Дагестанские журналисты рассказали о связях Абдулатипова с арестованными чиновниками

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывший глава Дагестана информирован о деятельности Абдусамада Гамидова и других арестованных чиновников, однако Рамазан Абдулатипов вряд ли даст показания против бывших членов своей команды, заявили журналисты ведущих изданий республики и политолог Эдуард Уразаев.

Как писал "Кавказский узел", 27 июня суд постановил продлить на три месяца, до 30 сентября, срок ареста бывшему врио главы правительства Дагестана Абдусамада Гамидова, его заместителей Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также экс-министра образования республики Шахабаса Шахова. Вице-мэр Каспийска Вадим Ханвердиев, ставший пятым фигурантом дела о хищениях из бюджета, оставлен под домашним арестом также до 30 сентября.

Защита подготовила ходатайство о допросе бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, сообщил адвокат Раюдина Юсуфова. Сам Абдулатипов 28 июня заявил в ответ, что следствие не уведомляло его о статусе свидетеля по делу о хищениях. Адвокат Юсуфова указал, что документы о расходовании в республике бюджетных средств, которые находятся в материалах дела, визировались Абдулатиповым. Абдулатипов, в свою очередь, заявил, что не занимался финансово-хозяйственными вопросами и никогда не владел информацией о них.

Уразаев: между Абдулатиповым и арестованными чиновниками действует договоренность

Защита бывших членов правительства Дагестана имеет основания полагать, что Рамазан Абдулатипов как минимум не защитил их от преследования, считает политолог Эдуард Уразаев.

«Поэтому адвокаты и хотят большего участия Рамазана Абдулатипова в судьбе своих доверителей. Они подали ему сигнал, что виза главы республики стоит на некоторых документах, имеющихся в уголовном деле. Но другое дело, что виза лишь указывает на процедуру ознакомления с представленным проектом. В нем могут содержаться экспертные оценки различных предложений», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Гамидов, его подчиненные и Ханвердиев обвинены в мошенничестве на более чем 100 миллионов рублей, выделенных на соцсферу и инвестпрограмму Дагестана (ч.4 ст.159 УК РФ). Гамидову также предъявлено обвинение по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Никто из них вину не признал.

По словам Уразаева, сейчас между Абдулатиповым и арестованными чиновниками действует своего рода договоренность.

«Абдулатипов может дать показания, но и члены его правительства могут свидетельствовать. В этой ситуации Абдулатипов вряд ли пойдет на открытое обвинение членов своей команды. Обе стороны, скорее всего, хотят, чтобы уголовное дело ограничилось рамками уже предъявленных обвинений. Но если эта условная договоренность будет нарушаться, обвинения посыпятся с обеих сторон», - отметил политолог.

У Абдулатипова нет таких связей в Москве, которые могли бы оказать воздействие на ситуацию, считает Уразаев. «У него не больше возможностей, чем у действующего главы Владимира Васильева. В тоже время [в связи с новым президентским сроком Путина] должен решиться вопрос с самим Абдулатиповым – переназначат его на должность спецпредставителя президента России по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона или нет (вскоре после отставки Абдулатипова с поста главы Дагестана Путин назначил его на эту должность - прим. "Кавказского узла"). И затягивание этого вопроса может быть тревожным звонком для Абдулатипова», - отметил Уразаев.

Вместе с тем в Дагестане у Абдулатипова сохранились определенные рычаги влияния, которые позволяют ему участвовать в судьбе других своих приближенных, попавших в опалу, указал политолог.

«Многие члены команды Абдулатипова по-прежнему остаются в правительстве республики, и в депутатском корпусе у него немало сторонников. На этой неделе  «Единая Россия» отказалась рассматривать на сессии вопрос лишения депутатского мандата руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы, земляка Абдулатипова Магомеда Махачева. Как на это отреагировал Владимир Васильев неизвестно, но это должно обеспокоить врио главы Дагестана», - считает он.

31 мая источник в силовых структурах сообщил об обыске в доме Магомеда Махачева. Позже СК сообщило что сотрудники бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану заподозрены в массовой выдаче подложных справок об инвалидности. Сам Махачев, которого силовикам не удалось задержать, объявлен в розыск. Связи с Абдулатиповым

помогали избежать преследования Махачеву, указал ранее Уразаев.

28 июня фракция «Единой России» в парламенте Дагестана отказалась поставить на повестку сессии вопрос о лишении Махачева депутатской неприкосновенности и мандата депутата. Воспрепятствовали внесению этого вопроса в повестку сторонники Махачева, сообщило РИА «Дербент». Не рассмотрев вопрос о Махачеве, депутаты ушли на парламентские каникулы, Национальное собрание возобновит свою работу только в сентябре, отмечает "Черновик".

Фатуллаев: Абдулатипов опирается на преданных ему людей в Дагестане

Рамазан Абдулатипов оказывал мощное влияние на ситуацию в Дагестане в бытность главой республики, считает главный редактор РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев.

«Правительство Дагестана было полностью подчинено Абдулатипову. Он по нескольку раз менял состав кабинета министров, чтобы перевести на отдельных чиновников вину за отсутствие положительных сдвигов, успехов в развитии Дагестана. При этом он формировал собственный клан», - сказал Фатуллаев корреспонденту "Кавказского узла".

Журналист уверен, что в Дагестане у Абдулатипова остались рычаги влияния - преданные ему люди работают по сей день в министерствах, учреждениях и муниципалитетах. Фатуллаев упомянул Хизри Шихсаидова, которого Абдулатипов "забрал" из Госдумы и провел на должность спикера парламента как своего единомышленника".

«Многочисленная когорта людей осталась на разных должностях. Сторонники Абдулатипова заинтересованы в том, чтобы работать как раньше, и они хотят, чтобы те времена вернулись. Другое дело, что они не могут открыто действовать против нового руководства, но возможность дискредитировать нынешних руководителей у них есть», - указал главред РИА «Дербент».

Действие фракции "Единой России" в республиканском парламенте, отказавшейся включать в повестку дня вопрос о лишении депутатского мандата Магомеда Махачева, Фатуллаев считает ярким примером такой тактики.

«Есть решения Абдулатипова, которые были отменены с приходом Владимира Васильева и Артема Здунова. Если будет на то политическая воля, то [все решения Абдулатипова] подвергнут комплексному аудиту», - добавил журналист.

25 октября 2017 года стало известно о том, что прокуратура Дагестана признала незаконным распоряжение Абдулатипова о предоставлении в долгосрочную аренду 428 гектаров земли в Кумторкалинском районе фирме "Асераагро" и потребовала от врио главы республики Владимира Васильева определить порядок предоставления участков без проведения торгов. Распоряжение о передаче этого земельного участка в аренду было подписано Рамазаном Абдулатиповым "за несколько часов до официальной отставки" и вызвало большой резонанс.

Сагитов: Абдулатипова могут спросить, как он допустил такое

Рамазан Абдулатипов  был хорошо осведомлен о деятельности арестованных дагестанских чиновников, указал главный редактор газеты «Новое дело» Гаджимурад Сагитов.

«Но сейчас он не может использовать [осведомленность], во всяком случае, официально и публично. Во-первых, могут спросить, как он допустил такое. Во-вторых, если он не знал (о деятельности арестованных), это говорит о некомпетентности», - сказал Сагитов корреспонденту "Кавказского узла".

По версии следствия, Мусаев нанес бюджету Дагестана ущерб на сумму 80 млн рублей, выделив в собственность коммерческой фирме земельный участок за 1,1 млн рублей.

«Средства влияния Рамазана Абдулатипова, полагаю, исчерпаны. Оказать влияние он больше не может ни в Дагестане, ни в Москве, власти как таковой в его руках не сосредоточено. Полагаю, что он не может управлять политическими процессами в республике,», - сказал он.

Магомедов: назначение в Дагестан Васильева - следствие деятельности Абдулатипова

Рамазан Абдулатипов пытался максимально подчинить и контролировать любые процессы не только на республиканском, но и на муниципальном уровне, указал политический обозреватель газеты «Черновик» Магомед Магомедов.

«Абдулатипов неоднократно заявлял, что именно он назначил того или иного руководителя ведомства, муниципалитета, либо снял чиновника с должности. Он обладает колоссальными знаниями о бывших чиновниках, знает всю подноготную», - сказал Магомедов корреспонденту "Кавказского узла".

К руководителю региона поступают справки и характеристики на всех кандидатов на значимые должности. «Согласно Конституции Дагестана, все основные рычаги власти замыкаются на главе, и без него полномочия премьер-министра ничего не значат», - подчеркнул Магомедов.

По словам журналиста, сторонников Абдулатипова "постепенно выкорчевывают" из республиканской власти. «Серьезных связей в республике у него не осталось, и нет влияния в Москве. Там его мнения перед предстоящими выборами главы Дагестана никто не будет спрашивать. Приход Владимира Васильева – нарушение традиции назначения представителя местной элиты в национальный субъект. Абдулатипов, по сути, довел ситуацию до того, что Кремль не решился назначать в Дагестан человека из местных, и не осталось ничего, кроме как вводить внешнее экстренное управление», - заключил обозреватель.

Новости об арестах чиновников и кадровых чистках в Дагестане "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Кадровые зачистки в Дагестане". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" также размещены биографии Рамазана Абдулатипова, Абдусамада Гамидова и Шамиля Исаева.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"