Годовщина погромов в Сумгаите напомнила о нерешенной проблеме беженцев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вопрос о возвращении беженцев, в том числе из Сумгаита, и выплате им компенсаций должен обсуждаться на официальных переговорах между Азербайджаном и Арменией, но он не поднимается, указал глава азербайджанского Общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов. Вопрос о выплате компенсации беженцам из Сумгаита может быть рассмотрен только в комплексе с вопросом о возмещении ущерба всем пострадавшим в результате азербайджано-армянского конфликта, считает редактор агентства Turan Шахин Гаджиев.

Как писал "Кавказский узел", в Армении и Нагорном Карабахе ежегодно проходят акции, посвященные погромам в Сумгаите. 26 февраля около двух тысяч человек собрались в Ереване на акцию в годовщину сумгаитских погромов, потребовав от властей не допустить территориальных уступок при разрешении нагорно-карабахского конфликта.

Сумгаитские погромы продолжались с вечера 26 по 29 февраля 1988 года, они явились первым массовым взрывом этнического насилия накануне крушения Советского Союза. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в результате бесчинств погромщиков в Сумгаите погибли 26 армян и шесть азербайджанцев, более ста человек было ранено, свыше двухсот квартир было разграблено, десятки автомобилей сожжены или разбиты. Также было разгромлено множество мастерских, магазинов, киосков и других объектов общественного назначения. По данным различных, более поздних источников, основанных на рассказах очевидцев, и анализу свидетельств о смерти число погибших составило сотни человек, говорится в опубликованном в "Справочнике" "Кавказского узла" материале "Сумгаитские погромы".

Устранение последствий погромов в Сумгаите зависит от решения азербайджано-армянского конфликта

Достоверными считает официальные данные об убийстве 26 армян и шести азербайджанцев во время событий в Сумгаите в феврале 1988 года глава азербайджанского Общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов. При этом информацией о численности беженцев из Сумгаита он не располагает.

"Скрыть данные о человеческих жертвах вряд ли было возможным. Ведь их родственники потом бы потребовали разъяснений от государственных органов, обращались бы в СМИ. Все-таки уже была перестройка, гласность", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аваз Гасанов.

Он считает несерьезными утверждения о "сотнях жертв" в ходе тех событий. "Понятие "сотни" - это очень расплывчатое понятие. Это двести или девятьсот? Ведь называют только цифры, но нигде нет конкретных списков жертв. Конечно, дорога каждая человеческая жизнь, и достойно осуждения убийство любого безвинного человека, где бы это ни было. Но и спекулировать на человеческих трагедиях неправильно", - отметил Аваз Гасанов.

На просьбу прокомментировать требования о выплате беженцам из Сумгаита компенсаций Гасанов ответил, что проблема беженцев и вынужденных переселенцев является важной составной частью армяно-азербайджанского конфликта. Однако, по его словам, на официальных переговорах между Азербайджаном и Арменией вопрос о взаимном возвращении беженцев или выплате им компенсаций не стоит.

28 февраля 2018 года председатель Общественной организации беженцев Нагорного Карабаха Саро Сарьян заявил, что в Нагорном Карабахе проживают порядка 30 тысяч семей беженцев из Азербайджана, которые "требуют компенсаций от Азербайджана за причиненный моральный и материальный ущерб, а также наказания всех организаторов и исполнителей погромов армян в Азербайджане.

Что касается статистики по числу беженцев из Азербайджана, то, по словам Гасанова, армянская сторона утверждает, что общая их численность составляет 400 тысяч человек. По данным же азербайджанской стороны, численность армянских беженцев может составить не более 300-350 тысяч человек, отметил Гасанов.

Гасанов считает уместным основываться на данных переписи населения СССР 1979 года, а не 1989 года, поскольку уже в 1988 году происходил массовый исход беженцев в обоих направлениях.

"В 1979 году в Азербайджане проживали, по данным официальной переписи, 475 тысяч армян, из них 120 тысяч - в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), остальные - в Баку, Гяндже (Кировабаде), Сумгаите, Шамкирском, Шамахинском и других районах. К 1988-1989 годам в остальной части Азербайджана могли проживать около 350 тысяч человек. (Территория бывшего НКАО практически полностью остается под контролем армянской стороны, оттуда не было исхода беженцев, или это носило временный характер – сделал примечание Гасанов). Но надо еще учитывать, что в 1980-е годы из Азербайджана была миграция в другие части СССР в поисках более высоких заработков – уезжали представители всех национальностей, в том числе армяне", - рассказал Гасанов.

Что касается численности азербайджанцев в Армении, то, по данным переписи 1979 года, их было более 160 тысяч человек. С учетом того, что за предыдущее 10-летие число азербайджанцев возросло на 20 тысяч человек, примерно на столько же оно возросло к 1988 году, указал Гасанов. "Фактически к концу 1988 года все азербайджанцы, то есть около 180 тысяч человек, были изгнаны из Армении. Кроме того, из Армении в Азербайджан бежали 50 тысяч курдов-мусульман. Еще 700 тысяч человек стали внутренне перемещенными лицами к ходе военных действий 1992-1994 годов. Помимо того, Азербайджан принял около 50 тысяч турок-месхетинцев, бежавших из Узбекистана. Таким образом, в начале 1990-х годов в Азербайджане оказалось около 1 млн беженцев и вынужденных переселенцев", - сказал Гасанов.

Азербайджан не озвучивал официальную позицию относительно требований беженцев-армян. На сайте госкомитета беженцев приводится статистика беженцев и  вынужденных переселенцев: 250 тысяч беженцев прибыли в 1988-1989 годах из Армении, 50 тысяч турков-месхетинцев прибыли в 1990 году из Средней Азии. Помимо того, согласно этим же данным, с территории бывшей  Нагорно-Карабахской автономной области и семи окрестных районов внутренними перемещенными лицами стали 700 тысяч человек.

Азербайджан с населением почти в 10 миллионов человек, согласно подсчетам на душу населения, является страной с наибольшим количеством вынужденных переселенцев и беженцев, заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая 26 февраля на 40-й сессии Совета по правам человека ООН. Министр подчеркнул, что продолжающийся между Арменией и Азербайджаном вооруженный конфликт все еще остается основной угрозой международной и региональной безопасности, передает азербайджанское агентство "Тренд".

Гасанов считает, что теоретически вопрос о взаимных компенсациях беженцам может обсуждаться сторонами на межгосударственном уровне. Однако в практической плоскости Гасанов не видит решения проблемы.

"На данном этапе вопрос стоит об устранении последствий конфликта. К сожалению, переговорный процесс продолжается безрезультатно уже четверть века, и оснований для оптимизма на прорыв в ближайшей перспективе нет", - сказал Гасанов.

Он отметил, что некоторые беженцы с обеих сторон пытаются использовать возможности Европейского суда по правам человека, и есть уже прецедентные решения, однако механизмов их исполнения также нет, резюмировал эксперт.

Вопрос, насколько обоснованы требования к Азербайджану о выплате компенсации беженцам из Сумгаита, может быть рассмотрен только в комплексе – в виде возмещения ущерба всем пострадавшим в результате азербайджано-армянского конфликта, считает и азербайджанский аналитик, редактор агентства Turan Шахин Гаджиев.

"Ведь беженцы были с обеих сторон конфликта. Из Армении было не меньше беженцев, чем из Азербайджана. Надо учитывать еще и то, что не менее 700 тысяч человек стали вынужденными переселенцами из Нагорного Карабаха и окрестных семи районов", - сказал Гаджиев.

"Кавказский узел" освещает новости о ситуации в зоне карабахского конфликта на странице "Карабах: худой мир или война". В разделе "Справочник" опубликованы статьи "Армия обороны Нагорного Карабаха", "Общие сведения о Нагорном Карабахе", "Кто же все-таки признал Карабах?" и "Минская группа ОБСЕ".

Следствие не установило прямой связи погромщиков со спецслужбами

До сих пор нет подтвержденных открытыми архивами данных о событиях и картине, предшествовавшей сумгаитской истории, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.

"Азербайджанские историки и политологи исходят из того, что это в большей степени следствие сценария, инсценированного КГБ СССР. Если следовать этой логике, то это достаточно масштабная операция, которая обязательно бы оставила след в архивах КГБ. Если не в архивах Еревана и Баку, то в Москве - уж точно. Однако, по прошествии 30 лет никаких таких данных, безусловно бы указывающих на инспирирование такой операции и проведение с целью организованного взрыва этнического противостояния, нет", - заявил Караваев.

Он указал, что есть расследование, проведенное сразу по факту тех событий, достаточно доскональное. "Было собрано максимально возможное число свидетелей событий этих дней погромов и последующей волны бегства армянского населения из Баку. Это было несколько волн. Сумгаитские события - наиболее яркое пятно, но этих волн было несколько. Было обнаружено ядро группы погромщиков, но, по данным следствия, там проходил человек с криминальным прошлым с армянской фамилией, который был одним из руководителей этих погромов. Армянское общественное мнение считает, что его просто подставили", - рассказал эксперт, добавив при этом, что следствие не установило прямой связи погромщиков со спецслужбами.

"Мы не можем получить объективную картину, не имея документов из КГБ СССР. По данным следствия получалось, что где-то рядом люди, связанные с КГБ, присутствуют, но в каком статусе и являются ли они направляющими или нет?" - задается вопросом Караваев.

Относительно самих механизмов сумгаитских погромов эксперт констатирует "невосполнимый документальный провал". "Речь идет конкретно об азербайджанцах, ранее бежавших из Армении. Одна из версий погрома в том, что распространялись по всему Азербайджану слухи, что аналогичная ситуация происходят в Армении в отношении азербайджанского населения. Разница между Азербайджаном и Арменией в том, что Баку с самого начала был интернациональным городом, а Ереван таким не являлся. Там было много русскоязычного населения, но такого смешения, как было в Баку, где проживали русские, армяне, азербайджанцы и евреи - такого не было, и, исходя из такой разницы, легче было разорвать сложившийся баланс в Баку, чем в Армении. А азербайджанское население в Армении проживало в сельских районах. Трудно документально восстановить картину бегства оттуда, но что оно происходило и в массовом порядке — это факт", - отмечает эксперт.

Караваев также добавляет, что "бегство азербайджанского населения из Армении происходило несколькими месяцами ранее". "Это передвижение зафиксировано. Сопровождалось ли все это движение серьезными инцидентами — в ряде случаев да, были убийства, армянские исследователи фиксировали это позднее, но целенаправленного взрыва агрессии не было. Даже националистические силы в Армении понимали, что момент размежевания надо проводить тише, но все же без последствий не проходило... Я периодически сталкиваюсь с мнениями в виде интервью, когда местные журналисты пытаются докопаться до глубин, выискивая ветеранов спецслужб, и версия про управление КГБ конфликтом для дестабилизации, за счет попыток выиграть возможность усиления контроля над обеими республиками — не исключена. Но в автобиографических оценках становится ясно, что группе из 3-5 человек провести это невозможно, это должна была быть серьезная группа, управляющая этим процессом, а следуя логике бюрократической системы КГБ, от этой группы должна была остаться масса документов. Это ведь работа внутри страны, и она не была покрыта той степенью секретности, которая, например, была присуща Первому отделу КГБ, работавшему против Северной Америки", - считает эксперт.

Другим фактором, усилившим погромы, Караваев назвал сращивание с криминалом. "Соединение атмосферы с криминальными сообществами привело к тому, что местные силовые структуры и армия уже противостоять этому не могли, потому что, если в этих структурах вплоть до самого нижнего уровня все были представителями РСФСР или других республик СССР, то ситуацию можно было сдержать на штыках. Но так как в милиции, КГБ, войсковых частях больше половины находилось твоей же этнической группы - для них эта информация и атмосфера, которая создавалась, была преимущественной для восприятия, и постепенно московский центр утратил влияние на силовых вертикалях", - подчеркнул эксперт.

Поток азербайджанских беженцев из Армении начался еще осенью 1987 года, утверждал ряд источников, однако масштабы этого исхода до сих пор не установлены, отмечает он. "Армянские источники говорят о "единичных" случаях из ряда сел. Пашинян говорил недавно об организованной "эвакуации". Азербайджанские свидетельства говорят о других масштабах. Объективных данных, к сожалению, нет. Но факт во всяком случае в том, что беженцы стали самозахватывать территории и объекты собственности этнических армян в Азербайджане. Второй фактор - атмосфера стратегической разбалансировки советской системы, она сильнейшим образом ударила по политике Москвы в отношении Закавказья. Единство подхода было потеряно. Представили каркасных структур власти, как и Политбюро, стремились сохранить целостность управления: военные - по округам, министерства и ведомства - инфраструктуру, транспорт, энергетику. В то же время новые политические центры - демократы Верховного Совета СССР - уже по-другому смотрели [на ситуацию]", - отметил Караваев.

Эксперт отмечает, что позиция властей сходилась на точке зрения, что максимум самостоятельности для Армении и Азербайджана развяжет узлы и решит их проблемы. "Сейчас одна из тем, которая возникает как эхо Сумгаита в процессе инсталляции мер доверия — как, и могут ли вообще, решить вопрос защиты собственности беженцев. Армянская сторона говорит о бакинских квартирах, которые покинули армяне. Азербайджанцы - о местах проживания в Карабахе и оккупированных территориях из пояса безопасности", - говорит Караваев.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"