Сочинские активисты обеспокоены судьбой зоозащитницы в психдиспансере

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После госпитализации в сочинский психдиспансер 74-летняя пенсионерка, которая жила в лесу и ухаживала за бездомными собаками, перестала выходить на связь, свидания с ней запрещены, сообщили местные зоозащитники. В медучреждении подтвердили принудительный характер госпитализации.

Сообщение о том, что в Сочи снесли жилье пенсионерки, ухаживавшей за бездомными животными, а она сама принудительно помещена в психоневрологический диспансер, поступило 9 ноября на смс-сервис "Кавказского узла". "28 октября в Сочи был произведен снос жилья пенсионерки Казанцевой В. Т., 1946 г.р., а она сама незаконно помещена в ПНД, где удерживается по настоящее время. Казанцева ухаживала за бездомными собаками и жила в лесу, чем раздражала жителей ближайшего ЖК. Просим разобраться в этой ситуации и осветить эту тему в СМИ ", – говорится в сообщении.

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

В психдиспансере подтвердили информацию о принудительной госпитализации пенсионерки

Сочинские зоозащитники забили тревогу, когда узнали, что 74-х летняя Валентина Трофимовна Казанцева 28 октября оказалась в закрытом отделении психоневрологического диспансера (ПНД) на улице Дагомысская. Медработники, по их словам, блокировали все контакты пенсионерки с внешним миром – женщину не зовут к телефону и не разрешают с ней свидания. В своем заявлении, направленном в прокуратуру и Минздрав края 11 ноября, зоозащитники, ссылаясь на слова очевидцев и снятого незадолго до госпитализации видеоролика, указали, что Казанцева «адекватно оценивала ситуацию и в госпитализации не нуждалась. Осмысленно отвечала на вопросы и агрессии не проявляла. Накануне и в день госпитализации ее физическое состояние позволяло ей заниматься бытовыми делами, ходить в магазин, готовить еду».

«После помещения Казанцевой во 2-е отделение ПНД №3 соседи поддерживали связь с пенсионеркой по телефону, расположенному в отделении. С 3 ноября Казанцева не смогла подходить к телефону. Медперсонал сообщил, что Казанцева В. Т. не может передвигаться самостоятельно. На основании вышеизложенного, просим разобраться в данной ситуации и принять меры», - написали зоозащитники. Они также попросили установить лиц, организовавших принудительную госпитализацию Казанцевой и доставивших пенсионерку в диспансер, а также тех, у кого находится ее паспорт.

Как сообщила сегодня корреспонденту «Кавказского узла» руководитель Сочинского городского благотворительного фонда помощи и защиты прав животных "Право на жизнь" Евгения Савинкова, связи с Казанцевой так и нет, активисты так и не смогли ее навестить – в медучреждении ссылаются на карантин.

В приемном отделением сочинского ПНД 10 ноября корреспонденту «Кавказского узла» подтвердили, что Казанцева находится на принудительном лечении. Об этом заявила по телефону дежурная, но подозвать к телефону Казанцеву она отказалась, сказав, что это «не позволяет ее здоровье».

По информации лечащего врача Казанцевой, заведующего психиатрическим отделением №2 ПНД №3 Сочи Константина Ткаченко, пенсионерка действительно находится в стационаре, но без возможности самостоятельно передвигаться. Как отметил врач по телефону одной из активисток (разговор проходил в присутствии корреспондента «Кавказского узла»), способность передвигаться без помощи медперсонала Казанцева утратила после госпитализации. Константин Ткаченко пояснил, что у пациента «при смене места жительства и домашней обстановки могут наблюдаться нарушения сосудистого характера». Однако назвать конкретный диагноз отказался, сославшись на медицинскую тайну.

13 ноября зоозащитники Сочи и жители села Раздольное получили от главного врача психоневрологического диспансера, куда помещена Казанцева, ответ на свое обращение по поводу госпитализации пенсионерки. В этом ответе (имеется в распоряжении «Кавказского узла») указывается, что решение суда для принудительно госпитализации не требуется, если пациент сам после помещения в клинику дал согласие на лечение. «Если лицо, госпитализируемое в недобровольном порядке, в течение 24 часов с момента помещения в психиатрическое отделение предоставило согласие на лечение, то дальнейшее лечение осуществляется на основании информированного добровольного согласия», - пишет главврач психоневрологического диспансера №3 Минздрава Краснодарского края Л.Н. Борисенко.

Главврач отмечает, что деятельность медучреждений, оказывающих психиатрическую помощь, главным образом регламентирует Закон РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", статья 29 которого  позволяет госпитализировать человека, страдающего психическим расстройством, без его согласия.

Статья 29 Закона №3185-1 гласит: «Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Казанцева подписала согласие на госпитализацию в психдиспансер, сообщил руководитель управления социальной службы мэрии Сочи Александр Митников. «Знаю, что Казанцева подписала все согласия на госпитализацию в ПНД добровольно. По закону её принудительно более чем 48 часов удерживать не могут, но она уходить не хочет, всем довольна. Понимаю ее и считаю, что это лучше, чем жить в коробках на территории нацпарка. Зоозащитники действительно приходили в ПНД, им всё пояснили», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Александр Митников. 

По его словам, а также словам заместителя Митникова Ильгама Асланова, в Сочи нет приютов, где можно было бы размещать бездомных людей, а все иные больницы, кроме психдиспансера, заняты - в них развернуты коронавирусные госпитали.

Казанцева не нуждалась в психиатрической помощи, уверены местные активисты

Валентина Казанцева жила в лесу на окраине села Раздольное рядом с озером и новостройками Жилищного комплекса «Министерские озера» с 2017 года, сообщила одна из зоозащитниц, руководитель Сочинского городского благотворительного фонда помощи и защиты прав животных "Право на жизнь" Евгения Савинкова. О том, что пожилая женщина была принудительно госпитализирована, зоозащитникам стало известно 5 ноября.

«Нам было известно, что рядом с озером и новостройками ЖК «Министерские озера» поселилась после пожара во времянке с 2017 года пожилая женщина 1946 года рождения. Она до 29 октября проживала там со стаей собак, за которой ухаживала и которую кормила. Собаки якобы досаждали жителям новостроек, кусали их. Если раньше мы могли общаться с Казанцевой, то сейчас ее даже не зовут к телефону. Ее госпитализация вызывает тревогу и, на наш взгляд, носит карательный характер за ее зоозащитную деятельность, которая мешала жителям новостроек», - заявила корреспонденту «Кавказского узла» Евгения Савинкова. На упоминаемом видео Валентина Казанцева на предложение сотрудника управления соцзащиты населения администрации Сочи Ильгама Асланова пройти медобследование заявляет: «Я здоровая, мне лечиться не надо».

По словам Савиноковой, до помещения в ПНД женщина была крепкая и здоровая. «Она таскала по 10 кг продуктов для собак, сама обслуживала себя, не была опасна ни для себя, ни для окружающих. После помещения в психушку ухудшилось состояние здоровья, медики говорят, что она не может подойти к телефону из-за [плохого] самочувствия. Поместили ее туда без решения суда и без ее согласия. Есть видеоролик, где сотрудник социальной службы предлагает Казанцевой проехать в больницу на обследование, и она категорически отказывается, уверяя, что здорова и в медпомощи не нуждается», - рассказала Евгения Савинкова.

По словам Савинковой, как только она узнала про госпитализацию Казанцевой, она вместе с зоозащитницей Екатериной Гонтаревой поехала в клинику, и там активистки вели переговоры с медработниками. «Мы сообщили, что Казанцева не нуждается в их принудительной помощи и всегда обслуживала не только себя, но и собак. Мы предложили перевести пожилую женщину в обычную больницу, если она утратила способность передвигаться после госпитализации. Мы также обеспокоены судьбой оставшихся без присмотра их хозяйки собак, с которыми могут расправиться негуманным жестоким способом», - высказала свои опасения Евгения Савинкова. Активистка указала, что с Казанцевой нет связи, так как у нее никогда не было сотового телефона, и с ней связывались только лично. Также Савинкова упомянула аналогичную ситуацию с другой пожилой сочинской зоозащитницей - Идеей Ленинградской.

89-летняя жительница Сочи Идея Ленинградская с 12 по 28 апреля 2018 года находилась в психдиспансере, руководство которого заявляло, что женщина подписала заявление о добровольной госпитализации. Пенсионерка же утверждала, что попала туда против своей воли по настоянию родственницы, с которой у нее произошел конфликт. По словам пенсионерки, ее "освобождению из психдиспансера помогла гласность и зоозащитники". 

В беседе с корреспондентом «Кавказского узла» зоозащитники Екатерина Гонтарева, Алексей Богомолов, Надежда Майборода, Марина Савинова, Ольга Носковец, Идея Ленинградская и другие также высказали свое возмущение отношением к пожилым людям, которым не оказывается нужная социальная помощь и поддержка, а применяются «карательные меры в виде психиатрической помощи и принудительной госпитализации». Зоозащитники выразили свою озабоченность тем, что вполне адекватная и сильная физически женщина превращается в закрытом стационаре в «овоща». «Как и от чего ее лечат? Нам бы хотелось знать. Но нам сказали, что мы никто и не имеем право знать ничего», - рассказала, в частности, Екатерина Гонтарева.

Очевидец принудительной госпитализации Казанцевой, житель села Раздольное, рассказал, как пожилую женщину силой затаскивали в карету скорой помощи. «Я стал случайным свидетелем того, как пожилую женщину затаскивали силой в карету скорой помощи. Там, как я понял, были не только санитары-психиатры, но и сотрудники администрации города и поселка. Они, наверное, и вызвали скорую психиатрическую помощь. Это никак не была добровольная госпитализация», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» мужчина на условиях анонимности. Он и сообщил зоозащитникам о случившемся. По словам мужчины, половина из стаи собак, которые жила у Казанцевой, исчезла после ее госпитализации. Мужчина полагает, что их отловили живодеры и убили, а остальные собаки прячутся в лесу.

Ситуацию с Казанцевой странной и возможно связанной с жилищным криминалом назвала жительница села, которая представилась Ольгой Николаевной. «Я общалась с Валентиной Трофимовной, и она мне рассказала, что она уроженка Тюмени, переехала в Сочи с дочерью. Они продали жилье на своей малой родине и вложились в жилье в микрорайоне Макаренко, но произошел какой-то обман, и они остались без жилья и без средств к существованию. Женщину приютили в какой-то пристройке на Макаренко, которая сгорела, а потом ее вывезли сюда во времянку, где она живет уже три года», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Ольга Николаевна.

По ее словам, Казанцева ей рассказывала, что она обращалась в правоохранительные органы, но никто ей не помог. «Про дочь не знаю ничего, я ее не спрашивала. Но Валентина Трофимовна рассказывала, что зимой, чтобы не замерзнуть, она ложилась между собаками, и они ее согревали своими телами. Они же ее и защищали. Женщина получала пенсию в Сочи. Знаю из ее рассказов, что с 2018 года ее в лесу посещали сотрудники администрации, полиция, потом у нее пропал паспорт, восстановленный после пожара. Знаю, что на нее жаловались жители сельских новостроек, которые купили тут квартиры – на то, что она держит стаю собак. Но никто не предлагал женщине помощь, хотя власти знали о ее проблеме и существовании. Люди в нашем городе никому не нужны, не говоря уже о бездомных животных. Каждый выживает как может. С конца октября я эту женщину больше не встречаю», - отметила Ольга Николаевна.

Корреспондент "Кавказского узла" 13 ноября побывала на месте последнего жительства пенсионерки в лесу в селе Раздольное. Там больше не оказалось времянки - вместе с вещами она сломана и превращена в мусорную кучу. На ветках оставлены сушиться уцелевшие вещи пенсионерки, на прилегающей территории бегали несколько собак.

Адвокаты рассказали о действиях в случае незаконной принудительной госпитализации

Незаконная госпитализация в психдиспансер уголовно наказуема, сообщил сочинский юрист Роман Шикарев. «Существует порядок недобровольной госпитализации и основания. Они предусмотрены законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Если Закон нарушен, то мы имеем дело с незаконной госпитализацией. Согласно статье 128 УК РФ, такие действия караются заключением от трех до семи лет», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Роман Шикарев, который высказал готовность подключиться к защите прав пенсионерки. 

Статья 128 УК РФ гласит: «Незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Он обратил внимание на то, что, если у Казанцевой нет родственников, то общественность, которая с ней связана, имеет право знать как о состоянии здоровья пенсионерки, так и все подробности ее госпитализации. Также активисты имеют право на ответ от соцслужб города, почему пожилой женщине, которая проживала в лесу, не была оказана помощь в виде предоставления жилья из социального фонда города, который, согласно Жилищному кодексу России, обязательно существует в каждом городе.

Активисты имеют полное право получить свидание с женщиной, а также ознакомиться с написанным ею, по словам врачей, согласием на лечение, отметила адвокат Краснодарской коллегии адвокатов Людмила Александрова. «Если нет решения суда, и главврач ПНД ссылается в своем ответе зоозащитникам на якобы собственноручно написанное заявление о добровольном лечении, то пусть и предоставит это собственноручно написанное согласие Казанцевой. Если женщина добровольно написала такое заявление, то, значит, она добровольно по закону об оказании психиатрической помощи имеет право написать и отказ от этого лечения», - заявила корреспонденту «Кавказского узла» Людмила Александрова.

По ее словам, в отношении Казанцевой может быть нарушено право на общение. «Даже в тюрьмах организуют свидания, но это ведь не тюрьма, а лечебное заведение», - подчеркнула адвокат. Она отметила, что в случае противодействия медработников надо подключать всех - и адвокатов, и СМИ. «Адвокаты могут в соответствии со статусом требовать то, что не могут простые активисты. К примеру - предоставление документов, а в случае отказа - обжалование прокурору. Освещение в СМИ должно привести в «чувство» медработников и чиновников, которые часто теряют границы дозволенного и занимаются самоуправством. Я готова подключиться к этой истории и помочь женщине и ее соратникам восстановить законные права и справедливость», - заявила Людмила Александрова.

Она задалась вопросом о том, кто «содействовал» принудительной госпитализации Казанцевой. «Позвонить и вызвать себе именно психиатрическую бригаду сама она не могла. Значит, были сторонние лица, их надо выявлять и требовать допросить о том, как было дело в реальности. Далее, если допустить, что она неадекватна, и это стало причиной ее госпитализации, то тогда как ее заявление могли принять за заявление вменяемого человека и использовать его? Это делает только суд, а не сам пациент», - подчеркнула адвокат, добавив, что действия чиновников и медработников должна проверить прокуратура. «Человек полмесяца без суда находится в больнице, отчего и чем ее лечат - неизвестно. Почему она перестала самостоятельно передвигаться - это тоже серьезная тема. В больницах обычно лечат, а не калечат. Прокурор имеет право вмешаться, потому что общественность предполагает, что нарушено право на свободу гражданина», - указала Людмила Александрова.

Уничтожение жилища пенсионерки может быть охарактеризовано как преступление, которое называется «незаконное проникновение в жилище и самоуправство», также отметила адвокат. «У нас нет закона, который разрешает ломать чужое жилье - пусть даже шалаш в лесу - без решения суда и причинять человеку ущерб и вред», - пояснила Людмила Александрова.

В ситуации, в которой оказалась Казанцева, у активистов только два пути по восстановлению ее прав, которые могли быть нарушены - это предание огласке в СМИ, а также требование реакции прокуратуры на действия медработников, считает адвокат Краснодарской адвокатской палаты Сергей Костюк. «В таких ситуациях необходима работа адвоката, так как на место следует вызывать полицию и фиксировать [возможное] незаконное удержание пожилой женщины  в медучреждении», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Сергей Костюк. 

С коллегами согласен и адвокат Александр Енин, который предложил активистам с адвокатами идти в психдиспансер и на место вызвать прокурора и полицию для разбирательства и проверки их слов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"