Второй тур выборов в Нагорном Карабахе утратил легитимность в условиях эпидемии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Карабахская оппозиция призвала граждан к неповиновению в связи с планами властей провести второй тур президентских выборов на фоне угрозы распространения коронавируса. Опрошенные "Кавказским узлом" карабахские и армянские политологи поставили под сомнение легитимность выборов в таких условиях.

Как писал "Кавказский узел", оппозиция в Нагорном Карабахе призвала ввести карантин в связи с угрозой распространения коронавируса и перенести второй тур президентских выборов. Один из прошедших во второй тур кандидатов Масис Маилян обратился к избирателям с призывом проигнорировать второй тур выборов из-за угрозы коронавируса, тогда как Араик Арутюнян, напротив, призвал граждан быть более активными.

Президентские и парламентские выборы в Нагорном Карабахе прошли 31 марта. В парламент по итогам голосования прошли пять партий. Из кандидатов в президенты никто не набрал нужного количества голосов, второй тур выборов намечен на 14 апреля. Во втором туре будут участвовать два кандидата, набравшие больше голосов - по предварительным данным, это бывший премьер-министр Араик Арутюнян (за него проголосовали 49,6% избирателей), и Масис Маилян (26,7%).

Лидер протестного движения и председатель "Революционной партии Арцаха (Нагорного Карабаха)" Артур Осипян в прямом эфире на своей странице в социальной сети Facebook 8 апреля заявил, что его соратники «ждали, чтобы оппозиционные силы, вошедшие в парламент, объявили о своей позиции».

«А именно, примут ли оппозиционные партии мандаты депутатов Нацсобрания или откажутся от них? Ждали, потому, что если эти партии откажутся от мандатов, то все вопросы были бы решены. Если большое количество депутатов не будет представлено в парламенте, власти вынужденно должны будут ввести ЧП в стране, а выборы были бы перенесены в любом случае. Однако власти хотят быстро зафиксировать победу провластного кандидата», - отметил Осипян. По его словам, он не ожидал, что представители оппозиции признают итоги выборов.

В парламент Нагорного Карабаха прошли две оппозиционные партии "Единая Родина" и "Справедливость". Обе признали итоги выборов.

«Мы, протестное движение, переходим на этап мирного гражданского неповиновения. Мы проведем митинг 11 апреля на улице Вазгена Саргсяна», - сказал Осипян, призвав всех сочувствующих в городах и селах Нагорного Карабаха прийти на митинг.

Он добавил, «если кто-то из представителей местных властей будет препятствовать приезду на митинг в Степанакерте, то пусть сообщат об этом участникам движения».

По словам Осипяна, требования участников протеста остаются прежними: признать выборы 31 марта сфальсифицированными, а их итоги - недействительными; отправить в отставку действующего президента Бако Саакяна и его окружение; ввести в Нагорном Карабахе режим ЧП в связи с коронавирусом.

«Некоторым покажется нелогичным собирать в одном месте людей и требовать при этом карантина из-за угрозы коронавируса. Но это имеет смысл, потому что только уличные протестные движения могут повлиять на власти – другого метода нет», - заявил Артур Осипян.

7 апреля в Нагорном Карабахе был подтвержден первый случай заражения коронавирусом у местного жителя, который вернулся из Армении. Зараженный был отправлен на лечение в Ереван. В селе Мирик Кашатагского района, где он проживал, для жителей был введен режим самоизоляции. В связи с введенным в Армении запретом на передвижение по улицам власти Нагорного Карабаха призвали вернуться на родину своих граждан, сообщается в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа". На главной странице "Кавказского узла" шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа заболевших коронавирусом в регионах юга России и странах Южного Кавказа. Карта содержит данные Роспотребнадзора, Минздрава России и университета Джонса Хопкинса.

Проведение демократических выборов в условиях пандемии невозможно

Политолог, преподаватель Арцахского государственного университета Давид Карабекян высказал мнение, что вероятность массовых протестов в Нагорном Карабахе существует.

«Целью участников протестного движения является не срыв выборов, а перенос и проведение повторных выборов. А также обеспечение законных и прозрачных выборов, проведение которых в условиях пандемии коронавируса, распространившегося даже в Арцахе (Нагорном Карабахе), и массовых нарушений и фальсификаций, просто невозможно», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Он считает, что признание итогов выборов в парламент оппозиционными силами - "аморальный поступок". «К сожалению, избирательное законодательство Арцаха (Нагорного Карабаха) не устанавливает порога явки избирателей, и даже самый низкий порог явки избирателей не может привести к отмене выборов и признанию их результатов недействительными», - отметил Карабекян. Он также отметил, что «формально ничего не препятствует проведению второго тура, ведь кто-либо из кандидатов не заявил о снятии своей кандидатуры в срок не позднее, чем за десять дней до дня голосования».

«Но раз Масис Маилян призвал бойкотировать выборы, то, естественно, единственным кандидатом остается Араик Арутюнян. Это ставит под сомнение легитимность и демократический характер выборов. Кроме того, проведение выборов в непризнанном государстве подразумевает присутствие независимых наблюдателей, желательно иностранных, которых, естественно, не будет. Потому проведение настоящих демократических, конкурентных выборов в этих условиях невозможно», - резюмировал Карабекян.

Интриги во второй туре выборов президента Нагорного Карабаха нет

«По поводу результатов выборов во втором туре нет никакой интриги», - считает независимый политолог Тигран Григорян.

«Потому что кандидат в президенты Масис Маилян, который занял второе место, не дал политическую оценку состоявшемуся первому туру выборов, а лишь призвал своих сторонников бойкотировать второй тур, фактически признав итоги выборов первого тура. Это означает, что провластный кандидат Араик Арутюнян легко одержит победу и станет президентом», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, «легитимность выборов уже под сомнением, учитывая те нарушения, которые были зафиксированы в ходе первого тура».

«Призыв к бойкоту выборов господина Маиляна больше исходит из оценки своих собственных шансов, чем попытки поставить под сомнение вопрос легитимности выборов. Бойкот никакой проблемы не решает, тем более порога явки нет в законодательстве, а коронавирус стал удачным поводом для спасения лица и выхода из этой ситуации», - отметил Григорян.

Григорян также считает, что массовые протесты возможны только в том случае, "если бы кандидат, занявший второе место в первом туре, то есть Маилян, дал бы соответствующею оценку первому туру выборов, и сам бы со своими сторонниками начал бы какой-то политический протест".

«Так как этого не случилось, не думаю, что есть вероятность каких-то массовых протестов. Конечно, могут быть какие-то акции протеста, но не думаю, что они смогут иметь какое-то серьезное влияние на дальнейший ход событий», - выразил мнение Тигран Григорян.

Ключевые игроки хотят завершить кампанию по плану

Судьба второго тура голосования на выборах президента Нагорного Карабаха зависит от эпидемиологической ситуации в Нагорном Карабахе, считает директор "Института Кавказа", политолог из Армении Александр Искандарян.

По его мнению, в случае осложнения эпидемиологической ситуации второй тур вполне может быть перенесен, однако ключевые игроки заинтересованы в завершении выборного процесса в установленные сроки.

«Арцахские власти (власти Нагорного Карабаха), главный фаворит Араик Арутюнян и, судя по всему, официальный Ереван заинтересованы, чтобы закрыть эту страницу. Потому что затягивание процесса связано с рисками, в частности, рисками нестабильности. И если в ситуацию не вмешается эпидемиологический кризис, выборы состоятся», - сказал Искандарян корреспонденту "Кавказского узла".

При этом он отметил, что выборы в условиях угрозы распространения коронавируса снизят легитимность будущих властей, особенно с учетом проблем первого тура, так как отсутствовали международные наблюдатели и было множество сообщений о нарушениях. Кроме того, по его мнению, проблемы легитимности власти в будущем создаст и призыв к бойкоту со стороны Масиса Маиляна.

«Сейчас сложно судить, смирилась оппозиция с проигрышем или нет. То, что происходит в Арцахе (Нагорном Карабахе), схоже с парламентскими выборами 2017 года в Армении. И все зависит от того, как будут развиваться события после, сможет ли сформироваться оппозиция или останется разрозненной. Сегодня, судя по поведению как оппозиции, так и властей с кандидатом-фаворитом, ожидать массовых протестов и народных волнений не придется», - полагает он.

Искандарян отметил, что политики Нагорного Карабаха ощущают ответственность за возможную дестабилизацию ситуации. «Арцах (Нагорный Карабах) - в своем роде прифронтовая зона и находится в состоянии конфликта. Есть опасения, что волнения могут привести к дестабилизации. С одной стороны, в Арцахе (Нагорном Карабахе) не сформировались активистские сообщества. С другой стороны, есть пример Абхазии, когда общество вначале консолидировалось вокруг построения государства, а через четверть века, можно сказать, через одно поколение, начали зарождаться механизмы и процессы для политического и экономического развития», - пояснил политолог.

На выборах в сентябре 2019 года Рауль Хаджимба был объявлен Центризбиркомом победителем и вступил в должность президента Абхазии, при этом он набрал лишь на тысячу голосов больше, чем другой кандидат Алхас Квициния. В январе Верховный суд аннулировал результаты выборов, Хаджимба на фоне протестов подал в отставку. 22 марта состоялись досрочные выборы президента, на которых с перевесом в 21% голосов победил Аслан Бжания.

При этом Искандарян отметил, что и после выборов проблемы останутся, и в обществе будет зреть недовольство, и вопрос в том, найдутся ли политики, которые смогут аккумулировать это недовольство в протест.

На новой власти в Нагорном Карабахе может быть поставлена печать нелегитимности

Редактор русской версии Lragir.am, политический обозреватель Наира Айрумян не исключила, что в Нагорном Карабахе введут чрезвычайное положение после подтверждения первого случая заражения коронавирусом и изоляции жителей целой деревни.

«Следовательно, второй тур могут и отложить. Тем более что один из кандидатов, Масис Маилян призвал своих сторонников не ходить на выборы. Что касается протестов, то вряд ли найдутся силы, которые будут настаивать на проведении второго тура. Режим ЧП остудит головы тех, кто захочет опротестовать такое решение. Если же режим ЧП не введут и все пойдет по плану, то протесты также вряд ли возможны. Скорее наступит политическая апатия», - заявила она корреспонденту «Кавказского узла».

Сегодня в Нагорном Карабахе сложно идентифицировать, где власть, а где оппозиция, и утверждать, какой кандидат от власти, а какой от оппозиции, добавила политобозреватель.

«Если спросить Араика Арутюняна, то он не скажет, что он кандидат от власти, хотя и оппозицией себя не назовет. Впрочем, как и Масис Маилян. На этих выборах раздел проходит не по линии власть - оппозиция, а криминальная олигархия - реформисты. И выбирать люди будут из двух этих ипостасей. В соответствии с тем, пойдут ли люди на выборы, можно будет говорить о легитимности будущей власти, о том, насколько «подкупным» был первый тур и откуда почти 50% голосов у бывшего премьера, не блиставшего экономической политикой», - отметила Айрумян.

Сам по себе бойкот может не привести к политическим и правовым последствиям, потому что нет порога явки по закону, но это может привести к тому, что на новой власти при невысокой явке будет печать нелегитимности и зависимости от официального Еревана, заключила она.

Предпосылки для протеста после выборов есть

Директор армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров также считает, что ухудшение эпидемиологической ситуации может поставить под вопрос второй тур голосования, несмотря на то, что власти Нагорного Карабаха хотят завершить избирательный процесс.

«Не факт, что этим процесс будет завершен, потому что в некоторых случаях важно не то, что произойдет в день выборов - важнее пост-выборные процессы. А они не исключены с учетом событий на постсоветском пространстве, в частности, в той же Абхазии, когда пост-выборные развития из-за качества выборов привели к политическому кризису и необходимости проведения повторных выборов», - заявил он корреспонденту «Кавказского узла».

При этом он считает, что предпосылки для протеста после выборов в Нагорном Карабахе есть.

«Еще в 2018 году в Степанакерте прошли акции. В этом году мы уже видели голодовку Александра Кананяна, голодовку сторонников Революционной партии, акцию, которая по разным данным собрала до 500 человек. Проблемы стабильного развития, легитимности новой власти никто не отменял. И они, возможно, будут углубляться из-за ухудшающей социально-экономической ситуации, на которую повлияет экономическая ситуация в Армении, особенно после эпидемии коронавируса», - отметил Маркаров.

В июне 2018 года в Степанакерте в ходе массовой драки силовиками были избиты два местных жителя. Это спровоцировало массовую акцию протеста: около 500 граждан 2 июня потребовали арестовать виновных и отправить в отставку глав всех силовых ведомств. Акция была приостановлена после того, как премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал протестующих прекратить ее.

Он не исключил, что Араик Арутюнян не обжаловал итоги первого тура голосования, чтобы избежать протестов. «Помимо цифр есть морально-психологическая атмосфера, которая могла привести к протестам, если бы выборы прошли в один тур, с учетом заявлений оппозиции о качестве выборов. И сейчас говорить, что оппозиция деморализована, сложно. Она неоднородна», - подчеркнул политолог.

Независимо от призыва Масиса Маиляна к бойкоту второго тура число избирателей будет меньше, учитывая эпидемиологическую ситуацию, добавил он. «С учетом соотношения сил по итогам первого тура сторонники Масиса Маиляна, как и сторонники Араика Арутюняна, могут не пойти на выборы, так как для них результаты выборов предрешены. Второй тур - больше технический. Не стоит задача преодолеть 50% барьер, нужно лишь получить большинство. И, как минимум, пропорция первого тура сохранится», - пояснил Маркаров.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"