Политологи усомнились в достоверности заявления ИГ* о расстреле военных в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сообщение о нападение на военнослужащих в Чечне 22 апреля, распространенное запрещенной в России террористической организацией "Исламское государство", направлено на поддержание ее имиджа и укрепление влияния на боевиков, считают эксперты. При этом они отметили, что власти Чечни не привели доказательств, опровергающих это сообщение.

Как писал "Кавказский узел", МВД Чечни сообщило 28 января о нападении на пост силовиков, совершенном в ночь с 25 на 26 января. Согласно версии ведомства, пост на окраине населенного пункта Серноводское был обстрелян из автоматов, ранения получили два силовика, а один из нападавших позже был найден убитым в лесу и опознан как 24-летний житель Ингушетии Мансур Бельтоев. 2 февраля "Исламское государство"* объявило убитого при нападении на чеченских силовиков жителя Ингушетии Мансура Бельтоева своим боевиком, обозначив при этом местом нападения Ставропольский край.

По подсчетам "Кавказского узла", это нападение стало для республики первым вооруженным инцидентом в 2019 году и пятым за последние полгода.

Информация о причастности запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство" к новому нападению на силовиков в Чечне появилась в очередном номере еженедельной газеты "Наба", сообщил 3 мая Telegram-канал Directorate 4, отслеживающий активность боевиков.

Согласно информации Telegram-канала, газета сообщила, что "22 апреля под Урус-Мартаном в засаду боевиков попал конвой из двух внедорожников и одного военного грузовика". "В сообщении сказано, что при нападении транспортные средства были обстреляны из пулемета, в результате чего бывшие в них военнослужащие погибли и получили ранения", - подчеркнул Directorate 4.

При этом Telegram-канал уточнил, что "объективных данных, подтверждающих достоверность данного сообщения, нет - новость о нападении под Урус-Мартаном не появлялась ни в федеральных, ни в региональных новостных сводках".

В свою очередь пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов опроверг данные о нападении на колонну военнослужащих. "Это неправда, не соответствует действительности от начала до конца", - процитировал Каримова 3 мая телеканал "Дождь".

"Исламское государство"* не привело подробности нападения

Источник сообщения о нападении один, однако заявление Альви Каримова не является доказательством того, что инцидента не было, отметили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

"Исламское государство"* не приводит доказательств нападения, в то же время весомого опровержения у чеченских властей нет, отметил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. "Тут два варианта - либо ИГ* придумало нападение, либо Чечня его скрывает. Если это фейк (обман, фальшивка. - Прим. "Кавказского узла"), то очередной. "Исламское государство"* делало многочисленные заявления, которые легко опровергались. Делается это для того, чтобы влиять на настроение широких масс. И это действенно - сообщения, к сожалению, выполняют свою роль. Если же нападение действительно имело место, то нет ничего удивительного в том, что Каримов информацию опроверг: властям не хочется признавать наличие боевиков на своей территории, ведь это удар по имиджу власти", - рассказал Ярлыкапов.

23 января МВД Чечни отчиталось о численности убитых в 2018 году боевиков. За прошедший год при оказании сопротивления силовикам был убит 21 предполагаемый участник вооруженного подполья, тогда как в 2017 году их было 18, заявил представитель ведомства. Таким образом, МВД республики подтвердило данные "Кавказского узла" о числе убитых в 2018 году боевиков и предполагаемых участников вооруженного подполья. На фоне увеличения числа убитых предполагаемых боевиков жители Чечни подвергли критике заявления властей о победе над терроризмом в республике.

Ярлыкапов отметил, что сообщение о нападении на чеченских военных является продолжением пропагандистской работы в сети. "Впрочем, это не стоит рассматривать, как попытку реабилитации за провал в Багузе (лидер ИГ* Абу-Бакра аль-Багдади в видеозаписи, размещенной 29 апреля, признал потерю Багуза - последнего города в Сирии, из которого в конце марта выбили террористов "Исламского государства"*. - Прим. "Кавказского узла"). Похожие сообщения "Исламского государства"* присутствовали в Интернете всегда", - сказал Ярлыкапов.

На отсутствие иных источников информации, кроме издания "Наба", обратил внимание и руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", политолог Алексей Малашенко. "ИГ* многогранно, и заявления о нападениях могут исходить от лиц, считающих себя частью "Исламского государства"*, при этом об их существовании руководству организации может быть неизвестно. Никаких подробностей нападения нет, как нет и взвешенного опровержения", - пояснил Малашенко.

Он отметил, что сообщение "может являться фейком, цель которого повысить имидж "Исламского государства"* среди различных террористических организаций и исламских радикалов".

Инцидент был придуман террористической организацией, заявил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности чеченский политолог. "Если бы что-то произошло под Урус-Мартаном 22 апреля, то об этом знали бы все живущие в республике. Информация распространяется моментально. Я был очень удивлен, читая новость о расстреле колонны в сети. В данном случае я склонен верить Каримову – расстрела не было", - пояснил он.

Подобные новости необходимы "Исламскому государству"* для поддержания боевого духа чеченцев, воюющих в Сирии на стороне террористов, предположил политолог. "Сообщение имеет чисто пропагандистскую цель. Кроме того, ИГ* растеряло практически всю территорию, и ему надо хоть как-то реабилитироваться в глаза сторонников – хотя бы такими сообщениями", - подчеркнул политолог.

В Сирии и Ираке на стороне боевиков запрещенного судом в России террористического "Исламского государства" и других джихадистских группировок воюют боевики с Северного и Южного Кавказа, говорится в материале "Кавказского узла"  "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*". В статье рассказывается о том, как боевики с Кавказа попадают в Ирак и Сирию, сколько людей из разных регионов там воюет и как присягнувшие ИГ* группировки действуют на самом Кавказе.

ИГ* необходимо продемонстрировать активность на Северном Кавказе

У "Исламского государства"* до сих пор существует множество информационных агентств. В нынешних условиях фрагментации ИГ* у террористов есть проблемы с обменом информации между структурами, считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов, специализирующийся на изучении ближневосточных конфликтов.

По его мнению, в условиях коллапса "Исламского государства"* некоторые информагентства террористов отслеживают любую информацию, чтобы взять на себя ответственность или же заявить о теракте, которого не было. "Особенно это важно в тех регионах, где объявлено о создании вилаятов ИГ*, но фактически никакой боевой активности не ведётся, ввиду отсутствия необходимых кадров. Поэтому о ней можно просто заявить", - пояснил эксперт.

С декабря 2014 года присягу "Исламскому государству"* приносили отдельные лидеры северокавказского подполья. 21 июня 2015 года на сервисе YouTube появилось сообщение о том, что боевики четырех вилаятов признанного в России террористическим "Имарата Кавказ"* присягнули лидеру ИГ*. Организация в свою очередь приняла эту клятву в верности и заявила о создании своего отделения в регионе. Подробнее о присягах в Чечне говорится в справке "Кавказского узла"  "Видеоприсяги и видеопокаяния "Исламского государства"* в кадыровской Чечне".

 

Семенов отметил, что "для потенциального вербовочного контингента ИГ* не важны опровержения со стороны официальных СМИ, так как они для них не являются источником информации". "В последнем видео аль-Багдади у него в руках была папка с надписью "вилаят Кавказ". Естественно, теперь террористам необходимо продемонстрировать реальное существование своих структур на Кавказе, пусть и путем фейковых заявлений", - отметил Семенов.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, терактов и похищений.

* организации признаны террористическими и запрещены в России решением суда.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"