Аналитики отметили малоэффективную работу упраздненного Минкавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Нерешенные вопросы социально-экономического развития СКФО стали причиной передачи функций министерства по делам Северного Кавказа в Минэкономразвития, считает профессор Игорь Добаев. Для эффективной работы ведомству не хватило финансирования, отметил эксперт Михаил Чернышев.

Как писал "Кавказский узел", после того как Владимир Путин отправил правительство в отставку и назначил новым премьером Михаила Мишустина, 21 января новый кабмин решил передать функции Минкавказа министерству экономического развития.

Федеральное министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказ России) было создано 12 мая 2014 года. Его задачами были "выработка и реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координация деятельности по реализации государственных и федеральных целевых программ на территории СКФО", говорится на сайте ведомства. В мае 2018 года министерство возглавил Сергей Чеботарев. В 2014-2016 годах заместителем главы Минкавказа был двоюродный брат Рамзана Кадырова Одес Байсултанов.

Упразднение Минкавказа связано с тем, что сотрудники ведомства "сделали то, что могли сделать в  свой период времени", считает профессор кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Игорь Добаев.

"Тогда (Минкавказ России было создано в 2014 году. – Прим. "Кавказского узла") перед властями стояли две взаимосвязанные задачи: обеспечить социально-экономический рост и подавить террористическую (угрозу). Но надо признать, что (террористическая угроза) в последние годы была подавлена, особенно на Северо-Восточном Кавказе, и первоочередными стали задачи социально-экономического развития. Вполне резонно, что эти вопросы передали другому министерству, связанному с экономическим развитием", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Добаев.

В разделе "Северный Кавказ - статистика жертв" на "Кавказском узле" можно ознакомиться с ежемесячными подсчетами жертв вооруженных инцидентов в разных регионах Северного Кавказа. Статистика жертв за 2018 год опубликована в виде инфографики.

Минкавказ работало безрезультативно из-за отсутствия должного финансирования, заявил заведующей лабораторией Института проблем рынка Михаил Чернышов.

"Сложно сказать что-то определенное. Результатов  не было, но не было и финансирования. (Сотрудники Минкавказа) пытались что-то сделать, но поскольку обещанное финансирование по результатам оказалось намного меньше, в итоге промышленных объектов было введено намного меньше. Изначальные расчеты на туризм  были неверными: предполагалось, что население страны разбогатеет и  массово захочет кататься на горных лыжах, а в итоге оказалось, что для будущих курортов просто не хватает лыжников", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Чернышов.

По его словам, ведомство не было полностью ликвидировано. "СМИ слегка сгустили краски: министерство не ликвидируется, а интегрируется в Минэкономразвития, и проблематикой (Северного Кавказа) будет заниматься один из заместителей министра", - подчеркнул эксперт.

Отметим, что в 2019 году Минтуризма Чечни заявило о более тысяче туристов, посетивших горнолыжный курорт "Ведучи" за первые шесть дней года, сотрудник курорта и местные жители поставили эту цифру под сомнение. О росте турпотока свыше 10 процентов на горнолыжный курорт "Эльбрус" во время новогодних праздников сообщили власти Кабардино-Балкарии, пользователи соцсети пожаловались на огромные очереди на канатную дорогу. 

О недостаточной работе Минкавказа по развитию туристической отрасли заявил и президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Эксперт отметил, что по сравнению с другими туристическими центрами - с их рекламой, пиаром и другими мероприятиями  - Кавказ "не очень сильно звучал".

Более позитивно работу Минкавказа оценил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. По его словам, единственным плодом законотворческой работы ведомства стал закон о курортном сборе. "Министерство приняло стратегию по развитию региона, и по ней в регион пошли деньги на развитие Северного Кавказа", - отметил корреспонденту "Кавказского узла" Барзыкин.

 Закон о курортном сборе, принятый в июле 2017 года Госдумой, предусматривает введение платы за пользование курортной инфраструктурой в четырех регионах - на Кубани, на Ставрополье, а также в Крыму и Алтайском крае.

С другой стороны, по словам эксперта, "если министерство ликвидировали, а функции передали в Минэкономразвития, для этого были основания".  "У нас, к сожалению, очень непросто соединить территориальный и управленческий принципы, хотя подобный симбиоз часто оказывается наиболее эффективным", - считает Барзыкин.

Стратегия развития Северного Кавказа до 2025 года была принята в 2010 году, ее частью стал проект создания туристско-рекреационного кластера на юге России. При этом в 2014 году при создании министерства по делам Северного Кавказа в числе его основных полномочий указывалось участие в управлении ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" и "Курорты Северного Кавказа", которые отвечали за реализацию проекта создания кластера. Однако в 2017 году признана провальной работа  "Корпорации развития Северного Кавказа": организации не удалось достичь запланированных показателей, деятельность ее является убыточной, а управленческие расходы необоснованно росли.

Напомним, что 21 января бывший генпрокурор России Юрий Чайка получил предложение занять должность полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"