Участники встречи в Махачкале раскритиковали ход демаркации границы с Чечней

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Дагестанские чиновники не изучали исторические материалы перед началом уточнения границы с Чечней и создали информационный вакуум вокруг этого процесса, породив напряженность в ряде районов республики, заявили участники круглого стола в Махачкале. Жители еще двух районов заявили о наличии спорных территорий на границе с Чечней.

Как писал "Кавказский узел", власти Чечни и Дагестана договорились до конца 2019 года завершить установление границы между республиками. Власти обеих республик не просят друг друга уступить какие-либо территории, утверждает глава чеченского парламента Магомед Даудов. При этом на собрании в селе Мехельта Гумбетовского района 7 февраля было заявлено, что Чечня предъявила ряд претензий на участке границы в этом районе, а местные жители не намерены "уступать земли предков". Спорный участок близ селения Мехельта - 160 гектаров летних пастбищ, которыми пользовались поколения местных чабанов, рассказали "Кавказскому узлу" глава села и местный житель.

Жители Дагестана лишены информации о процессе демаркации границы, политика замалчивания, на которой настаивал глава Чечни Рамзан Кадыров, проводится с ведома федерального центра, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и политологи. По словам дагестанского активиста Хадулаева, чеченская сторона на последней встрече 5 февраля предложила властям Дагестана обменяться равноценными участками территории площадью 73 гектара.

Круглый стол, посвященный процессу демаркации границы между Дагестаном и Чечней, состоялся в Махачкале 13 февраля. Мероприятие организовали ассоциация «Мир Кавказу» и дагестанская общественная комиссия по вопросам согласования границы с Чечней. Модератором дискуссии с участием активистов, чиновников и журналистов выступил заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов, сообщил присутствовавший на круглом столе корреспондент "Кавказского узла".

Доклады участников были посвящены юридическим, историческим и картографическим вопросам определения границы между Дагестаном и Чечней. На круглом столе также были оглашены результаты журналистского мониторинга процесса демаркации с оценкой вовлеченности приграничных муниципалитетов в эту работу и открытости информации о ходе демаркации в каждом из районов Дагестана.

Политический аналитик еженедельника «Новое дело» Шахрудин Халидов рассказал участникам круглого стола о нормативно-правовой базе работы по уточнению границ. Никаких документов, регламентирующих процесс демаркации границы Дагестана и Чечни, не существует, подчеркнул он.

«Никакого юридического документа, который подтверждает, что эта работа инициирована, что она ведется в правовом русле, нет. Есть только соглашение между парламентом Дагестана и парламентом Чечни о взаимодействии», - сообщил Халидов, отметив, что виды взаимодействия парламентов двух республик в этом документе не конкретизированы.

Соглашение о межпарламентском сотрудничестве было подписано спикерами парламента Чечни и Дагестана в Грозном 5 февраля. В состав дагестанской делегации для поездки в Грозный вошли вице-премьер Дагестана Екатерина Толстикова, глава Хасавюртовского района Джамбулат Салавов, глава Бабаюртовского района Эльдар Карагишиев и представитель "Дагтехкадастра" Хизри Хизриев, встреча была посвящена вопросам уточнения границ.

Формат работ, которые выполняются на границе Чечни и Дагестана, непонятен общественности. «Мы до сих пор не знаем, идет ли речь об изменении границ между субъектами, либо это рутинная работа кадастровиков по оценке земельных участков», - заявил Халидов.  

Дагестанские чиновники не анализировали исторические данные перед началом процесса демаркации границы, тогда как чеченские чиновники хорошо к нему подготовились, отметил в своем выступлении на круглом столе историк Шахбан Хапизов. Подготовку дагестанской стороны к уточнению границ он охарактеризовал как провальную.

«Наши чиновники ничего не сделали: ни с кем не встречались, никакими источниками и картами не занимались», - заявил Хапизов. Региональные власти создали вокруг процесса демаркации информационный вакуум, который служит питательной почвой для любых домыслов и провокаций, подчеркнул историк.

Хапизов представил свой анализ процесса демаркации, указав на участки территорий, по которым, предположительно, возможен спор между республиками. Основой для анализа, по его словам, стала информация, которая по тем или иным причинам просочилась из разных источников. «Это неофициальная информация, поскольку официальной нет», - подчеркнул Шахбан Хапизов.

Жители Дагестана лишены информации о процессе демаркации границы, политика замалчивания, на которой настаивал глава Чечни Рамзан Кадыров, проводится с ведома федерального центра, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и политологи. По словам дагестанского активиста Хадулаева, чеченская сторона на последней встрече 5 февраля предложила властям Дагестана обменяться равноценными участками территории площадью 73 гектара.

По информации историка, одним из спорных участков может быть территория площадью свыше 1800 гектаров в верховьях реки Чадири Цумадинского района, расположенная за Андийским хребтом. Власти Шаройского района Чечни в устной форме выражали свой интерес  к этому участку еще в 2016-2017 годах, указал он. «Есть неофициальная информация, что чеченская сторона изначально предъявляла претензии на этот участок», - заявил Хапизов.

Еще одним пунктом, который может послужить предметом спора, историк назвал территории Ансалтинского участка. Площадь предположительно спорных земель на этом участке неизвестна, отметил он.

7 сентября 2018 года Рамзан Кадыров подписал указ о создании комиссии для уточнения границ Чечни. По данным "Нового дела", на следующий день на сайте чеченского парламента была размещена обновленная карта республики, на которой к территории региона вопреки кадастровым данным были отнесены полностью озеро Кезеной-Ам и частично территория возле дагестанского селения Ансалта. После публикации "Нового дела" карта Чечни на сайте парламента республики была обновлена.

Территорию к северу от озера Кезеной-Ам площадью 1200 гектаров Хапизов также отнес к участкам, по которым у чеченской и дагестанской сторон могут быть разногласия. Эта территория включает в себя участок автодороги, ведущей к озеру, а автомобильный выход к Кезеной-Ам имеет значение для Дагестана, указал он.

Историк Зураб Гаджиев в начале своего выступления также указал на отсутствие официальных данных о процессе уточнения границ. «Все проходит в режиме секретности, нет никакой официальной информации от ответственных лиц», - отметил он.

Гаджиев привел краткую историческую справку, рассказав об изменениях границы Дагестана и Чечни в течение последних столетий. Он упомянул территорию селений Кенхи, Чадири и Бути, а также территорию Шелковского района Чечни, входившую до 1938 года в состав Дагестана.

Аварские селения Кенхи, Чадири и Бути, ныне расположенные на территории Чечни, входили до 1867 года в состав Дагестана. До февраля 1938 года в состав Дагестанской АССР входила и территория нынешнего Шелковского района Чечни, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" историки.

Дагестанский журналист Малик Бутаев представил результаты мониторинга процесса демаркации границы, обратив внимание на сложности с получением информации. По словам Бутаева, чиновники не желали предоставлять журналистам информацию о ходе работы по уточнению границы, отказываясь передавать, в частности, кадастровые данные.

Жители приграничных сел заявили о претензиях

Представители приграничных дагестанских муниципалитетов озвучили на круглом столе конкретные претензии к процессу уточнения границы. Чеченская сторона некорректно обозначила существующую линию границы, на которую ссылалась в ходе переговоров, заявил представитель селения Ансалта. «Они проводят псевдолинию [границы], забирают участок лесного массива Ансалты, и тут же предлагают ее нам – нашу же землю взамен на другую», - заявил он.

По словам представителя села, недействительная линия границы демонстрировалась членам дагестанской делегации во время встречи в Грозном. Опираясь на эту линию, чеченская сторона высказала предложение об обмене части территории у Ансалты (Ботлихский район Дагестана) на равноценный участок с другой стороны склона, пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Вечером 5 февраля руководитель Координационного совета некоммерческих организаций Дагестана Шамиль Хадулаев опубликовал на своей странице в Facebook видеозапись, сделанную во время обсуждения чиновниками двух республик линии границы. На видео спикер парламента Чечни комментирует у экрана для проектора карту с двумя линиями -  существующей границей и предлагаемой скорректированной. На кадрах виден фрагмент карты, на котором линии не совпадают. Магомед Даудов комментирует этот фрагмент и указывает на участки в районе горного хребта, поясняя, какой из них предлагается включить в границы Чечни, а какой - в границы Дагестана. Отдельные слова Даудова и комментарии его собеседников разобрать на видео трудно.

Жители селения Гакко Цумадинского района требуют вернуть им в пользование территорию площадью 2000 гектаров на границе с Шаройским районом Чечни, сообщил представитель села на круглом столе корреспонденту «Кавказского узла».

Местные жители располагают выкопировкой плана границы между Дагестанской АССР и Чеченской автономной областью, согласно которой спорный участок числится за селением Гакко, пояснил он. «У нас есть претензии – две горы [общей площадью] 2000 гектаров. Это наши земли», - заявил житель селения.

По его словам, спорные земли использовались жителям Гакко в качестве летних пастбищ.

Выкопировка - копия, снятая с какой-либо части большого или общего чертежа. Выкопировка земельного участка — это план участка, выполненный на топооснове территории муниципалитета или иной единицы территориального деления. На нем зафиксирована информация технического и географического характера, плюс все необходимые сведения о состоянии местности и её значимых объектов, указывает информационный ресурс для землевладельцев "Земельный барон". 

Депутат объяснил ход работы по установлению границы

Народное собрание Дагестана на круглом столе представлял вице-спикер республиканского парламента Камил Давдиев. Он рассказал участникам мероприятия об этапах работы по определению границ между Чечней и Дагестаном, ответив на их вопросы. 

По словам Давдиева, вдоль все границы между Чечней и Дагестаном проводится аэросъемка, которая позволит уточнить данные существующих карт. «Сейчас работают по картам. Создают 3D-модель, [осуществляя] аэросъемку вдоль все границы», - сообщил парламентарий корреспонденту "Кавказского узла".

Спроектированная после съемок с воздуха 3D-модель границы будет отражать уровень приграничных сел, а впоследствии, когда на уровне приграничных селений линию границы скорректируют, на модели будет продемонстрирован также уровень районов, пояснил он. На районном уровне в состав рабочей комиссии по согласованию границ входят главы муниципальных образований, главы сельских поселений, кадастровики и представители Минимущества Дагестана, рассказал Давдиев.

«Когда необходимо, к этой работе привлекаются хозяйствующие субъекты – люди, которые непосредственно на границе работают, у которых есть там арендованные или какие-либо еще земли, которые реально знают, где проходит эта граница», - сообщил депутат.

По словам парламентария, вопросы по отдельным участкам границы выносятся на уровень республики, если муниципальные руководители не в состоянии согласовать их самостоятельно. Работа на местах - непосредственно в пограничных муниципалитетах - набирает обороты только сейчас, подчеркнул он. «На данном этапе решенных и даже согласованных вопросов нет, сейчас только идет работа на местах», - рапортовал Давдиев.

Новости, касающиеся границ Чечни и соседних регионов, "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". Установление границы между Чечней и Ингушетией осенью 2018 года вызвало массовые протесты в Магасе, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон".

источник: корреспондент "Кавказского узла"