Замначальника центра "Э" рассказал суду о драке с Асланом Иритовым

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В центре "Э" Кабардино-Балкарии знали о вспыльчивом характере главы "Вольного аула" Аслана Иритова, поэтому вручать ему предупреждение отправился целый отряд силовиков, заявил в суде потерпевший Хамидби Губашиев.

Как писал "Кавказский узел", глава общественной организации "Вольный аул" Аслан Иритов и его брат Беслан Иритов, подозреваемые в избиении полицейских 31 октября 2017 года, находятся под домашним арестом. Дело Беслана Иритова, выделено в отдельное производство, его рассмотрение началось еще 29 мая, дело Аслана Иритова суд начал рассматривать в июне.

В день задержания Иритовых жители Вольного аула, требующие выделить землю под строительство домов, вышли на акцию с требованием встречи с мэром Арсеном Алакаевым, но были разогнаны силовиками.

На очередном заседании по делу главы "Вольного аула" Аслана Иритова в Нальчикском горсуде сегодня был допрошен один из потерпевших, сотрудник МВД Хамидби Губашиев. На предыдущем заседании 14 июня были допрошены свидетели, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Губашиев сообщил, что он занимал должность замначальника центра «Э» МВД Кабардино-Балкарии. Своими должностными обязанностями он назвал борьбу с экстремизмом и терроризмом, а также «недопущение несанкционированных митингов, пикетов, шествий».

По словам Губашиева, накануне 31 октября к ним поступила оперативная информация о планируемом несанкционированном митинге. Как утверждает потерпевший, Иритова до этого искали сотрудники полиции общественной безопасности, которые собирались ему вручить предупреждение о недопущении проведения несанкционированного митинга, но «не нашли» главу "Вольного аула".

При рассмотрении дела Беслана Иритова суд отнесся к действиям силовиков критически, сообщил ранее правозащитник Константин Гусев. "Судья прямо задал вопрос, что полицейское начальство, которое должно из кабинета координировать своих подчиненных, делало во дворе Иритовых, куда их не пускали", - сказал Гусев "Кавказскому узлу".

Потерпевший сослался на характер Иритова

"Утром выехали, я в составе группы, постучали в ворота. С нами был начальник охраны общественного порядка Нальчика. Вышла девушка, сказала, что его нет дома. Она зашла, какое-то время ее не было. Потом еще какая-то вышла. Они как-то издевательски отнеслись: «Может он дома, а может не дома». Мы зашли во двор, я поднялся на ступеньки. Выбежал его брат [Беслан Иритов] и накинулся на Крымукова (второй потерпевший, начальник уголовного розыска МВД по Кабардино-Балкарии - прим. "Кавказского узла")", - сообщил Губашиев.

По словам потерпевшего, следом за братом из дома выбежал Аслан Иритов и тоже напал на Крымукова. "Я между ними встал, он ударил меня головой, я присел. Потом зашли спецподразделения и вывели сперва Аслана, потом Беслана», - рассказал сотрудник центра "Э".

Губашиев добавил, что Беслан Иритов схватил за шею Крымукова и душил, а его самого в это время кто-то толкнул. Как утверждает потерпевший, он упал и сильно поранил руку.

Решение направить группу силовиков к дом Иритова утром 31 октября принималось, по словам Губашиева, кем-то из его руководителей, а сообщил ему об этом его начальник. Кто именно принял это решение, потерпевший не знает. «На совещаниях обсуждалось, что обстановка в республике накаляется, что Иритов собирается вывести людей на улицу», - сообщил потерпевший.

Губашиев утверждает, что целью приезда к Иритову было вручение предупреждения о недопущении проведения несанкционированного митинга. На вопрос гособвинителя, чем был вызван выезд такой большой группы для вручения уведомления, потерпевший ответил, что силовики знали о вспыльчивом характере Иритова и опасались провокаций.

Глава "Вольного аула" Аслан Иритов отрицал применение какого-либо насилия к сотрудникам полиции, указывая, что у него нет кистей рук. 9 апреля в Интернете появилась видеозапись, существенно уточнившая обстоятельства его задержания, однако часть съемки с развитием конфликта из этой записи извлечена.

По словам потерпевшего, после нанесенного ему Асланом Иритовым удара головой у него оказалась рассечена губа, а кроме того, врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму. Губашиев сообщил, что в течение 20 дней лечился в санчасти МВД по Кабардино-Балкарии. На вопрос, пытался ли Аслан Иритов ударить Крымукова, он заявил, что не видел этого. На вопрос, высказывал ли Иритов нецензурные выражения, Губашиев ответил утвердительно: "Да-да, конечно".

Потерпевший и адвокат поспорили о правомерности визита силовиков к Иритову

Адвокат Аслана Иритова Роман Бондаренко спросил, в чем заключается профилактика несанкционированных митингов. По словам Губашиева, профилактика заключается во вручении предостережения о недопущении несанкционированных митингов. Защитник Иритова заметил, что вручить предостережение мог бы и один сотрудник. Потерпевший заявил, что другие силовики «осуществляли оперативное сопровождение», но не смог ответить на вопрос, каким документом регламентируется такое «оперативное сопровождение». Оперативная информация о готовящемся Иритовым митинге, на которую ссылался Губашиев, находится, по его словам, под грифом «секретно», и разглашать ее нельзя.

На вопрос, как вручение уведомления или предостережения могло повлиять на планы Иритова, Губашиев сообщил, что силовики также собирались поговорить с ним. «Почему поговорить с Иритовым приехали 20 человек?» - спросил адвокат. Потерпевший вновь сослался на вспыльчивый характер Иритова.

Затем адвокат спросил потерпевшего, известны ли ему основания, которые позволяют сотрудникам МВД в соответствии с федеральным законом «О полиции» зайти на территорию частного домовладения. Губашиев ответил, что силовики имеют право зайти в частный дом с санкции суда, при наличии постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, или информации, что там совершено или совершается преступление.

На вопрос, имелись ли у силовиков такие основания зайти в дом Иритова, Губашиев ответил, что они зашли не в дом, а только во двор. "Двор тоже частная территория, было ли у вас основание зайти во двор?" - спросил адвокат. Губашиев ответил утвердительно. "Вручение предостережения с разрешения хозяина", - заявил потерпевший на уточняющий вопрос адвоката. "Вы получили разрешение хозяина?" - задал вопрос Бондаренко. "Хозяева не были против", - сообщил Губашиев. "А вы выясняли, против они, или нет?" - настаивал адвокат.

Потерпевший пояснил, что когда силовики зашли во двор, находившиеся там женщины потребовали от них покинуть территорию, но сотрудники МВД в тот момент не знали, кто эти женщины. "Они вышли из дома рано утром. Не говорит ли это о том, что они там живут?" - спросил адвокат. "Не обязательно", - заявил Губашиев.

Адвокат также попытался выяснить, представлялся ли потерпевший Иритову, объяснял ли цель своего визита, могли ли силовики вызвать Иритова звонком по телефону и кто руководил процессом вручения предостережения. Допрос потерпевшего Губашиева будет продолжен на следующем заседании суда 27 июля.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"