Власти России предоставили временное убежище Чолиеву

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Туркменский блогер Розгельды Чолиев не будет выслан на родину. Представители миграционной службы приняли у него заявление и сообщили, что ему предоставлено временное убежище на три месяца, однако Чолиев, который планировал вернуться к семье в Черкесск, до сих пор остается в нейтральной зоне аэропорта Шереметьево, сообщили сегодня правозащитники. 

Как писал "Кавказский узел", 2 марта Розгельды Чолиева задержали в московском аэропорту при попытке вернуться в Черкесск к гражданской жене и ребенку. Чолиев заявил, что нуждается в политическом убежище и остался в нейтральной зоне. Он пожаловался на грубость пограничников и настойчивые требования вернуться в Турцию, из которой Чолиев прилетел. В случае высылки Чолиева в Турцию его могут выдать в Туркменистан, где он подвергнется преследованию, заявили правозащитники, направив 8 марта руководителю Пограничной службы ФСБ Владимиру Кулишову обращение с призывом обеспечить Чолиеву возможность обратиться за убежищем.

Чолиев учился в Карачаево-Черкесии с 2018 года, но еще в сентябре 2020 года был отчислен из университета. Правозащитный центр "Мемориал"* сообщал, что руководство вуза угрожало Чолиеву депортацией в Туркменистан за посты в соцсетях с критикой президента Бердымухамедова. Гражданская жена Чолиева продолжает учиться в Черкесске.

Представители миграционной службы МВД России приняли у Розгельды Чолиева заявление об убежище, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал"*.  Сотрудники миграционной службы сообщили Чолиеву о предоставлении временного убежища в России сроком на три месяца, в течение которых власти будут изучать его дело, подтвердила Таджигуль Бегмедова из туркменского отделения Хельсинкского фонда по правам человека, говорится в сообщении на сайте центра.

Признаки изменения отношения к Чолиеву появились 9 марта, после того как правозащитники отправили письмо руководству Погранслужбы  (с копиями в МИД, МВД и др.). По словам Чолиева, ранее пограничники ему говорили готовиться к отправке в Турцию.  Однако 9 марта офицер-пограничник сказал ему, что номер телефона блогера просит туркменское консульство. Чолиев от разговора с туркменским дипломатом отказался, отмечается в сообщении на сайте центра.

9 марта изменилось отношение властей и к родственникам Чолиева, которые живут в Туркменистане. Им перестали угрожать, власти перешли к мягким уговорам, выражали пожелание, чтобы бывший студент вернулся в Туркменистан, отмечается в публикации.

10 марта сотрудник ФСБ уточнил у  Чолиева, почему он опасается лететь в Турцию. До этого интереса к истории просителя убежища  российские пограничники и полицейские не проявляли. Днем 11 марта сотрудник "Аэрофлота" сообщил Чолиеву, что туркменский консул передал ему два пакета с напитками и бутербродами, говорится в сообщении.

Случай Чолиева — первый с начала пандемии, когда Россия согласилась принять заявление у беженца в аэропорту в соответствии с существующими в российском законодательстве процедурами. Это — важный успех, тем более для беженца из Туркменистана. Однако по данным на 13.41 мск Чолиев остается в международной зоне аэропорта Шереметьево, сообщил Правозащитный центр. 

* — организация по решению Минюста РФ внесена в список иностранных агентов.

Автор: