Правозащитники указали на провалы в расследовании убийства Мачаликашвили

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

НПО "Центр по обучению и мониторингу прав человека" раскритиковала проведенное прокуратурой следствие по делу  об убийстве Темирлана Мачаликашвили. Следователи не должны опираться только на показания сотрудника спецназа, выстрелившего в Темирлана Мачаликашвили, кроме того, эти показания противоречат результатам экспертиз, которые должны были послужить основанием для подозрений, считают правозащитники.

Как сообщал "Кавказский узел", отец Темирлана Мачаликашвили и другие его близкие проводят акции протеста в Тбилиси с требованием наказать виновных в его смерти. 29 мая 2019 года большинство депутатов парламента Грузии проголосовали против инициативы о создании временной комиссии по расследованию спецоперации, в результате которой был убит Мачаликашвили. В "Центре по обучению и мониторингу прав человека" 10 января сообщили, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) приступил к рассмотрению жалобы семьи Мачаликашвили в связи "с нечеловеческим обращением и неэффективным расследованием" дела о его смерти. В середине января семья убитого получила материалы расследования. Следствие ведется формально, а показания спецназовцев и родственников Мачаликашвили о деталях спецоперации расходятся, заявили правозащитники после изучения этих материалов.

19-летний Темирлан Мачаликашвили был смертельно ранен в своем доме при спецоперации 26 декабря 2017 года в Панкисском ущелье, а спустя две недели скончался в больнице. После его смерти силовики заявили, что Мачаликашвили пытался бросить в них гранату. Семья убитого утверждает, что молодой человек был застрелен в постели. Его родные неоднократно выходили на акции протеста с требованием объективного расследования инцидента.

"Следственный орган пренебрег этими данными и рассмотрел только показания сотрудника спецназа. Следственные органы провели формальные допросы после того, как представитель интересов Темирлана Мачаликашвили поставил под сомнение срок показаний сотрудников спецназа и потребовал задать им критические вопросы", - говорится в сообщении НПО  (перевод корреспондента "Кавказского узла").

Несмотря на требование представителя Темирлана Мачаликашвили, важные для дела вопросы спецназу так и не были заданы, напротив, прокуратура отказалась от проведения следственного эксперимента и "неожиданно прекратила дело", заявили правозащитники.

НПО расценила закрытие дела, как "необоснованное, проблематичное", а решение прокуратуры названо "политически лояльным".

В своем сообщении НПО привела детальные несоответствия показаний сотрудников спецназа и заключений нескольких экспертиз, проведенных в рамках следствия. Следствие на протяжении двух лет отказывалось предоставлять протоколы опросов сотрудников спецназа, участвовавших в спецоперации, семье Мачаликашвили и их адвокатам, мотивируя соблюдением их безопасности, сообщили правозащитники. Хотя НПО предлагала ознакомить с протоколами с соблюдением тайны личных данных опрошенных.

"Непонятно, если ознакомление с протоколами с соблюдением тайны личной информации провели в январе этого года, почему это было проблематично сделать в феврале 2018 года", - задается вопросом НПО.

Один из высокопоставленных чиновников Службы государственной безопасности (СГБ) сообщил следствию, что у СГБ не было информации о том, что Темирлан Мачаликашвили может оказать вооруженное сопротивление во время проведения спецоперации, указала НПО. Решение о вовлечении в спецоперацию спецназа было принято в связи с "абстрактной опасностью", после проведения спецоперации в Тбилиси 21-22 ноября 2017 года. Кроме того, возглавлявший в тот период СГБ Вахтанг Гомелаури сообщил следствию, что решение об участии в спецоперации подразделений спецназа принимается их руководителями в результате проводимых консультаций. Однако, не существует специального акта и закона, оговаривающих стандарт участия спецназа в спецоперации. Деятельность спецназа основывается только на законе и уставе, сообщил он.

"Гомелаури также подтвердил, что не было письменного решения о спланированной операции в Панкиси 26 декабря 2017 года, в том числе и выдаваемых инструкций, сотрудникам были сделаны только устные инструкции. Также не было составлено письменного отчета о проведении спецоперации", - говорится в сообщении НПО.

Прокуратура не отреагировала на то, что спецоперация была спланирована не соответствующе, и не идентифицировала ответственных за нее лиц, указал "Центр по обучению и мониторингу прав человека". Также не последовало реакции на то, что вооруженная спецоперация была проведена без сбора и проверки информации о рисках оказания сопротивления, в то время, как стандарты прав человека требуют от правоохранительных органов соблюдения высоких требований при применении оружия.

В сообщении НПО привела версию силовиков о том, что руководитель подразделения спецназа устно инструктировал подчиненных и поручил им задержать Мачаликашвили живым. При этом он не исключал, что Мачаликашвили может оказать вооруженное сопротивление, исходя из его связи с Чатаевым. 

В начале июля 2018 года грузинскими СМИ была обнародована информация о связях Темирлана Мачаликашвили с Ахмедом Чатаевым, а также сведения о намерении Мачаликашвили совершить самоподрыв в многолюдном месте в Тбилиси. Ахмед Чатаев - этнический чеченец, уроженец села Ведено, его подозревали в причастности к теракту в стамбульском аэропорту в июне 2016 года. Чатаева убили при спецоперации в Тбилиси 22 ноября 2017 года, говорится в размещенной на "Кавказском узле" биографии Ахмеда Чатаева. При проведении спецоперации в Панкиси 26 декабря 2017 года были задержаны несколько человек, заподозренных в пособничестве Чатаеву.

Сотрудник спецназа, выстреливший в Мачаликашвили, детально рассказал следствию о проведении спецоперации. По словам спецназовца, он вместе с напарником поднялся на второй этаж жилого дома Мачаликашвили, вошел в первую же комнату, в которой горел свет - ее двери были закрыты, но не заперты на замок. Он открыл дверь бесшумно, чтобы в доме никто из членов семьи не услышал, и вошел в комнату, сделав два шага. Спецназовец увидел Темирлана Мачаликашвили, лежащим под одеялом посередине кровати, руки его не были видны. Сотрудник спецназа, по его словам, потребовал от Мачаликашвили показать руки, после чего тот внезапно откинул одеяло и взял лежавшую на кровати гранату, которую попытался активировать.

"Сотрудник спецназа, по его словам,  был вынужден выстрелить, исходя из безопасности своей и других  участников операции. После чего он откинул одеяло, проверил, не было ли каких-либо других предметов, представляющих опасность, после чего он переместил гранату и вызвал саперов", - говорится в сообщении НПО.

В деле показания сотрудника спецназа подкреплены результатами экспертизы, определившей, что на гранате были следы ДНК Темирлана Мачаликашвили. В протоколе обыска значится, что гранату изъяли из спальни Мачаликашвили, также есть судебное постановление о задержании Мачаликашвили и обыске его дома, поскольку существовало обоснованное подозрение, что в доме может храниться огнестрельное оружие или взрывчатые вещества.

"Именно на этом обстоятельстве основывается заключение правоохранительных органов о том, что Темирлан Мачаликашвили пытался оказать сопротивление при помощи гранаты, из-за чего спецназ был вынужден выстрелить в область головы, что стоило жизни Темирлану Мачаликашвили", - говорится в сообщении.

Однако правозащитники поставили эту версию под сомнение в связи с результатами ряда экспертиз. В частности, одна из экспертиз свидетельствует о том, что на двери комнаты Темирлана Мачаликашвили есть следы взлома, в том числе и следы механического повреждения. Также показания семьи Мачалишвили опровергают версию сотрудника спецназа, "бесшумно" открывшего дверь, - члены семьи Мачаликашвили услышали звук выламываемой двери, после которого прозвучал выстрел. Другая экспертиза опровергает, что выстрел был произведен внутри комнаты. Экспертиза установила, что стреляли с точки середины порога.

"Если бы спецназовец вошел вглубь комнаты на два шага, то он бы оказался у кровати Мачаликашвили, и выстрел был бы произведен с близкого расстояния, что опровергает экспертиза. Также экспертиза указывает, что отпечатки пальцев, обнаруженные на гранате, не были годными для идентификации, а на ее чеке вообще не было отпечатков", - говорится в сообщении.

Сестра Темирлана Мачаликашвили, Ната, спала с соседней комнате, и при звуке выламываемой двери попыталась выйти и в это время услышала звук выстрела, рассказала в своем сообщении НПО. При этом она отрицает, что спецназ предупредил Мачаликашвили. О том, что в него выстрелили без предупреждения, показали и двое сотрудников спецназа, во время спецоперации находившихся перед его спальней.

В протоколах опросов есть противоречия о времени выстрела - часть сотрудников спецназа утверждает, что выстрел был произведен в начале спецоперации, примерно в ее первые 10 минут, другая часть сотрудников, находившихся во дворе дома Мачаликашвили, сообщила, что услышали звук выстрела через несколько секунд после того, как основная группа спецназа поднялась на второй этаж дома, после чего по рации прозвучало сообщении о ранении Темирлана Мачаликашвили.

"В заключении прокуратуры указано, что гранату из комнаты Мачаликашвили изъяли сотрудники спецназа и на ней были найдены следы ДНК Мчаликашвили. Несмотря на это, прокуратура не придала значения тому, что после выстрела в Мачаликашвили спецназ примерно три часа не позволял членам его семьи войти в спальню, а самое главное доказательство - гранату, они сами переложили, и эта граната почему-то оказалась в пакете, на котором стояла дата спецоперации в Тбилиси - 21 ноября, вместо 26 декабря 2017 года", - говорится в сообщении.

НПО указывает, что вошедший в комнату Малхаз Мачаликашвили увидел гранату на полу, что вызывает вопрос: как она попала в комнату Темирлана Мачаликашвили, поскольку все члены семьи Мачаликашвили на протяжении трех часов после окончания спецоперации были заперты в разных комнатах.

Кроме того, в протоколе обыска дома сказано, что телефон Темирлана Мачаликашвили взяли с той части пола, на которой не было следов его крови, хотя на самом телефоне есть капли крови.

"Это указывает на то, что телефон находился вблизи Мачаликашвили, и после его переложил спецназ. Это предположение подкрепляется и активностью Мачаликашвили в соцсетях, которая пришлась на 3 часа 39 минут местного времени, что совпало со временем начала спецоперации. Есть обоснованное предположение, что Мачаликашвили держал мобильный телефон в руках, который позже переложил спецназ", - говорится в сообщении.

"Скорую помощь" для Темирлана Мачаликашвили вызвали через 20 минут после его ранения, сообщила НПО. Проведенная хирургическая операция, по мнению правозащитников, могла удалить следы, позволявшие определить, с какого расстояния был произведен выстрел.

"Центр по обучению и мониторингу прав человека" поставил под сомнение действительность и достоверность собранных доказательств из спальни Мачаликашвили, а СГБ, собравшая улики, нарушила, по мнению правозащитников, принцип институциональной независимости.

"Своими действиями СГБ ослабила доверие к следствию, которое стало формальным", - говорится в заявлении НПО.

Комментариев прокуратуры и следствия в связи с заявлением НПО пока не поступало. 

Силовики застрелили Темирлана Мачаликашвили по ошибке, настаивает отец убитого Малхаз Мачаликашвили. "Чтобы скрыть это преступление, сотрудники спецслужб внесли в спальню моего сына ручную гранату и обвинили погибшего в сопротивлении ОМОНу", - заявил Мачаликашвили на брифинге, который прошел 28 января.

"Проблема в том, что доверие к прокуратуре находится на очень низком уровне. На примере дел Мачаликашвили, Афгана Мухтарлы и многих других можно сказать: что бы прокуратура ни называла причиной прекращения подобных острых дел, у общества это будет вызывать стойкое недоверие", - заявил председатель Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе после сообщения, что прокуратура решила прекратить расследование по делу.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"