Правозащитники объяснили заявления Амриева компромиссом с чеченскими силовиками

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заявления спортсмена Мурада Амриева о соблюдении его прав в Чечне обусловлены тем, что он стал заложником ситуации: сейчас его действительно не притесняют, но высказываться полностью свободно он все же не может. Так считают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", чемпион мира по ММА Мурад Амриев был задержан в Белоруссии в связи с тем, что находился в розыске по подозрению в использовании подложного документа. 9 июня источник в силовых структурах сообщил "Кавказскому узлу", что Амриев доставлен в Чечню и помещен в изолятор Старопромысловского РОВД в Грозном. Вечером 9 июня глава "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин сообщил об освобождении спортсмена. МВД Чечни опровергло сегодня мотивы кровной мести в деле Амриева, а сам спортсмен заявил, что на данном этапе удовлетворен соблюдением своих прав и уверен в своей безопасности на территории республики.

Амриев готов идти на компромиссы, отстаивая при этом свою позицию, считает руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

"Он вынужден выполнять определенные требования. Из пресс-конференции достаточно четко видно, что на некоторые вопросы, которые ему задают, он дает не те ответы, на которые рассчитывают. То, что звучит на этой конференции, можно вкратце сформулировать следующим образом: да, я готов соблюдать приличия, да я готов с вами считаться, готов на компромисс, но я не буду идти у вас на поводу", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Каляпин. 

Правозащитник обратил внимание на встречу Амриева с замминистром МВД Чечни Апти Алаудиновым. "Он озвучил, что вчера (9 июня, - прим. "Кавказского узла") они поехали к Апти Алаудинову, была некая беседа. Понятно, что она была достаточно вежливая, наверное, сидели за столом, и товарищ генерал разливал чай, но, тем не менее, человеку было достаточно понятно сказано, как себя вести, и сегодня мы видели его реакцию, - отметил Каляпин. - Когда ему задают вопросы про "всех этих правозащитников", он отвечает не так, как хотелось бы услышать от него, он выражает благодарность всем тем, кто за него беспокоился. Амриев сегодня максимально корректно, вежливо и уважительно продемонстрировал, что он все же будет делать то, что сам считает правильным". 

Каляпин полагает, что на Амриева не оказывается в настоящее время давление.

"Он был в курсе, что наш адвокат туда сегодня летит, наверняка, ему говорили и об этом, однако наш адвокат прилетел, они встретились и сейчас работают, никакого отказа от адвоката тоже не произошло. Они начинают знакомиться с какими-то материалами, которые сейчас доступны. Если бы Мурад хотел пойти на какую-то сделку, он вел бы себя совершенно иначе. Но мы видим независимую позицию, они хотят сделать все вежливо, никого не обидеть, никакие силы против себя не восстановить, но сейчас максимально корректно и быстрым способом пытаются решить ту проблему, которая стала формальным поводом вытянуть Мурада в Чечню", - сказал правозащитник.

Относительно вопроса об опровержении Амриевым ранее сделанных им заявлений о применении к нему пыток сотрудниками полиции, решение о котором было вынесено Верховным судом Чечни, Каляпин отметил, что подобное требование в отношении физического лица не логично.

"Он не является СМИ. Когда это решение выносят в отношении "Комитета против пыток", то понятно, что есть сайт и страница в "Фейсбуке", - поясняет Игорь Каляпин. - Но Амриевы, в отношении которых выносилось решение, и кстати, по этой причине один из судей апелляционной инстанции заявил особое мнение, не согласившись решением ни по существу, ни с тем, как его надо исполнять, - не являются СМИ. Они написали заявление в правозащитную организацию и в СКР. Что и как они должны опровергать, свое заявление о преступлении в СКР?".

Правозащитник также отметил, что использовать это решение для оказания давления на Амриева не получится. "Никаких обязательств у Амриева ни к кому нет", - заключил Каляпин. 

Программный директор Human Rights Watch по России Татьяна Локшина считает, что в ситуации Амриева "нет выбора".

"Человек в ситуации Амриева не имеет свободы выбора. Он и его семья фактически оказались заложниками. Любое его неосторожное слово может повредить и ему самому, и семье. Очевидно, что Амриев стремился не попасть в Чечню, бежал от местных силовиков. Но сейчас, не добровольно оказавшись в республике, он не может говорить и действовать свободно", - сказала Локшина в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" разместил в разделе "Персоналиибиографию Мурада Амриева.

источник: корреспондент "Кавказского узла"