Власти Армении отказались менять законы о силовых структурах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Парламент повторно во втором чтении отклонил поправки в законы "О Службе национальной безопасности" и "О полиции". Внесение поправок было связано с желанием правящей партии пресечь возможные потрясения после отставки шефа полиции и директора спецслужб, после стабилизации ситуации необходимость политических назначений отпала, полагают политологи.

Как писал "Кавказский узел", парламент Армении 23 октября в первый раз отклонил во втором чтении проект поправок в законы "О Службе национальной безопасности" и "О полиции".

Проект, инициированный фракцией «Просвещенная Армения», предполагал внесение изменений в критерии назначения директора СНБ и шефа полиции. В действующих редакциях обоих законов кандидатов выбирали из высшего офицерского состава каждой из структур в звании не ниже полковника. Авторы поправок предлагали внести изменения в закон, согласно которым кандидатам достаточно "соответствовать критериям, аналогичным депутатским". Согласно Конституции, депутатом может быть избран любой гражданин не младше 25 лет, последние четыре года являющийся гражданином Армении и проживающий в Армении, обладающий избирательным правом и владеющий армянским языком. Авторы считают, что поправки повысят эффективность борьбы с коррупцией в силовых структурах.

Армянский парламент во второй раз во втором чтении 4 декабря отклонил законопроект о политизации должностей шефа полиции и директора СНБ. Инициативу оппозиционной фракции "Просвещенная Армения" поддержали 19 из 108 проголосовавших депутатов, передает корреспондент "Кавказского узла" со ссылкой на прямой эфир заседания на YouTube-канале парламента.

Ранее, 29 ноября, проект закона получил отрицательное заключение парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам. "Существует ряд конституционных и системных проблем, полноценное решение которых инициированный законопроект не обеспечивает", - сказано в протоколе комиссии (здесь и далее перевод корреспондента "Кавказского узла").

Существующие конституционные нормы не позволяют прийти к решению, которое не деформирует сформировавшуюся систему, заявил 4 декабря в ходе обсуждений глава комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян.

Полномочия заместителей глав обеих силовых структур делегированные, и либерализация должностей руководителей структур подразумевает либерализацию должностей их заместителей, а в этом случае главы служб и их заместители приобретут равный статус, отметил он.

"Прозрачность процессов в полиции и СНБ важна, как и важны коренные реформы этих структур. В то же время, мы не должны создавать ситуацию, которая привела бы к серьезным внутренним проблемам в структурах", - пояснил Владимир Варданян.

Координатор программ армянской общественной организации "Союз информированных граждан" Даниел Ионесян назвал поправки промежуточным неполноценным решением. По его словам, необходимы комплексные изменения.

"Должности шефа полиции и директора СНБ все-таки командные. А они должны быть при погонах. Как, к примеру, не может быть гражданским начальник Генштаба. С другой стороны, нужен кто-то, кто будет нести политическую ответственность. И логичней было бы в случае с полицией создание соответствующего министерства. Но при этом шеф полиции не был бы в подчинении министру, его назначал бы премьер или президент. Такая схема действует в Минобороны. Есть министр - гражданский человек, но он не командует армией, ею командует начальник Генштаба. И эта модель действует довольно успешно. В демократических странах аналогичная модель есть и у полиции", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Нужны не конституционные поправки, так как решить вопрос создания министерства можно на уровне правительства, добавил Ионесян.

"Фракция "Просвещенная Армения" является сторонником создания министерства, но они не могут инициировать законопроект поправок в структуру правительства, так как инициировать ее вправе только сам кабмин. Это единственный закон, где у правительства есть монополия. И если премьер согласится инициировать создание МВД, парламент одобрит поправки единогласно", - подчеркнул координатор программ.

В то же время, СНБ должна сохранить свой статус, учитывая специфику ее деятельности, при этом спецслужба не должна заниматься следственной деятельностью, а пограничные войска необходимо передать либо полиции, либо армии, считает он.

"Пограничные войска не могут быть в структуре, которая призвана быть секретной. Это советское наследие. Решение о передаче пограничных войск было принято, чтобы пресечь пересечение границы в разведывательных целях агентов спецслужб стран НАТО. Времена поменялись. Сейчас шпионы не переходят незаконно границы", - пояснил Ионесян.

Назначения на должности глав полиции, СНБ и следственных служб должно быть по аналогии с назначением генерального прокурора, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.

Согласно статье 177 Конституции Армении генпрокурора избирает парламент не менее 3/5 голосов от общего числа депутатов сроком на шесть лет. Кандидата на должность генпрокурора выбирает профильная парламентская комиссия.

"Законодательно надо закрепить подотчетность этих структур исполнительной власти и подконтрольность парламенту для обеспечения их независимости. Необходимо коренные изменения. Фрагментарные решения не будут эффективными", - заявил он.

Для этого необходимо будет инициировать конституционные изменения, добавил Сакунц.

"Нужны конституционные решения для независимости, подотчетности и прозрачности деятельности этих институтов, а уже потом законодательно регулировать их деятельность. Может быть разработан механизм, чтобы главы выбирались на конкурсной основе, а их кандидатуры потом утверждал парламент", - пояснил правозащитник.

Политический обозреватель Lragir.am Акоп Бадалян обратил внимание, что инициатива "Просвещенной Армении" совпала с отставкой директора СНБ и шефа полиции.

16 сентября президент подписал указ об освобождении Артура Ванецяна с должности директора Службы национальной безопасности. Спустя два дня, 18 сентября свой пост покинул шеф республиканской полиции Валерий Осипян.

"Это были не кадровые изменения, а результат определенного развития политической ситуации. Не исключено, что на этом фоне правящая сила одобрила поправки, чтобы дать понять силовым структурам о недопустимости каких-либо проявлений саботажа после отставок. Когда же ситуация стабилизировалась необходимость политических назначений отпала. Это был посыл для контроля ситуации внутри системы", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Политобозреватель скептически оценивает перспективу превращения полиции и СНБ в дубину в руках властей.

"Угрозы могут быть как при непосредственном подчинении силовых структур премьеру, так и в случае иной модели. Минимизация угроз возможна исключительно противовесами – судебной системой и парламентским большинством", - отметил Бадалян.

Правящая сила передумала оказывать поддержку законопроекту из-за отсутствия концептуального подхода к реформам судебно-правовой системы, заявил корреспонденту "Кавказского узла" политтехнолог Армен Бадалян.

Никол Пашинян и его команда "придерживаются повестки одного дня", при необходимости законопроект могут вновь внести на обсуждение в парламент, считает он.

"В один день кажется удобным, чтобы это [главы полиции и СНБ] были политические назначенцы. Особенно после отставок глав полиции и СНБ. Неслучайно, что именно в эти дни были инициированы поправки, чтобы избежать каких-либо потрясений. Но прошло некоторое время, и, скорей всего, эксперты подсказали премьеру, что это не такое уж и хорошее решение, особенно в вопросе СНБ. И молодой ставленник премьера может не справиться с управлением, учитывая специфику СНБ", - предположил политтехнолог.

На "скамейке запасных" у Никола Пашиняна не было соответствующего кандидата, считает он.

"В законопроекте был пункт, согласно которому, главы полиции и СНБ становились косвенно подотчетными парламенту. Но премьер не хочет этого, потому что этим де-юре повысится статус глав структур, и в последующем их политический вес. А Никол Пашинян не для этого сохранил институт суперпремьерства", - заключил Бадалян.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"