Северный Кавказ: на фоне роста насилия в Чечне боевики стали действовать гораздо эффективней

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В 2016 году на Северном Кавказе заметно выросла интенсивность боестолкновений и более чем в два раза возросла по сравнению с 2015 годом эффективность действий боевиков – число потерь силовиков в пересчете на каждого убитого боевика. Тенденция по росту эффективности действий боевиков сохранилась и в начале 2017 года, в первую очередь из-за очередного обострения ситуации в Чечне. Рост насилия на Северном Кавказе и рост эффективности вооруженного подполья можно объяснить провалами в работе созданной в 2016 году Росгвардии и возвращением боевиков из Сирии.

В 2016 году на Северном Кавказе число жертв вооруженного конфликта по сравнению с 2015 годом возросло более чем на 11%  – с 258 до 287 человек. В ушедшем году число вооруженных инцидентов на Северном Кавказе уменьшилось, в 2016 году их было 84, а в 2015 году их отмечено 87. Число взрывов выросло с 11 до 23 случаев (на 109%). Возросло и число терактов – с 6 до 7 (на 17%). Таковы итоги подсчетов "Кавказского узла", основанных на собственных данных и сведениях из открытых источников. Более подробные цифры опубликованы в разделе "Северный Кавказ – статистика жертв" на "Кавказском узле".

Рост числа жертв конфликта произошел за счет потерь силовиков

Число жертв среди гражданского населения в 2016 году составило 24 человека (8 погибли и 16 получили ранения). Это на 31% меньше, чем в 2015 году - тогда пострадали 35 человек из числа гражданских лиц.

Общее число жертв среди предполагаемых боевиков, составлявшее в 2015 году 174 человека, сократилось на 4,5% – до 166 человек, из которых 162 были убиты и 4 ранены. В 2014 году боевики потеряли 249 человек убитыми - таким образом, можно говорить о тенденции по снижению количества убитых боевиков на протяжении последних трех лет.

Число жертв среди сотрудников силовых структур и правоохранительных органов в 2016 году составило 97 человек (32 погибших и 65 раненых). В 2015 году было зафиксировано 49 пострадавших силовиков, потери выросли почти в два раза.

Вместе с тем можно говорить о такой тенденции, что в противостоянии с силовиками боевики показывают, что их действия стали значительно более эффективными.

Если в 2015 году соотношение потерь силовиков к потерям боевиков оказалось на уровне 1 к 3,5, (т.е. на каждых десять убитых и раненых силовиков боевики теряли в среднем 35 человек), то в 2016 году этот показатель составил 1 к 1,7 (на каждые 10 потерь силовиков у боевиков приходится 17 потерь). Возможно, это можно объяснить тем, что на родину возвращаются  те, кто приобрел боевой опыт в Сирии.

"Кавказский узел" подчеркивает: в статистике по участникам вооруженного подполья в первую очередь речь идет о тех, кого объявили таковыми сотрудники правоохранительных органов.

Число жертв среди силовиков выросло в регионах от 6% до 174%

О тенденции по увеличению эффективности боевиков свидетельствуют данные о количестве жертв вооруженного конфликта в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии.

В Дагестане за 2016 год были убиты 22 сотрудника силовых структур, еще 52 ранены – всего 74 человека. В 2015 году жертвами из числа силовиков стали 27 человек – 13 погибли, еще 14 получили ранения. Если сравнивать с 2015 годом, число жертв среди силовиков выросло на 174%.

В Чечне в 2016 году среди сотрудников силовых структур количество жертв составило 18 человек: шестеро погибших и 12 раненых. Из числа сотрудников силовых органов за 2015 год в Чечне, по данным "Кавказского узла", было 17 жертв: погибли 2 силовика и еще 15 были ранены. Таким образом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество жертв среди силовиков увеличилось на 6 процентов.

В Кабардино-Балкарии в 2016 году среди сотрудников силовых структур жертвами стали 3 человека: двое погибли, один был ранен. В 2015 году среди силовиков жертвами стали 2 человека. В 2016 году по сравнению с 2015 годом общее количество жертв среди силовиков увеличилось на 50%.

В 2016 году в Ингушетии были убиты два силовика, в 2015 году в республике жертвами вооруженного конфликта также стали двое силовиков. Информация из Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и Северной Осетии о жертвах вооруженного конфликта среди силовиков не поступала.

При этом следует отметить, что не всегда во время боестолкновений перевес был на стороне силовиков. Например, 14 мая 2016 года в Дербенте прошла спецоперация с необычайно высоким числом пострадавших со стороны силовиков. Правоохранители блокировали пятиэтажный дом, в одной из квартир которого находились члены вооруженного подполья. В ходе боестолкновения был убит начальник угрозыска и боец ОМОН, еще 17 силовиков получили ранения. При этом сразу после спецоперации заявлялось о четырех убитых боевиках, но информация была подтверждена только по троим.

Каждый декабрь боевики заявляют о себе громкими атаками

Самый большой рост (в процентном соотношении) числа жертв среди республик Северного Кавказа показала Чечня. В республике в 2016 году пострадали не менее 43 человек, из которых как минимум 27 были убиты и 16 получили ранения. По сравнению с 2015 годом общее число жертв – а тогда их было 30 – увеличилось на 43 процента.

При этом в 2016 году республике были убиты пять силовиков, в то время как в 2015 году безвозвратных потерь среди силовиков в Чечне не было зафиксировано. В 2016 году самое большое количество жертв в Чечне было зафиксировано в декабре, когда жертвами вооруженного конфликта стали 15 человек — 14 погибли и один был ранен.

В ходе серии боестолкновений в Грозном 17-18 декабря 2016 года были убиты 4 сотрудника силовых структур, один получил ранение, были убиты также 10 предполагаемых участников вооруженного подполья.

Следует подчеркнуть, что четвертый декабрь подряд на юге России боевики организовывают атаки. С 2013 года боевики каждый декабрь, в предновогоднее время, заявляют о себе громкими атаками или терактами на юге России.

В январе 2017 года жертвами вооруженного конфликта в Чечне стали 19 человек — 13 погибли и шесть были ранены. В результате нападений участников вооруженного подполья и при проведении спецопераций были убиты четыре сотрудника силовых структур, еще четверо получили ранения. Также были убиты девять предполагаемых участников вооруженного подполья. Кроме того, получили ранения два гражданских лица.

С 2015 года в Чечне совершено не менее 10 нападений на силовиков

При этом в первую очередь о росте эффективности вооруженного подполья можно говорить на примере ситуации в Чечне. С начала 2015 года по 30 марта 2017 года произошло не менее десяти случаев вооруженного нападения боевиков на силовиков в Чечне.

Три случая произошли в 2017 году, четыре в 2016 году и три в 2015 году, следует из хроники спецопераций, терактов и боестолкновений в Чечне, которую ведет "Кавказский узел".

24 марта 2017 года в Наурском районе группа боевиков напала на КПП полка Нацгвардии России. По данным источника в правоохранительных органах, в результате нападения убиты шесть боевиковпогибли шесть военнослужащих, трое получили ранения, сообщил источник в военной комендатуре Чечни. На двоих из убитых боевиков обнаружены муляжи поясов смертников, сообщил НАК.

30 января 2017 года в Шали было совершено нападение на сотрудников полиции. Вооруженный инцидент произошел после того, как полицейские попытались остановить подозрительных лиц. Погибли двое полицейских, были убиты трое нападавших, двое мирных жителей получили ранения.

11 января 2017 года в Курчалоевском районе Чечни при проведении спецоперации силовики блокировали группу предполагаемых боевиков, четверо из них были убиты, один задержан, как минимум одному предполагаемому боевику удалось скрыться. Погибли также двое военнослужащих подразделения Нацгвардии, участвовавшие в спецоперации.

17 и 18 декабря 2016 года в Грозном было совершено несколько нападений на полицейских, ответственность за которые взяло запрещенное в России судом и признанное террористической организацией "Исламское государство".  Сообщалось о том, что были убиты трое силовиков, в ходе спецоперации были убиты семь предполагаемых боевиков, четверо задержаны.

23 октября 2016 года 21-летний житель Гудермесского района, по данным силовиков, причастный к боевикам, ранил полицейского и был убит.

9 октября 2016 года в ходе перестрелки в Гудермесском районе были убиты восемь предполагаемых боевиков и ранены четверо полицейских.

9 мая 2016 года два вооруженных человека напали на КПП в Грозном. Один из них совершил самоподрыв, второй был убит правоохранителями. МВД Чечни заявило о шести раненых силовиках.

8 октября 2015 года в Грозном в ходе спецоперации, по официальным данным, убиты три члена вооруженного подполья и ранены три сотрудника силовых структур.

26 июня 2015 года два жителя Чечни, открывшие по правоохранителям огонь, были убиты в Грозном, ранения получили двое полицейских.

1 января 2015 года в результате спецоперации в станице Мекенской убиты, по данным силовиков, "эмир Надтеречного и Наурского районов" Муса Завгаев и разыскивавшийся по подозрению в совершении тяжких преступлений Башир Омаров. Четверо силовиков получили ранения.

"Исламское государство" все чаще заявляет об атаках на Северном Кавказе

В августе 2016 года запрещенная в России судом и признанная террористической группировка "Исламское государство" распространила видео с призывом к джихаду в России. В свою очередь Рамзан Кадыров назвал заявление боевиков "пустышкой". "Я со всей ответственностью заявляю, что это "заявление" является пустышкой, за которой нет никаких реальных сил и возможностей", - написал Кадыров 1 августа в соцсети Instagram.

Однако эксперты не поддержали оптимизм Кадырова относительно возможностей ИГ. Их точку зрения подтверждают заявления запрещенного в России судом и признанного террористическим "Исламского государства" об атаках на Северном Кавказе.

Так, в 2015 году запрещенное в России судом и признанное террористическим "Исламское государство" провело первые атаки на Северном Кавказе, взяв на себя ответственность за нападение на российские военные казармы в Южном Дагестане и за обстрел в Дербенте.

В 2016 году ИГ взяло ответственность за нападения на силовиков на Северном Кавказе не менее шести раз: пяти - в 2016 году в Дагестане и одного - в Чечне. В марте 2017 года признанная в России террористической и запрещенная решением суда организация "Исламское государство" взяла на себя ответственность за нападение на военных в станице Наурской.

При этом на сегодняшний день есть данные, что в Чечне боевики ИГ совершили не менее четырех нападений. И все они приходятся на конец 2016 и начало 2017 года. Помимо столкновения 17-18 декабря в Грозном, когда погибли 4 сотрудника МВД и 7 предполагаемых боевиков (еще четверо были задержаны), и мартовского нападения на КПП Росгвардии (погибли 6 нападавших и 6 военнослужащих), известно как минимум еще о двух стычках силовиков в Чечне с предполагаемыми джихадистами из ИГ - в селе Цоци-Юрт 11 января 2017 года и в центре города Шали 30 января.

Следует подчеркнуть, что ставший соперником ИГ в борьбе за приверженность вооруженного подполья "Имарат Кавказ" в последние годы заметно снизил активность – последняя крупная атака, за которую взяла ответственность эта запрещенная в России организация, была проведена боевиками в декабре 2014 года.

В марте 2016 года Екатерина Сокирянская представила доклад об экспорте джихада с Кавказа в Сирию. В докладе говорится, что в России у запрещенного в стране судом "Исламского государства" есть организованное подполье, члены которого могут значительно повысить уровень террористической угрозы. Поэтому страна остро нуждается в "умной пропаганде", чтобы у молодежи не возникало желания присоединяться к боевикам, считает Сокирянская. Впервые текст доклада на русском языке был опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Доклады".

Провалы в работе Росгвардии на фоне усиления боевиков

2016 год также был отмечен созданием нового силового ведомства прямого подчинения президенту России - Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардия). Ведомство было создана Владимиром Путиным 5 апреля 2016 года на базе внутренних войск МВД. Росгвардию возглавил главнокомандующий внутренними войсками МВД Виктор Золотов.

У сотрудников МВД были высокие ожидания от работы в Росгвардии, однако на протяжении всего 2016 года и в начале 2017 года поступала информация о провалах в работе ведомства на Северном Кавказе.

С 7 октября 2016 года спецоперации прошли в ИнгушетииДагестане и Чечне. В данных спецоперациях, по подсчетам "Кавказского узла", были убиты 17 предполагаемых боевиков, ранения получили пятеро силовиков. В Кабардино-Балкарии 9 октября четыре человека обстреляли наряд ДПС - двое сотрудников полиции были убиты. Уже тогда кавказоведы констатировали усиление боевиков на фоне формирования Нацгвардии и активизацию групп, сочувствующих "Исламскому государству" (организация признана в России террористической ее деятельность запрещена по решению суда).

7 октября 2016 года ДТП с участием бронетранспортера Росгвардии произошло в Ингушетии. В ДТП погиб житель Ингушетии.

9 октября 2016 года тело сотрудника Росгвардии с несколькими огнестрельными ранениями было найдено в Шалинском районе Чечни.

13 января 2017 года в Чечне были похоронены двое военнослужащих подразделений Национальной гвардии, погибших в Курчалоевском районе республики в ходе боестолкновения с боевиками.

Бойцы Росгвардии также участвовали в массовых рейдах по задержанию подозреваемых в связях с ИГ. Гвардейцами, в том числе, задерживались несовершеннолетние.

В феврале 2017 года в Чечне велись поиски сержанта Росгвардии, служащего в Наурском районе. В военной комендатуре Чечни сообщили, что, по предварительным данным, он пропал с территории военной части, поэтому одной из версий исчезновения является дезертирство.

В ночь на 24 марта было совершено нападение на контрольно-пропускной пункт 140-го артиллерийского полка 46-й бригады оперативного назначения войск Национальной гвардии России, расположенного в станице Наурской. В результате нападения погибли шесть военнослужащих, еще трое были ранены.

29 марта издание РБК сообщило, что нападавшие на Росгвардию в Чечне воспользовались нарушениями дисциплины военных. В частности, по данным издания, которое ссылается на свои источники в Росгвардии и Чечне, дежурные на КПП во время нападения спали, а патрульные не сразу признали в нападавших чужих, так как услышали от них слова, которые гвардейцы произносят, когда возвращаются из нелегального отгула. Рамзан Кадыров признал недоработку силовиков в связи с атакой на Росгвардию.

Автор: