Мусульмане Краснодара рассказали о трудностях празднования Курбан-байрама

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Верующие в связи с отсутствием мечети в Краснодаре не могут в полной мере выполнить обряд жертвоприношения на Курбан-байрам и совершить коллективный праздничный намаз, поскольку ближайшая мечеть в поселке Яблоновский Адыгеи не может вместить всех желающих, рассказали "Кавказскому узлу" краснодарские мусульмане.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) - праздник жертвоприношения в память решения пророка Ибрахима принести в жертву своего сына. Это один из двух главных мусульманских праздников, он отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) и приходится на десятый день месяца Зуль-хидж, который знаменует собой завершение хаджа - паломничества в Мекку, сообщается в справке о Курбан-байраме, опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". В этом году первый из трех дней праздника жертвоприношения Курбан-байрам приходится на 11 августа.

Здание мечети поселка Яблоновский в Тахтамукайском районе Адыгеи рассчитано на 500 человек, тогда как на молитву в честь праздника Курбан-байрам соберется более трех тысяч верующих, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" имам этой мечети Анзор Джеукожев.

"Улицу нашу перекроют сотрудники ДПС, наша парковка очень маленькая, 20-30 машин только можно разместить, остальные - кто как сможет. Сложности, конечно, есть, но выхода нет, - сказал он, отметив, что большинство верующих будут совершать намаз на небольшой площади перед мечетью. - У людей есть потребность в молитве, и их становится все больше, совершенно разных национальностей к нам приходят, причем адыгов намного меньше".

По его словам, необходимость строительства большой мечети в Краснодаре или Яблоновском назрела.

Переполнена не только мечеть в Яблоновском, но и другие адыгейские мечети, куда жители Краснодара приезжают, поскольку яблоновская всех не вмещает, сообщил "Кавказскому узлу" имам мечети Тахтамукайского района Адыгеи Асфар Мысс. "Вопрос о строительстве мечети в Краснодаре как не поднимался, так и не поднимается. Так же, как вопрос о передаче здания исторической мечети, которая сейчас является жилым домом", - заявил Мысс.

Историческое здание мечети в Краснодаре было построено черкесским купцом и меценатом Лю Траховым, который на собственные средства построил приюты, мечети, каналы, дамбу в районе хуторов Яблоновский и Новый Сад и мост через реку Кубань.

Поселок Яблоновский, где находится мечеть, стал фактически пригородом Краснодара, туда ходит общественный транспорт, поэтому организовывать дополнительные специальные автобусные маршруты нецелесообразно, заявил "Кавказскому узлу" представитель Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края.

Мусульмане из Краснодара вынуждены на праздники уезжать в другие регионы

Житель Краснодара, выходец из Ингушетии 43-летний Али Хидиров сообщил "Кавказскому узлу", что его большая семья, в которой семеро детей, не участвует в праздничных намазах, в мечеть в поселке Яблоновский по праздникам и на пятничный намаз он ездит с двумя родными братьями, которые также с семьями живут в Краснодаре.

"В Ингушетии у меня живут родители и две сестры, они собираются все вместе, берут детей и идут в мечеть, потом совершают обряд жертвоприношения. Этот праздник объединяет семью. Нам в Краснодаре невозможно вывезти семьи в мечеть. Во-первых, нужно несколько машин, а в Яблоновском их даже поставить негде, во-вторых, мечеть там вмещает всего 500 человек, а собирается несколько тысяч", - рассказал Хидиров.

По его словам, из-за таких трудностей невозможно совершить обряд жертвоприношения. "Мы даже в советское время в своей деревне в Ингушетии на Курбан-байрам всегда резали баранов, а сейчас как? Живем фактически в центре Краснодара. Закупаем баранов, нам их забивают знакомые и отдают уже разделанное мясо, фактически наши сыновья никогда не видели этот обряд", - сообщил он.

Али считает, что в таком многонациональном городе, где множество православных храмов, должна быть своя мечеть. "Очень много мусульман в Краснодаре, у нас большая диаспора (община)*, мы выходили к руководству города с предложением построить мечеть за свой счет и готовы были выкупить участок, но нам и не отказывают, и не согласовывают, тема зависла в воздухе", - отметил он.

Поселок Яблоновский хоть и находится фактически в черте Краснодара, но это другой регион - Республика Адыгея, заявил "Кавказскому узлу" верующий из станицы Елизаветинской, чеченец Шамиль Абдулхаджиев. "Я с 15 лет живу в Краснодаре, сейчас мне 32, раньше вообще не было возможности посещать мечеть, пока не построили яблоновскую. Первое время было удобно, но сейчас там столько народу, что нормально молиться невозможно. Если на пятничный намаз мы с отцом и братом туда ездим, то в праздники воздерживаемся, к сожалению", - рассказал он.

По его словам, представители чеченской диаспоры (общины)* несколько лет назад сняли помещение в Краснодаре и организовали там молельную комнату. "Нам пришлось ее закрыть через полгода, потому что нас постоянно проверяли все контролирующие органы и сотрудники внутренних дел. Получается, что мусульмане в Краснодаре обделены, многие мои земляки едут в Грозный на праздники, везут семьи, чтобы совершить положенное, чтобы дети могли расти в традициях ислама", - сообщил Шамиль.

Представители татарской общины предпочитают ездить на праздники в Татарстан, рассказал "Кавказскому узлу" мусульманин из Краснодара Ильяс Каюмов. "Мы всей семьей, у нас четверо детей, садимся на машину и едем в Казань к родителям. Там есть возможность спокойно сходить в мечеть, совершить обряд жертвоприношения, сделать все, как надо. На пятничные намазы, конечно, ездим в яблоновскую мечеть, тогда есть возможность помолиться в здании, а в праздники люди молятся на земле, вокруг мечети", - сообщил он.

Население Краснодара каждый год растет, приезжает много мусульман, и яблоновская мечеть не справляется, отметил Каюмов. "Лишить нас веры, конечно, не получится. Мои земляки, у которых нет возможности поехать в Татарстан, собираются у кого-то в доме и совершают обряд жертвоприношения, но ведь массовая молитва в этот день много значит для любого мусульманина, проповедь имама тоже", - заявил он.

Верующие хотели бы после намаза и проповеди подойти к имаму, чтобы поговорить о вере, но это невозможно, отметил Ильяс. "Огромная толпа, имам усталый, нет радости от праздника, машинами заставлена половина Яблоновского, пробки на въезд и на выезд. Так нельзя, нужно считаться как-то с нами. Ведь православных храмов в Краснодаре сотни, а мы просим хоть одну мечеть, которую хотим построить за свой счет", - сказал мужчина.

Мусульманки в Краснодаре фактически лишены возможности посещать мечеть, сообщила "Кавказскому узлу" представительница дагестанской диаспоры (общины)* Краснодара Нонна Мусаева. "Женская половина мечети в Яблоновском небольшая, забитая на праздники. Мы же не можем молиться на земле вместе с мужчинами, поэтому на праздники мы остаемся дома, накрываем столы, мужчины едут в мечеть, привозят домой мясо жертвенных животных. Последние два года родственники забивают баранов и нам уже привозят готовое мясо. Но это, конечно, уже не то", - рассказала она.

По словам Мусаевой, ее 88-летняя мать не может посещать мечеть. "Она почти не ходит, проблемы с ногами, плохо видит. В Яблоновском машину приходится бросать очень далеко от мечети, она просто не дойдет. Она очень верующая, и ее это гнетет. Несколько лет назад мы забрали ее из Дагестана и обещали, что будем возить в мечеть, но это невозможно", - сказала она.

Из-за отсутствия мечети в Краснодаре дети из мусульманских семей отдаляются от ислама, полагает Нонна. "Я росла в Дагестане в атмосфере ислама, поход в пятницу в мечеть с мамой - это было обязательно. Ураза-байрам, Курбан-байрам - священные праздники. Наши дети лишены возможности туда ходить, девочкам в школах не разрешают носить хиджаб. Говорят, переселяйтесь в Адыгею и носите", - рассказала женщина.

77-летний мусульманин азербайджанского происхождения Виктор Аббасов считаетчто из-за отсутствия мечети исламская молодежь все больше отдаляется от веры. "Мечеть должна быть доступна, иначе в современном обществе интерес к вере теряется. Мусульманские дети не могут получать исламское образование в Краснодаре, не могут посещать мечеть, старикам тоже сложно. Я молюсь дома, автомобиля у меня нет, на автобусе добираться мне сложно, ноги больные, в Яблоновском еще от остановки долго идти", - рассказал он "Кавказскому узлу".

По его словам, мясо жертвенных животных ему домой привозят земляки. "Нет возможности принять участие в обряде жертвоприношения, мне очень тяжело от этого. В Краснодаре молодежь этим особенно не заморачивается, есть фирмы, которые торгуют живыми баранами, они же и забивают и доставляют по любому адресу. Многие пользуются этой услугой", - рассказал пенсионер.

Приехавший из Таджикистана 29-летний Фируз Мирвалиев заявил "Кавказскому узлу", что его отец является имамом мечети в Душанбе, и он был воспитан в строгих исламских традициях. "В день праздника мы с братьями обязательно поедем в мечеть поселка Энем, в Яблоновском очень много народу, Энем немного дальше, но там есть возможность даже попасть в мечеть. Мой отец говорит, что, если это истинный мусульманин, он будет молиться со своими братьями плечом к плечу, пусть на земле. Если Аллах нам послал такие испытания, мы их обязаны пройти", - сказал мужчина.

По словам Мирвалиева, его земляки закупили жертвенных баранов в Краснодаре и будут приносить их в жертву в Энеме. "Мы едем со своими животными, потому что знаем точно, что это здоровый годовалый баран, как предписано, покупаем у своих земляков. Обязательно нуждающимся мясо отдадим, тоже нашим таджикам, уже определились кому. Многие наши здесь нуждаются, кто-то без работы остался, кто-то заболел, кому-то не заплатили", - рассказал он.

Напомним, что нехватка мест в мечети на праздники является характерной проблемой юга России. Так, в Волгоградской области в этом году на праздновании Ураза-байрама верующим не хватило места в мечетях. Ростовские мусульмане заявляли, что в городе нужно построить вторую мечеть, поскольку многим верующим приходится молиться у дороги.

* - внесено уточнение 6.06 мск 11 августа. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"