Правозащитники насчитали 87 политзаключенных в Азербайджане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После помилования осужденных в тюрьмах Азербайджана остаются 87 политзаключенных, говорится в исследовании союза "За свободу политзаключенных Азербайджана". Правозащитники призвали власти освободить политзаключенных и прекратить практику уголовного преследования граждан по политически мотивированным обвинениям.

Как сообщал "Кавказский узел", президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 марта помиловал 431 осужденного, причем 51 из них были включены в списки политзаключенных. Вышедшие на свободу активисты призвали бороться за освобождение остальных политзэков.

20 февраля Рабочая группа азербайджанских правозащитников, активистов неправительственных организаций и юристов обнародовала обновленный список политзаключенных из 127 фамилий. 4 марта союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" насчитал в стране 133 политзэка - на 17 человек меньше, чем в декабре 2018 года.

Обновленный список политзаключенных союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" составил с учетом последнего помилования, рассказала 23 марта корреспонденту "Кавказского узла" соучредитель организации, директор Института мира и демократии Лейла Юнус.

"Даже после освобождения почти полусотни политзаключенных в тюрьмах Азербайджана, по нашим спискам, остаются 87 человек арестованных и осужденных по сфабрикованным обвинениям в связи с оппозиционной или правозащитной деятельностью или преследуемых за инакомыслие. На протяжении четверти века правящий в Азербайджане... режим преследует своих критиков по политически мотивированным обвинениям", - сказала она.

Из предыдущего списка ССПЗА в соответствии с распоряжением о помиловании были освобождены 46 человек. Оставшиеся 87 человек авторами 56-страничного исследования разделены на семь групп.

B категории "журналисты и блогеры" указаны пять человек, "правозащитники" - один человек, "члены оппозиционных партий и движений" - семь человек, "жертвы преступлений в МНБ (упраздненное в 2015 году министерство национальной безопасности. - Прим. "Кавказского узла")" - три человека, "верующие" - 56 человек, "заложники" - один человек, "пожизненно осужденные" - 14 человек.

В частности, в группе "журналисты" остаются главный редактор религиозного сайта www.xeber44.com Араз Гулиев, обозреватель оппозиционной газеты "Азадлыг" Сеймур Хази, главный редактор сайта www.kent.info Эльчин Исмаиллы, журналист-расследователь Афган Мухтарлы и региональный корреспондент газеты "Азадлын" Зия Асадли. В группе "правозащитники" - Алиаббас Рустамов.

В категории "члены оппозиционных партий и движений" указаны активисты партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Асиф Юсифли, Фуад Ахмедли, Орхан Бахышлы, Бабек Гасанов и Агиль Магеррамов, член партии "Мусават" Азад Гасанов и бывший глава Гедабекского района Салех Рустамов.

Список "жертв преступлений МНБ" сократился до трех человек. Это верующие из "группы Саида Дадашбейли", которые в 2007 году были осуждены по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и намерении свергнуть конституционный строй.

10 декабря 2007 года в Азербайджане суд по тяжким преступлениям вынес приговор в отношении "группы Саида", приговорив Саида Дадашбейли и еще трех членов его группы к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а остальных участников группы - к срокам заключения от 2 до 13 лет. Суд признал Саида Дадашбейли виновным в сотрудничестве с радикальными исламистскими организациями с целью создания религиозного государства, управляемого законами шариата. Подсудимые и их родственники заявили, что считают дело сфабрикованным, а приговор несправедливым.

"Это дело сопровождалось вопиющими фактами произвола и беззакония. В январе 2007 года в Баку по так называемому «делу Саида Дадашбейли» было арестовано около 30 человек. Часть задержанных спустя какое-то время была отпущена с условием дать свидетельские показания в отношении остальных 11 человек, которых продолжали удерживать в МНБ. Грубейшее нарушение законности было осуществлено уже на начальной стадии ареста обвиняемых: не имея постановления суда, без присутствия самих обвиняемых и без независимых от спецслужб понятых, сотрудники МНБ врывались в квартиры обвиняемых и практически демонстративно и откровенно, несмотря на возмущение и протесты родственников, подбрасывали оружие и другие «улики» для ареста. При этом в первые дни после ареста никому из арестованных не было дано возможности нанять своих адвокатов. Обвиняемые подвергались пыткам, суд был закрытым", - сказала Юнус.

Самую большую группу из 56 человек составили верующие. Они разделены на несколько подгрупп. В одной из них - семь членов Исламской партии, включая ее лидера Мовсума Самедова.

Мовсум Самедов, обвиненный вместе с другими членами Исламской партии в терроризме и попытке захвата власти, в январе 2011 года был приговорен к 12 годам заключения. В декабре 2010 года ИПА была среди протестующих против запрета Минобразования Азербайджана на хиджаб в школах. Самедов связал аресты верующих и запрет на хиджаб с западным влиянием, раскритиковал власти по этому поводу и вскоре был арестован. В 2014 году был признан правозащитниками "узником совести". 

В группу также вошли двое верующих, арестованных в Масаллинском районе по одному делу с журналистом Аразом Гулиевым, и богослов Эльшан Мустафаев.

Еще 46 человек из группы – арестованные по "Нардаранскому делу", в том числе руководители и активисты движения "Мусульманское единство".

"Арестованные по этому делу также подвергались изощренным пыткам, длительное время были лишены возможности встречаться с адвокатами. Некоторые вовсе не имели адвокатов. Абульфаза Буньядова приговорили к 15 годам лишения свободы несмотря на то, что он был искалечен в ходе спецоперации в Нардаране и пожизненно прикован к постели", - сказала Юнус.

25 января 2017 года лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников были осуждены на сроки от 10 до 20 лет по обвинению в организации беспорядков после операции силовиков в ноябре 2015 года, итогом которой стала смерть семи человек, в том числе двоих полицейских, говорится в справке "Кавказского узла" "Нардаран". Подсудимые жаловались на пытки. Они не признали вину. Азербайджанские правозащитники признали фигурантов "Нардаранского дела" политзаключенными.

В группе заложники остается Эмин Шагиев (Сагиев) – родственник находящегося в политэмиграции журналиста Тюркеля Азертюрка.

В группе "пожизненно заключенные" упомянуты 14 человек. Среди них - шестеро бывших офицеров отряда полиции особого назначения (ОПОН), осужденные в связи с мятежом 1995 года, трое бывших членов воевавшего в 1992-1993 годах в Нагорном Карабахе отряда "Гарангуш" и пять осужденных по делу бывшего премьер-министра Сурета Гусейнова.

"После отмены смертной казни им заменили это наказание автоматически на пожизненное заключение. Однако на момент их осуждения такого наказания не было и, согласно требованиям Европейской конвенции, им должны были назначить альтернативное смертной казни наказание, то есть 15 лет лишения свободы", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" еще один соавтор списка, координатор ССПЗА Эльшан Гасанов.

Он отметил, что ССПЗА призывает власти освободить всех политзаключенных.

"Проблема политзаключенных будет оставаться на повестке дня, пока не будет освобожден последний из них. В стране-участнице Совета Европы наличие даже одного политзаключенного – это уже много", - заявил Гасанов.

По спискам другой правозащитной структуры - Рабочей группы активистов неправительственных организаций, юристов и журналистов - после помилования в тюрьмах остаются 74 человек, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член рабочей группы, глава Института гражданских прав Башир Сулейманлы.

"Мы не исключаем, что на самом деле число политзаключенных больше. Но включаем в наш список тех, по делам которых есть вся документальная база, позволяющая признавать этих лиц политзаключенными", - сказал Сулейманлы.

Напомним, что Евросоюз, ПАСЕ, посольство США в Баку и международные правозащитные организации приветствовали помилование 51 политзаключенного в Азербайджане, указав на необходимость отпустить на свободу остальных активистов. До демонтажа самой репрессивной системы преувеличивать значение помилований и амнистий не стоит, предостерегли азербайджанские правозащитники.

Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.

Новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"