Защита раскритиковала приговор жительнице Калмыкии по делу о финансировании боевиков

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Южный окружной военный суд 25 декабря приговорил к восьми годам колонии пенсионерку Веру Андрееву по делу о финансировании терроризма. Сама Андреева вину не признала. Защита назвала приговор предвзятым.

Процесс занял всего один день, хотя подсудимая настаивала на своей невиновности, и дело рассматривалось в обычном порядке. Интересы Андреевой в суде представляли адвокат по назначению Юлия Шумилина и адвокат по соглашению Владимир Кусинов. Обвиняемая, которая до сегодняшнего дня находилась под подпиской о невыезде, зашла в зал в сопровождении инспектора ФСИН. Заседание затянулось на восемь часов, передал корреспондент "Кавказского узла".

Андреева стала посредницей при перечислении 300 тысяч рублей

Согласно обвинительному заключению, внучка подсудимой Марина Бухурдинова и ее муж Герихан Гериханов в мае 2015 года выехали в Сирию. Гериханов присоединился там к запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" и принимал участие в боях против правительственных войск, он объявлен в международный розыск, указал гособвинитель.

В январе 2019 года Марина Бухурдинова, находившаяся тогда в лагере беженцев, узнала, что ее муж попал в окружение в одном из сел в провинции Дэйр-эз -Зор. Связавшись по WhatsApp с бабушкой, она попросила о посредничестве при перечислении денег для мужа. 23 января Вера Андреева по просьбе Бухурдиновой получила 300 тысяч рублей от отца Герихана Гериханова. Следователи считают, что этот человек не знал, куда именно пойдут деньги. Часть суммы, 99 тысяч рублей, Андреева перевела на счет в Грузии. Еще 200 тысяч рублей по просьбе Андреевой перевели на тот же счет ее знакомые - также, по мнению следствия, не знавшие о целях денежного перевода.

Андреева заявила, что помогала родным

"Обвинение понятно, но вину не признаю", - сказала Андреева в суде, пояснив, что помогала своим родным.

Представитель обвинения представил письменные доказательства, распечатки телефонных переговоров и переписок в мессенджерах, зачитал допросы свидетелей. Все ходатайства обвинения и защиты о допросе хотя бы одного свидетеля по видеоконференцсвязи судья отклонил.

Гособвинитель, в частности, зачитал переписку в WhatsApp, в которой Бухурдинова просит перечислить деньги на отправку своих детей из сирийского лагеря беженцев в Россию. Бухурдинова говорит и о том, что деньги нужны Гериханову, чтобы выбраться из зоны конфликта. "Нам сказали вчера, что наша страна не хочет нас забирать. Можно выехать в Идлиб, и Герихан туда выедет. Я надеюсь, что там мы соединимся. Я не знаю, что делать, пусть у родственников собирают, да. И прошу отцу [Гериханова] позвонить и спросить, он же должен был тебе передать деньги", - процитировал одно из сообщений прокурор.

Допрос подсудимой занял не более 10 минут. Пожилая женщина говорила тихим голосом и во время выступления плакала. Андреева рассказала, что двое ее детей уже умерли, осталась внучка Марина Бухурдинова и двое правнуков. Сейчас Андреева, по ее словам, живет в селе Яшалта в Калмыкии. Она ветеран труда и почетный работник потребительской кооперации, получает 13 тысяч рублей пенсии. Ее муж тоже пенсионер, работает в детском саду. У Андреевой есть несколько хронических заболеваний, в том числе онкологическое.

Андреева сообщила, что ее младшая правнучка родилась уже в Сирии. Подсудимая переводила туда деньги с 2017 года. "Внучка говорила: бабушка, нам кушать нечего. Высылала им. В январе 2019 года позвонила внучка и попросила выслать 300 тысяч рублей в Грузию", - подтвердила Вера Андреева. Она уточнила, что 220 тысяч рублей вернулись на ее карточку еще до ареста, а остальные деньги внучка оставила себе, чтобы накормить детей и купить им одежду. "Я помогала своим внучке и правнукам. Ничего противоправного я не совершала. О том, что Гериханов воюет, я не знала", - подчеркнула пенсионерка.

После допроса суд выделил полчаса сторонам для подготовки к прениям. Это вызвало протесты защитника Владимира Кусинова, который попросил отложить процесс минимум на два дня, чтобы лучше подготовиться. Ходатайство было отклонено. Прокурор заявил, что Андреева знала об участии Гериханова в военных действиях на стороне ИГ*, а ее участие в переводе денег следует квалифицировать как финансирование терроризма. Он потребовал для пенсионерки восемь лет колонии общего режима.

Телефонные переговоры свидетельствуют о том, что часть перечисленных Андреевой денег была роздана ее внучкой женщинам в лагере беженцев. "Впоследствии 220 тысяч рублей были переведены гражданками из Дагестана обратно на счет Андреевой. 80 тысяч рублей Марина Бухурдинова использовала на своих несовершеннолетних детей. Прямых доказательств, что Бухурдинова передала деньги Гериханову, нет. Это предположение и домыслы следствия", - заявил адвокат. Следствие не доказало, что Андреева имела умысел финансировать террористов, добавил он, попросив оправдать свою подзащитную.

Андреева в последнем слове также попросила суд об оправдательном приговоре. "Ни в чем я не виновата. Никакого заговора не было. Я помогала внукам", - сказала пожилая женщина со слезами на глазах. Однако суд согласился с позицией обвинения и назначил ей восемь лет в колонии общего режима по статье о содействии террористической деятельности (часть 1 статьи 205.1 УК России). Судья подчеркнул, что убрал из обвинения версию о предварительном сговоре и учел смягчающие обстоятельства: возраст подсудимой, ее заболевания, трудовые заслуги, отсутствие судимостей. "Из-за имущественного положения подсудимой суд считает нецелесообразным применять к ней дополнительное наказание в виде штрафа", - зачитал судья приговор. Андрееву взяли под стражу прямо в зале суда.

Адвокаты раскритиковали суд

Адвокат Владимир Кусинов заявил корреспонденту "Кавказского узла" о предвзятости суда. "Приговор, безусловно, незаслуженный и несправедливый. Мы будем обжаловать приговор", - заявил он. Адвокат добавил, что за сорок лет своей юридической карьеры не видел подобного отношения к подсудимым.

Адвокат по назначению  Юлия Шумилина согласилась со своим коллегой. "Во-первых, нам не предоставили времени для подготовки к прениям. Это нарушение права подсудимой на защиту. Во-вторых, особо тяжкое преступление рассматривалось в один день. В-третьих, гособвинитель заявил ходатайство о допросе свидетеля по видеоконференцсвязи, которое мы поддержали. Суд его отклонил, мотивируя необходимостью рассмотрения дела в разумные сроки. Но, извините, у нас не десятое заседание, а первое!" - возмутилась адвокат.

Дело Андреевой рассматривалось под председательством судьи Евгения Звягина без проведения предварительных заседаний, говорится на карточке дела на сайте Южного окружного военного суда.

Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ)*".

* "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в России судом.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"