возможно, по месту постоянной работы у них не такой плотный графики и есть возможность подзаработать", - сказал директор агентства.

Он считает, что в связи с поправкой здоровья Гюльалыева дальнейшие расходы на его содержание уменьшатся. "После снятия трахеостомы его можно будет кормить обычной едой, пропущенной через блендер. В таком случае не придется покупать дорогостоящие питательные смеси", - сказал Алиев.

Алиев считает, что необходимости лечения Гюльалыева в больнице нет. "Сейчас главное - физиотерапевтическая помощь, массаж, специальные упражнения, которые можно делать на дому", - отметил он.

Алиев подтвердил, что активиста материально поддержали международные НПО, однако подробности не сообщил. 

Минздрав Азербайджана отказался комментировать ситуацию с лечением Гюльалыева, сославшись на то, что обслуживающие его медучреждения находятся в ведении ОУТМП. Комментариями от фонда Гейдара Алиева "Кавказский узел" пока не располагает.

"Платформа гражданской солидарности", объединяющая около 35 правозащитных организаций из разных стран, расценила ДТП как покушение на Гюльалыева и призвала к международному расследованию обстоятельств, говорится в материале "Кавказского узла" "Южный Кавказ - 2019: массовые протесты, территориальные конфликты и влияние Кремля, Анкары и Вашингтона".

Биографическая справка об Огтае Гюльалыеве подготовлена "Кавказским узлом".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"