Фильм об угнетении женщин на Кавказе вызвал ажиотаж в соцсетях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пользователи соцсетей подвергли критике проект "Редакция" Алексея Пивоварова после выхода фильма о ситуации с правами женщин в регионах Северного Кавказа. Авторы фильма однобоко представили зрителям Северный Кавказ и допустили грубые обобщения, считают местные жители.

Что было потом: аналитики разделились в оценке актуальности фильма об угнетении женщин на Кавказе, а герои фильма "Редакции" раскритиковали его авторов за тенденциозность в изображении Кавказа

Бывший главный редактор телеканала RTVi Алексей Пивоваров запустил на YouTube проект «Редакция». 9 марта на канале проекта был опубликован фильм «Кто борется с правилами самого закрытого региона России?», который по состоянию на 04.30 мск сегодня, 11 марта набрал 13 147 комментариев, 57 тысяч лайков, 2,8 тысячи дизлайков. По состоянию на 21.00 мск 10 марта он набрал более 990 тысяч просмотров. (Дополнение "Кавказского узла" от 09.31 мск 11.03.2021: по состоянию на 09.30 мск 11 марта фильм набрал 1 014 512 просмотров.)

Автор фильма Карина Мухутдинова называет Северный Кавказ "одним из самых закрытых регионов России, попасть в реальную жизнь которого, если ты не местный, очень сложно". "Еще сложнее выбраться из реальности Северного Кавказа, если ты местный. Но как оказалось, в одном из самых несвободных регионов есть люди со своими запросами на свободу. Чтобы быть собой и жить так, как хочется, им нужно бороться не только с внешними обстоятельствами и системой, но и самыми близкими, собственной семьей, которая часто становится главным препятствием, и с правилами, которое диктует место, где они родились и прожили всю свою жизнь", - отметила она.

Героинями фильма стали люди из четырех республик Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ингушетии и Чечни. "Некоторые имени и лица героев скрыты из-за угрозы их безопасности", - отмечается в фильме.

Одна из героинь фильма, Нина рассказала, что в возрасте примерно восьми лет ей сделали обрезание. "Это была взрослая старая женщина. Я помню унижение, то есть на корточках перед неизвестным человеком, и тебе что-то там ножницами - старыми, грязными, ржавыми - пытаются тебе отрезать. Я, естественно, извивалась как бы. Я не понимала, что происходит", - рассказала она.

Женское обрезание — калечащая практика повреждения женских половых органов, нарушающая права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, говорится в справке "Кавказского узла" "Женское обрезание на Кавказе". Среди регионов СКФО наиболее остро проблема стоит в Дагестане, где, по данным "Правовой инициативы"*, ежегодно минимум 1240 девочек становятся жертвами таких операций. Уголовное наказание не искоренит проблему, пока не сформируется общий правовой фон, который позволит женщинам чувствовать себя в безопасности, считают авторы проекта о женском обрезании для "Афиша Daily".

В фильме также поднимаются темы убийств чести, принудительных и ранних браков, многоженства, особенностей родственных отношений.

"Поразительно, как женщины на свои хрупких плечах это вывозят. Перекос культуры и традиций по эгоистическим соображениям налицо", - отметил Den Ivanov.

"Прикрывать преступления моралью и религией - вся суть фанатиков из любого вероисповедания. Страдают женщины и дети", - считает Екатерина Иванова.

"Очередная журналистская победа. Очень тяжелый фильм, но такой нужный. Свободные и смелые люди в несвободных обстоятельствах", - отметила Elena Smirnova.

"Даже не верится, что такое есть в России... Самое странное для меня лично - это то, что родители отдают своих дочерей замуж в 15 лет насильно, делают им какие-то обрезания. Это дико и абсолютно непонятно", - написала Анна Копейкина.

Дагестанский блогер Махач Абдулаев на своей странице в соцсети Facebook высказал свое мнение о фильме (по данным на 04.30 мск сегодня, 11 марта под его публикацией оставлен 171 комментарий).

«Такое ощущение, что мне показали совершенно другой Дагестан, жуткий, страшный, испуганный, ущемленный, наполненный женскими страданиями и женской болью. После просмотра фильма, люди, которые никогда не были в нашей республике, никогда сюда не приедут. Я бы тоже не приехал в такой Дагестан, если бы я тут не жил, после этого фильма», - пишет Абдулаев.

Он добавил, что автор пытается создать из Дагестана "зону отчуждения, где не работают федеральные законы, где мужчины с легкостью налево и направо убивают своих жен и сестер, где женщина - это забитое бесправное существо, которое молча в 14 лет выдают замуж и обязательно за садиста или педофила, у которого уже есть несколько жен". "Это страшный манипулятивный фильм, где в центре не история трагедии девушек, а созданный образ Дагестана и Кавказа, как всероссийского и мирового пугала", - считает блогер.

В публикации он попросил женщин высказать свое мнение о фильме. 

"Небо на землю упадет, если вдруг мужчины и некоторые женщины просто признают, что очень большому числу женщин жить в Дагестане тяжело. Морально и физически. Лучше ведь вместо решения проблем просто закрывать на них глаза, типа, ничего не было и нет", - отметила Diana Ars.

"Ну не знаю. Может, у вас в роду мужчины угнетают женщин. Если да, то я готов поговорить с ними, может, поможем вашим женщинам освободиться из концлагеря?" - предложил ей Тимур Магомедов.

«Давайте вечером пройдемся по всем ресторанам столицы, я вам покажу массу угнетенных женщин Кавказа», - ответил ей Махач Абдулаев.

"Ну, если пройдешься по селам, там много интересного услышишь, если, конечно, расскажут", - отметила на это Наида Расулова.

«Мне не понравилось начало. Слова журналистки: «Это один из самых закрытых регионов России, куда попасть, если ты не местный, очень сложно». Ложь. Внушение ложного убеждения. Насилие в отношении женщин существует не только на Северном Кавказе. Умалчивать нельзя, где бы это ни происходило, но позиционировать насилие в отношении женщин как специфику региона, думаю, не верно», - написала Марина Львова.

"А какое отношение Лиды и Нины имеют к Кавказу, в основном там такие имена (посмотрела отрывками). Конечно, они перегибают, не сплошь и рядом, но некоторые моменты действительно у нас есть", - отметила Наида Расулова.

"Нехороший фильм", - кратко резюмировала Разият Нурмагомедова.

"О каком угнетении идет речь?! Фильм ни о чем!" Постановочные вопросы и ответы! В чем выражается свобода? Даже если взять быт современной женщины, каждая вторая имеет дома работницу, каждая первая няню для ребенка, гостей встречают в ресторанах, салонах красоты, фитнес-центры как грибы растут", - отметила Башарат Малаева.

"Я смотрела фильм и понимала, что в моем окружении нет ни одного человека с похожей историей. Повезло ли мне? Может быть, но я думаю, тут другое. В фильме все показано однобоко, с акцентом на бесправие женщин и трудное их положение. В Дагестане, конечно, есть свои особенности в культуре, но они никоим образом не превращают республику в нечто дикое и требующее вопиющих скандальных сюжетов", - написала Zukhra Kuzeeva.

«Это частные истории 2-3 девушек, которые ко всей женской части Дагестана мало имеют отношения. Мне фильм не понравился совершенно», - считает Rashija Abdullaeva.

«Однобокое стереотипное мнение или видение автора. Кто-то же его сопровождал по Махачкале. Он что, не видел, что в кафе сидят в основном женщины, и сами, и с детьми. Не видел огромное количество салонов красоты? Не видел светские свадьбы? Какая стрельба? Да, работают женщины на двух работах, лучше бы снял, что у нас оклады меньше, чем в других регионах. Женщины у нас, кто не на госработе, тащат на себе бизнес. Многие водят автомобили», - высказала свою точку зрения Виола Виола.

"Ни одна из историй девушек даже целостно не рассказана, какой-то хоррор из надерганных фраз с подавляющим саундтреком... И, как уже в этой среде завелось, натягиванием совы на глобус", - считает Геннадий Мусалаев.

"Кто им дал право так говорить о Дагестане? Это просто история двух-трех семей... В любой стране или в любом городе есть семьи, где пьют, где бьют, но никто не ассоциирует это с их страной или городом", - возмутился Гаджи Каммагаджиев.

18 ноября 2020 года телеканал "Дождь" показал документальный фильм "Снявшие хиджаб" (второе название фильма - "Верь. Молись. Терпи. Мусульманки"), посвященный мусульманкам из Дагестана. В фильме рассказывают о своих судьбах три молодые женщины, которые вышли из мусульманской общины Дагестана. Одна из героинь картины, 33-летняя Нина является также героиней фильма "Кто борется с правилами самого закрытого региона России?". Кроме того, ее историю 8 марта рассказала "Новая газета".

Прокомментировал фильм автор Telegram-канала "Nemo". "Проблемы на Кавказе, конечно, есть. Есть и очень серьезные вещи вроде убийств чести, домашних побоев, браков несовершеннолетних и т.д. Но, во-первых, Кавказ разный, даже внутри одного субъекта, даже внутри одного города, как и Москва, и Питер, и Рязань... Экстраполировать все болячки на весь Кавказ огульно, не есть правильно [...] Сравнивать Чечню и КБР это как сравнивать Гаити и Доминикану, вроде рядом, через дорогу, но..." - отметил он.

Не только женщины стали героями фильма. Автор рассказывает историю Бека из Кабардино-Балкарии. "Могут подойти, спросить, это что за прическа, это что за вид. Они говорят, что это нетрадиционно, не национально и не религиозно", - рассказал мужчина с ирокезом. Он и его супруга Дарина играют в местной группе. Они рассказали, что некоторые девушек в республике "просто как товар продают". "Никто не спрашивает про твои планы. Я хотела второе образование, я хотела в Москву поехать, работать где-то - пофигу", - рассказали они.

"Заметил, что Кабардино-Балкария в этом сюжете выглядит как голова от чужого тела. На вопрос "Почему?" пришел один ответ - "Просто она должна была быть в этом спецрепе". Притянули за уши, ведь озвученное жителями КБР сильно отличалось от остальных по смыслу. Отсюда сложилось, что и остальное сильно отличается от обыденности. Рукоприкладство, убийства - да, такое есть и бороться с этим нужно. А вот отсутствие Осетии, как христианской республики, наводит на мысль о том, что из республик с преимущественно исламским населением снова лепят образ врага. А между тем, эти республики лучше сохранили институт семьи и брака, чем во всей России (пока еще, но становится хуже)", - прокомментировал часть фильма о Кабардино-Балкарии Roustam Pezh.

Автор Telegram-канала "Rihaniya" раскритиковал авторов фильма за одностороннее освещение ситуации в регионе. "Сюжет о том, как же здесь плохо живётся людям с ирокезами, мужчинам с эпатажными усами, порноактрисам, тату-салонам и женщинам. С женщинами вообще все серьёзно - тут несчастные, вынужденные носить хиджаб свободолюбивые эмансипированные горянки, под прессом денно и нощно готовящие хинкал домохозяйки, и постоянные разговоры о женском обрезании", - написал он.

Некоторые комментаторы вспомнили резонансную историю жительницы Чечни Мадины Умаевой, которая их шокировала в том числе и тем, что мать девушки вынуждена была впоследствии принести извинения за слова о насильственной смерти дочери.

Мадина Умаева скончалась 12 июня в Гудермесе, в доме своего мужа Висхаджи Хамидова. Она была похоронена в спешке вечером того же дня. Ее супруг утверждал, что Мадина погибла, упав с лестницы во время эпилептического припадка. Близкие Умаевой рассказали, что между нею и мужем часто происходили ссоры, и что Мадина не страдала эпилепсией. Тело Умаевой было эксгумировано 20 июня, а через три дня в дело вмешался глава Чечни Рамзан Кадыров. Он заявил, что у близких Умаевой нет ни одного подтверждения того, что в ее смерти виновен супруг. После этого мать Умаевой извинилась за слова о насильственной смерти дочери. Видео с извинениями было показано в эфире государственной телекомпании "Грозный". 27 июня ЧГТРК "Грозный" обнародовала видео с повторными извинениями матери умершей  на этот раз перед зятем. 30 июня было опубликовано новое видеообращение женщины  с просьбой не распространять версию о насильственной смерти ее дочери.

"То, что показано в этом репортаже, действительно существует, к огромнейшему сожалению, такое встречается. Но этот фильм преподносит все в таком свете, будто весь этот ужас, о котором рассказывают действительно несчастные девушки, является нормой абсолютно для каждого жителя республик Сев. Кавказа, будто все это происходит у нас в каждой семье. Разве я считаю это нормой? Нет. Мои родные, мои друзья, мои родственники, которые родились и выросли здесь, считают это нормой? Нет, не считают. Это является дикостью и для нас самих, для жителей Кавказа. Но то, что показано в фильме, и то, как это показано, создает абсолютно неверное, клишированное мнение о Кавказе в целом", - прокомментировал фильм пользователь YouTube ameno.

Пользователь YouTube из Карачаево-Черкесии прокомментировала, посмотрев фильм, ситуацию в республике. "Не могу говорить об остальном Кавказе, но как девушка из КЧР могу сказать, что в наше время замуж выходят девочки в среднем в 24, имея высшее образование, никаких насильных браков сейчас тоже нет (сейчас даже родители чаще пытаются отговорить девочку от замужества, пока она не доучится и найдёт работу), а о женском обрезании многие люди здесь даже не слышали. Да, здесь до сих пор патриархат, и девушки часто слышат фразы: «Вот муж разрешит, тогда делай, что хочешь», люди сильно зависимы от мнения родственников и соседей, и это нужно менять и это меняется понемногу, а насилие в семьях встречается как и в любом другом регионе России. Об убийствах чести тоже за всю жизнь здесь не слышала, максимум родственники начинают игнорить кого-то", - написала Алиса Алиса.

В июне 2020 года правозащитники назвали критической ситуацию с правами женщин и в других регионах Северного Кавказа. Там традиции и обычаи предрасполагают к насилию по отношению к женщинам в семье, власти считают рукоприкладство со стороны мужа нормой, а жертвы насилия не готовы идти в полицию, рассказали они.

* - организация по решению Минюста РФ внесена в список иностранных агентов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"