Журналисты обсудили ход следствия по делу Джабиева и Цховребова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Активизация расследования дела по обвинению Николая Цховребова и Инала Джабиева в покушении на жизнь бывшего главы МВД Южной Осетии связана с попыткой властей скрыть историю с пытками обвиняемых, заявил редактор "ОсНовы" Руслан Тотров. Обещания Анатолия Бибилова повлияли на рвение следствия, считает журналист Мурат Гукемухов.

Как информировал "Кавказский узел", житель Южной Осетии Николай Цховребов был задержан вместе с Иналом Джабиевым после покушения на бывшего главу МВД Игоря Наниева, позже им было предъявлено обвинение по делу. Дело неожиданно "рванулось вперед", прокомментировал ситуацию источник, близкий к семье Цховребовых. Ранее Цховребов рассказал о жестоких пытках. 

Инал Джабиев умер после допроса в полиции по делу о покушении на главу МВД Игоря Наниева. В связи со смертью Джабиева были задержаны восемь полицейских, отстранен от должности замглавы МВД Андрей Цховребов. Родственники Джабиева недовольны ходом расследования. В январе жена Джабиева Оксана Сотиева возглавила движение в защиту прав жителей Южной Осетии "Закон. Справедливость. Инал Джабиев", цель которого состоит в восстановлении справедливости и законности в регионе. Супруга и мать Джабиева организовали в столице республики круглосуточную акцию протеста, которая продолжается уже более двух месяцев.

Ускорение расследования дела по обвинению Николая Цховребова вместе с Иналом Джабиевым в покушении на жизнь бывшего главы МВД Южной Осетии Игоря Наниева на фоне "очевидной пробуксовки" расследования дел о применении пыток к обвиняемым редактор портала "ОсНова" Руслан Тотров  связал с попытками властей Южной Осетии "замазать" историю с пытками, "создав впечатление, что пострадавшие - не те люди, которых стоит жалеть".

"Сегодня пропагандистами власти в общественное пространство усиленно забрасывается идея о том, что Джабиев и Цховребов сами были преступниками", пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Тотров. 

По его словам, власти республики будут идти по этой дороге до конца, пытаясь добиться признания обществом Джабиева и Цховребова "преступниками по определению". "Но эти попытки закончились провалом, поскольку властям не удалось заретушировать историю с пытками", заявил журналист.

Комментируя предъявленное Николаю Цховребову обвинение, источник, близкий к семье Цховребова, сообщил 7 февраля на правах анонимности, что расследование неожиданно "рванулось вперед". "Провели сразу две экспертизы оружия, имевшегося у Цховребова. Итоги первой их не устроили, заказали вторую, но и вторая показала то же самое: ни из одной из двух единиц оружия, которыми официально владел Цховребов, в министра не стреляли", — отметил собеседник. При этом, по его словам, расследование пыток самого Цховребова "идет ни шатко, ни валко: дело возбуждено, восемь человек арестовано, но дальше никого из семьи не приглашают и не ставят в известность [как идет расследование]"

Активизация расследования дела о покушении на жизнь Наниева вполне плановая, считает журналист Мурат Гукемухов. Он связал это с тем, что осенью президент Южной Осетии Анатолий Бибилов обещал, что дело будет в суде еще до нового года, однако, по мнению Гукемухова, властям "просто невыгодно передавать дело в суд".

"Если [Джабиева и Цховребова] признают виновными, значит, нужно будет сажать Цховребова в тюрьму, а это может очень серьезно обострить ситуацию в регионе. Если признают невиновными — возникнет вопрос: за что так избивали парней?» - заявил журналист корреспонденту «Кавказского узла».

Ранее вдова Джабиева Оксана Сотиева сообщила, что встречалась с президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым. "Он заявил, что наше стояние напрасно, что виновные сядут и получат по максимуму — 10-15 лет. Хотелось бы верить. Но те статьи, по которым их привлекают, не предусматривают более трех лет лишения свободы, и то, если не отпустят досрочно. Он также обещал, что новую судебно-медицинскую экспертизу проведет наш местный судмедэксперт Зарина Дзагоева. Но когда меня позже вызвали в Генеральную прокуратуру, чтобы ознакомиться с постановлением о проведении судебно-медицинской экспертизы, я увидела, что проводиться она будет почему-то в Москве", — рассказала она. 

Журналисты раскритиковали обещания Анатолия Бибилова Оксане Сотиевой о том, что виновные в смерти Джабиева "сядут и получат по максимуму — 10-15 лет".  Тотров заявил, что "в правовом государстве президент не может определять сроки, на которые кто-либо сядет в тюрьму". Он подчеркнул, что вне зависимости от обещаний президента многое будет зависеть от того, которую из двух судебно-медицинских экспертиз о смерти Джабиева будут использовать при рассмотрении дела в суде.

"Защита подсудимых может потребовать и третьей экспертизы, и тогда вообще непонятно, как повернется ситуация", добавил Тотров.

19 ноября 2020 года Генпрокуратура Южной Осетии представила выводы судмедэкспертов по делу о смерти Инала Джабиева из Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны РФ. Эксперты установили, что внезапная смерть у Инала Джабиева связана с сердечной недостаточностью. "Комиссия пришла к выводу, что у Джабиева случилась внезапная сердечная смерть на фоне развития абстинентного синдрома, то есть отмененного наркотического препарата", сообщил следователь Генпрокуратуры Южной Осетии Алан Бестауты.

1 февраля стало известно, что Генеральная прокуратура Южной Осетии направила документы на проведение третьей экспертизы в Москву, сообщила Оксана Сотиева.

Тотров также подчеркнул, что дело Джабиева "абсолютно идентично" делу Цкаева.

"Когда я знакомился с этой историей, мне казалось, что я читаю историю дела Цкаева — только фамилии поменялись. Пожалуй, единственное отличие, что Цкаев был абсолютно непричастен к этой истории, а в случае с Джабиевым мы видим непонятную историю. Но даже если допустить, что он и был к чему-то причастен — это не повод запытывать его до смерти", заключил Тотров.

В ночь на 1 ноября 2015 года 39-летний отец двоих детей Владимир Цкаев скончался после допроса в отделе полиции Владикавказа. В причастности к его смерти обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не позволили спустить дело на тормозах, говорится в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции".

Гукемухов счел заявление Бибилова бесполезным.  "Мы понимаем, что суды у нас ручные, но с формальной точки зрения судебная власть у нас независима, и эти обещания, можно сказать, вилами по воде писаны", заявил журналист.

Он также обратил внимание на то, что Бибилов ранее обещал, что на суде будет использоваться только местная судебно-медицинская экспертиза, но ничего не мешает защите требовать проведения третьей экспертизы, которая "фактически будет решать — какой из предыдущих экспертиз верить".

Акции протеста в Цхинвале продолжаются

Встреча с президентом Южной Осетии, на которой он заявил о максимальных сроках для виновных в смерти Джабиева, стала первой с момента начала акции протеста, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" вдова Джабиева Оксана Сотиева. "До этого была еще одна встреча, тогда он тоже обещал, что все виновные будут посажены и ответят по всей строгости закона. Но на часть этих людей до сих пор не открыты уголовные дела — к примеру, на тех, кто похищал Инала после суда, на начальника (силовой структуры), где Инал провел три дня", заявила Сотиева.

На акцию протеста на центральной площади Цхинвала постоянно приходят новые люди, добавила Сотиева. По ее словам, на ночь на центральной площади Цхинвала остается 10-12 человек, по вечерам собирается до 30 человек.

"При этом речь не идет об одних и тех же людях. Постоянно приходят те, кто по тем или иным причинам (болели, были в отъезде) не могли нас поддержать", отметила она.

Сотиева подчеркнула, что сейчас милиция свободно пропускает на площадь все, что необходимо, не запрещает держать раскрытым днем тент, под которым протестующие укрываются от дождя. "Им сказали не дергать нас", пояснила вдова.

Группа политиков, в том числе бывшие президенты Южной Осетии Леонид Тибилов и Людвиг Чибиров, в январе решили стать посредниками между властями и протестующими. Посредники выработали пакет мер по нормализации общественно-политической ситуации в республике, сообщил 28 января "Спутник-Южная Осетия". В частности, они предложили создать Следственный комитет Южной Осетии как самостоятельный госорган, который будет заниматься расследованием преступлений, а также согласительную комиссию для выработки совместного решения по вопросу, связанному с предложением о досрочной отставке Джагаева.

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов пригрозил депутатам, которые с осени 2020 года бойкотируют заседания, что распустит парламент, если они не соберутся на инициированную им сессию. 3 февраля заседание парламента было сорвано в седьмой раз. Из-за бойкота оппозиции не принят бюджет республики на 2021 год. Бибилову не удается собрать парламент и возобновить работу всех ветвей власти, поскольку он игнорирует требования оппозиции и жителей республики, отметили опрошенные "Кавказским узлом" журналисты. В Южной Осетии отсутствует Конституционный суд, а без него нет законной возможности распустить парламент, указала политолог Алана Козаева. Полномочия правительства Южной Осетии также не подтверждены парламентом из-за бойкота заседаний. Главное требование депутатов — отставка генпрокурора Южной Осетии в связи с резонансным делом Инала Джабиева, умершего в Цхинвале после задержания.

Новости о политическом кризисе в Южной Осетии, связанном со смертью Джабиева, размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Убийство Джабиева: протесты и кризис".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"