Группа поддержки ингушских активистов посетовала на недопуск в суд

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Большинство жителей Ингушетии, приехавших поддержать обвиненных в создании экстремистского сообщества участников протестов в Магасе к зданию суда в Ессентуках, не смогли попасть на заседание. Подсудимых намеренно хотят изолировать и лишить поддержки, заявили они.

Как писал "Кавказский узел", с 24 ноября в Ставропольском крае рассматривается дело семи лидеров протеста в Ингушетии, которых обвиняют в создании экстремистского сообщества. На заседании суда 17 декабря выступили два свидетеля из числа бывших чиновников, которые охарактеризовали подсудимых с положительной стороны и заявили, что не слышали с их стороны призывов совершать противозаконные действия. 22 декабря около десяти жителей Ингушетии приехали к зданию Ессентукского городского суда, чтобы поддержать лидеров ингушского протеста. Среди них были активисты, уже отбывшие сроки по делу о митинге в Магасе.

Лидеров протестов обвиняют в создании экстремистского сообщества. Это член Ингушского комитета национального единства (ИКНЕ) и Совета тейпов ингушского народа Ахмед Барахоев, председатель ИКНЕ и сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Муса Мальсагов, член ИКНЕ и общественной организации "Выбор Ингушетии" Исмаил Нальгиев, член ИКНЕ и бывший замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий в Ингушетии Зарифа Саутиева, председатель Совета тейпов ингушского народа и член президиума Всемирного конгресса ингушского народа Малсаг Ужахов, член ИКНЕ и глава Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудин Хаутиев, член ИКНЕ, председатель движения "Опора России" и член президиума Всемирного конгресса ингушского народа Барах Чемурзиев. 28 ноября ингушские старейшины обратились к Владимиру Путину с просьбой освободить оппозиционных активистов, оставленных под стражей на полгода. Правозащитный центр "Мемориал" признал всех семерых обвиняемых политзаключенными.

Сегодня на заседании должны были допрашивать свидетелей, но они не явились, в связи с этим в суде продолжилось исследование документов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Зарифы Саутиевой Билан Дзугаев. По его словам, причину отсутствия свидетелей адвокатам не пояснили.

"Прокуратура продолжила оглашение документов. Ничего важного сегодня озвучено не было... Многие документы, которые исследовались, вообще не относились к обвинению, на что мы указывали суду и просили внести замечание об этом", - сказал Дзугаев.

Он отметил, что допросили еще не так много людей, "но из тех, что были допрошены, против, по нашему мнению, никто не свидетельствовал".  "Никто не указывал, что они призывали к применению насилия или что они были членами экстремистского сообщества", - добавил адвокат.

Дзугаев сообщил, что следующее заседание назначено на 23 декабря. "Должны быть свидетели. Завтра (23 декабря) - последнее заседание в этом году, на нем объявят, когда возобновится процесс в новом году", - рассказал он.

В зале заседания были близкие родственники и два журналиста, сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мусы Мальсагова и Багаудина Хаутиева Аральбек Думанишев. "Во время перерывов родственники сменяли друг друга", - отметил он.

"Прокурор просто оглашает те материалы, которые указаны в обвинительном заключении. Оглашали письма, переписку следственных органов с другими правоохранительными структурами, МВД и так далее. Суд просим, чтобы попусту наше время не тратили", - заявил Думанишев.

Он подтвердил, что опрошенные на данный момент свидетели против подсудимых ничего не говорили.

Жители Ингушетии выразили солидарность обвиняемым

Приехавшие в Ессентуки поддержать подсудимых активисты посетовали на то, что не смогли попасть в зал суда. Во время заседания около здания находилось около 15 человек, передал корреспондент "Кавказского узла".

В зале суда разрешают присутствовать только троим посетителям, рассказал ранее адвокат Аральбек Думанишев.  Он сказал, что такие ограничительные меры были введены в связи с пандемией. "Чтобы не было много народу, запускают людей поочередно, по трое. Во время перерыва в заседании люди меняются", - пояснил он.

Житель республики Ахмед Ахильгов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что приехал на сегодняшнее заседание, потому что знает подсудимых лично. "Я очень соскучился и решил выразить свою поддержку своим присутствием, поэтому выкроил время, поехал [на заседание]. Надеялся увидеть их хоть издали, через стекло. Но, к сожалению, не удалось зайти на само заседание. Но я постараюсь в следующий раз зайти", - сказал он. По словам Ахильгова, около здания суда было 10 участников протестов в Магасе с флагами и еще несколько человек.

"Мы надеялись попасть внутрь. Думали, что никого не будет, и мы сможем зайти. Мы не планировали просто приехать и на улице постоять", - отметил он.

Если бы суд был в Ингушетии, "гораздо больше людей приходило бы, в разы", считает он. "Больно от несправедливости. Очень обидно, что это всё происходит. Приходится ездить, просить, а в итоге все равно ничего не получается - ни зайти, ни увидеться. Обидно и то, что возникла такая ситуация - люди сидят [под стражей], затягивается судебный процесс", - сказал Ахильгов.

Мухаммад Ажигов посетовал, что подсудимых лишают поддержки. "Там знакомые мои есть, я один из участников группы "Неотложка". Поэтому и поехал поддержать арестованных. Ну и Зарифа спрашивала про Ахмеда - они друзья. Поэтому мы с Ахмедом и поехали. Я думал - что если обоих не пропустят, то хоть Ахмед зайдет, Зарифе было бы приятно его видеть. Но, к сожалению не получилось из-за этого лимита [на посетителей]", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Группа "Неотложка" была создана активистами из Ингушетии в июле 2019 года для помощи арестованным участникам мартовского митинга в Магасе. "Неотложка" свернула свою деятельность 14 февраля, после давления со стороны силовиков. Активисты пояснили, что  взяли паузу, чтобы переформатировать работу движения. Группа продолжает свою деятельность, сообщили они 2 декабря.

По словам активиста Исропила Нальгиева, с флагами к залу суда пришли те, "кто также проходил по делу о митинге, но уже вышел [отбыл наказание]". "У некоторых не получилось [приехать], а так было бы еще больше [людей]", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Исропил Нальгиев был задержан 4 февраля, 21 сентября суд на Ставрополье признал его виновным в нападении на силовика, но этот срок признан отбытым за время ареста. Исропил Нальгиев не согласился с приговором в части наличия политической вражды

Нальгиев также рассказал, что около здания суда и внутри него были еще "земляки, кто поблизости [от Ессентуков] живет", а также "кто-то из правозащитников". Всего сегодня на заседание пришли около 30 человек, включая десять активистов с флагами, отметил он.

"Те, кто уже были осуждены и освободились, иногда ходят на суды тех, кто остается в заключении. Не всегда получается, но сегодня такая возможность была, поэтому решили собраться", - рассказал Нальгиев. По его словам, на каждом заседании присутствуют жители Ингушетии. "То одни, то другие - находятся люди неравнодушные, которые собираются и приезжают... уже были пару раз представители Совета тейпов", - сказал активист.

"Я поехал, чтобы показать свою поддержку, показать, что мы не забыли находящихся в этих местах наших соотечественников. То, что кто-то освободился пораньше, еще не значит, что [на остальных] махнули рукой... Люди понимают, что все за одно дело сидят", - заявил Нальгиев.

Он считает, что "раз уж сейчас часть народа оказалась за это преследуема, нужно доступными методами показать им моральную поддержку." "Им хотя бы на словах донесут, скажут, что люди приехали. В любом случае, они почувствуют эту поддержку. Вход туда (в зал заседания) был делом не первоочередной важности. Нам было важно хоть как-то поучаствовать в этом, показать свое неравнодушие. В первую очередь, для тех, кто находится за решеткой, во вторую - для тех, кто, может быть, еще колеблется, поехать [в суд] или нет", - сказал Нальгиев.

Если бы суд был в Ингушетии, на заседания "приходило бы огромное количество людей", уверен он. "На первом месте сейчас наши политзаключенные.... Возможность [ездить] есть далеко не у всех. И работа, и дорого [ездить], и далеко. Но суды долго идут, в разное время разные группы людей приезжают, если их в общей сложности посчитать, то это сотни людей будут", - отметил активист.

Активист Рашид Аушев, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что приехал в суд впервые. "Раньше по семейным обстоятельствам не получалось приехать. Хотя очень хотелось поддержать наших", - сказал он.

Рашид Аушев был задержан 24 апреля 2019 года и арестован. 27 февраля Железноводский горсуд приговорил его к году и девяти месяцам колонии-поселения. Следствие приписывало Аушеву политическую вражду к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, но в итоге суд исключил политический мотив. Аушева освободили 15 апреля из пятигорского СИЗО. Он заявил, что будет оспаривать обвинительное решение суда.

"Как и все жители Ингушетии, я всей душой болею за них. Они выступали как флагман, шли в авангарде... Мы гордимся ими. Это наша гордость, и они вошли в историю. А я приехал их поддержать. Многие хотели бы [приехать поддержать], просто не получается. Ждем их и желаем им скорейшего освобождения", - сказал он.

Он считает, что поддержка для обвиняемых очень важна. "Любой родственник или знакомый, который приезжает... уже вселяет силы, уверенность. Это наше общее дело, это не только их дело", - добавил Аушев.

Он предположил, что перенос суда в Ессентуки преследует две цели: изолировать арестованных и надавить на них, а также не дать людям выражать поддержку активистам. "Когда нас отвезли в Нальчик, то, по сути, изолировали - никакой связи с внешним миром у нас практически не было. И на суды никого не пускали, даже родственников. Сейчас то же самое - специально создаются трудности, неудобства, чтобы обвиняемым было одиноко, и чтобы люди (другие жители Ингушетии) не могли в массовом порядке приходить, выражать поддержку", считает Аушев.

26 марта 2019 года жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста в Магасе. Утром 27 марта произошли стычки протестующих с силовиками. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты оппозиционеров. К концу сентября вступили в силу приговоры 25 из 44 обвиняемых в столкновениях с силовиками.

Информация о задержаниях активистов собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"