Защита назвала обвиняемых в атаке на псковских десантников участниками ополчения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывший военнослужащий, выживший после атаки отряда под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба в 2000 году в Чечне, не смог вспомнить в суде участников боя и отказался от претензий к подсудимым. Обвиняемые участвовали в чеченском конфликте на стороне федеральных сил, заявили их родственники и адвокаты.

Как сообщал "Кавказский узел", Нажмудин Дудиев и Ибрагим Донашев были задержаны и заключены под стражу в конце ноября 2018 года по обвинению в бандитизме, участии в вооруженном мятеже и посягательстве на жизнь военнослужащего во время атаки в Чечне в 2000 году. Подсудимые назвали версию следствия надуманной. 44 потерпевших подали иски о возмещении морального вреда, сообщил в суде прокурор.

В ночь на 1 марта 2000 года бойцы 6-й парашютной десантной роты 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в районе чеченского села Улус-Керт вступили в бой с отрядом полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба. Погибли 84 из 90 российских военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Еще четверо получили ранения. Потери боевиков составили 370 человек.

10 декабря в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону состоялось второе заседание по дела Ибрагима Донашева и Нажмудина Дудиева. На слушаниях присутствовали мать и жена подсудимого Дудиева, трое друзей и родственников подсудимых, а также гособвинитель и четверо адвокатов подсудимых, как по соглашению, так и по назначению, передал корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ на процессе.

Выживший десантник рассказал об атаке боевиков в Чечне

На заседании сторона обвинения начала представлять доказательства виновности подсудимых с допроса пострадавшего Алексея Комарова. Уроженец Удмуртии выступал посредством видео-конференц-связи с Уфимским гарнизонным судом, был одет в черную майку и камуфляжную куртку. Отвечая на вопросы гособвинителя Игоря Надолинского, Комаров рассказал, что он был призван в армию в 1999 году, откуда он попал в Псков, в десантные войска, а после был переведен в Чечню. Затем потерпевший рассказал о бое псковских десантников с боевиками, произошедшем 29 февраля-1 марта 2000 года.

"Роте была поставлена задача: взять высоту около Шатоя. Мы выдвинулись и растянулись на один километр. Те, кто был впереди, попали под обстрел, начался бой. Сверху крикнули, чтобы мы заняли оборону. Что происходило на самой высоте, я не знаю", - сообщил в суде потерпевший.

По словам Комарова, боевики, нападавшие на них, были одеты в темные маскхалаты (маскировочные костюмы), шапки и фуражки и использовали автоматы и гранатометы. Бой длился с обеда до поздней ночи, но конкретного времени потерпевший указать не смог. "В темноте те, кто остался в живых, стали отходить, никто уже тогда не командовал […] я отходил с Романом Христолюбовым [..] всего выжило шесть человек […] погибло 84 человека", - заключил Комаров.

Потерпевший пояснил, что не всматривался в лица нападавших, поэтому он не может ответить на вопрос, участвовали ли подсудимые в этом бое, было ли у них оружие, что они делали во время нападения. Комаров сказал, что с Донашевым и Дудиевым не знаком и ранее их не встречал. С материалами дела потерпевший не знакомился, об их виновности ничего не знает и материальных претензий к подсудимым не имеет.

Родственники заявили об угрозах боевиков Дудиеву за его помощь "федералам"

Следующей была допрошена мать подсудимого Дудиева Хабани. Мать рассказала, что у нее пять сыновей, из которых Нажмудин является старшим сыном. В школе Дудиев учился хорошо, а после ее окончания занялся сельским хозяйством в родном селе Хаттуни Веденского района Чечни, сообщила мать подсудимого. По словам Хабани Дудиевой, в январе-феврале 2000 года ее сын находился дома, никуда не выезжал, в этом же году устроился военным в ополчение.

Также была допрошены жена Дудиева Шура Халадова, которая подтвердила показания матери своего мужа. Халадова сообщила, что они с Дудиевым в феврале и марте 2000 года виделись почти каждый день, потому что готовились к свадьбе, которая состоялась 23 апреля того же года. "Мы жили в одном селе, на одной улице. Виделись и встречались каждый день", - вспомнила в суде события того времени Халадова.

По ее словам, в 2000 году ее муж устроился в ополчение, которое подчинялось федеральному центру. По словам Дудиевой и Халадовой, их семье поступали угрозы расправы от боевиков, которые требовали, чтобы Дудиев бросил работать на "федералов".

Адвокат Ибрагима Донашева Шамиль Гатаев уточнил для суда, что это ополчение являлось официальным подразделением Министерства обороны России, собранным из 700 местных жителей, и было прикомандировано к Веденскому району Чечни. Адвокат также отметил, что у ополченцев было официальное разрешение на ношение оружия.

Адвокаты предоставили суду на обозрение две фотографии Дудиева 2000 года, где он изображен в компании мужчин на фоне гор с оружием. Один из адвокатов отметил, что эти фотографии, на которых изображена "личная охрана военного коменданта Веденского района Чечни в 2000 году Александра Зиновьева", не только подтверждают факт службы Дудиева в ополчении, но показывают, как сильно изменился подсудимый по сравнению с 2000 годом. "Между тем свидетели обвинения опознают его по современным фотографиям", - заявил в суде защитник.

После допроса родственников подсудимого Дудиева суд объявил перерыв до 11.00 мск 11 декабря.

Адвокаты назвали версию обвинения "абсурдной"

После заседания адвокаты рассказали корреспонденту "Кавказского узла" о доказательства стороны защиты. "Дудиев и Донашев не участвовали в нападении на 6-ю роту и не состояли в [группировке] Басаева", - заявил адвокат Донашева по соглашению Шамиль Гатаев.

По его словам, его подзащитный не мог участвовать в бое 29-февраля-1 марта, что подтверждается разрешением о его принятии в воинскую часть. "1 марта закончился бой, нужно три-четыре дня, чтобы выйти из ущелья, а Донашев в марте этого же года пишет заявление о принятии в воинскую часть, спецслужбы его проверяют и дают разрешение, то есть проходил проверку по всем каналам. Если бы он участвовал в боевых действиях против «федералов», его не приняли бы в воинскую часть", - пояснил Гатаев.

Адвокат отметил, что согласно документам Министерства обороны России, Донашев участвовал в боевых действиях против боевиков в самый тяжелый период войны, а следствие считает, что он только в 2006 году вышел из группировки Басаева. "Это абсурдное обвинение", - возмутился защитник.

По словам Гатаева, обвинение доказывает участие подсудимых в группировке Басаева, основываясь на показаниях людей, отбывающих длительный срок в колониях по аналогичным статьям. "Допрос сегодняшнего потерпевшего показал, что спустя 17-18 лет сложно вспомнить фамилии и внешность кого-нибудь, а свидетелям обвинения предъявляют нынешние фотографии Дудиева и Донашева, а не 20-летней давности. У нас достаточно доказательств невиновности, и мы их раскроем в ходе процесса", - резюмировал адвокат Гатаев.

Подсудимые не подвергались на стадии следствия пыткам, психологическому и физическому давлению, сообщил адвокат. Сторона обвинения отказалась прокомментировать процесс корреспонденту "Кавказского узла".

Отметим, что по статье о принадлежности к банде обвиняемым грозит до 15 лет заключения, за участие в мятеже им грозит 20 лет заключения, а максимальной санкцией за покушение на военнослужащего является пожизненное заключение. В нападении на псковских десантников в 2000 году обвинен и житель Ставропольского края Шамиль Казбулатов, его дело было передано в суд в марте.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"