СПЧ обещал заняться проблемой женского обрезания на Кавказе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Тема женского обрезания, поднятая правозащитниками, должна обсуждаться в узком кругу экспертов, считает член Совета по правам человека при президенте России Анита Соболева. По мнению председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, практика женского обрезания - это "чисто дагестанский обычай".

Как писал "Кавказский узел", отчет "Правовой инициативы по России" по итогам исследования о распространении в Дагестане практики женского обрезания был опубликован 15 августа на сайте организации. В нем указано, что в Дагестане сохраняется практика калечащих операций, которые совершаются при поддержке официального духовенства и рассматриваются населением как религиозная обязанность. Правозащитники предложили криминализировать женское обрезание и организовать широкую общественную дискуссию о проблеме.

Под калечащими операциями на женских половых органах или женским обрезанием понимается частичное или полное удаление наружных женских гениталий, а также нанесение других травм женским половым органам по немедицинским основаниям. Эта практика нацелена на контроль сексуальности женщины, ее поведения в плане сохранения девственности до брака и целомудренного образа жизни впоследствии. Женское обрезание противоречит нормам Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и рекомендациям международного правозащитного сообщества, говорится в отчете "Правовой инициативы".

Анита Соболева и Исмаил Бердиев заочно поспорили о влиянии обрезания на женское здоровье

Против практики женского обрезания выступила член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ), председатель постоянной комиссии по социальным правам Анита Соболева, а председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев высказал мнение об отсутствии вреда здоровью при обрезании, передает радиостанция "Говорит Москва".

Эта тема должна обсуждаться в узком кругу экспертов, чтобы не привести к росту популярности этой процедуры, считает Анита Соболева.

"Мы, конечно, этот доклад изучим. Но здесь не нужно выбрасывать эту информацию в общественное пространство, а надо обсуждать в экспертном сообществе с медиками, со специалистами по уголовному праву, со специалистами по исламу, и мы это точно будем обсуждать", - заявила Анита Соболева.

При этом она добавила, что никаких громких заявлений по этому поводу СПЧ делать не будет.

"Эта проблема скрытая, она за пределы общин не выходит, и у меня есть опасения, что мужчины радикальных общин начитаются, и на фоне борьбы с домашним насилием ещё один способ будет покуражиться над женщинами. И обычай поползёт в те места, где он и не применялся. Здесь надо аккуратно работать", - подчеркнула Анита Соболева.

Она высказала мнение, что законодательным запретом эту традицию не искоренить, так как обрезание детям делают с согласия родителей.

Саму процедуру Соболева назвала "калечащей варварской практикой".  

С ней не согласен председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.

"Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает", — заявил Исмаил Бердиев.

По его словам, женское обрезание — "чисто дагестанский обычай", который нисколько не противоречит догматам ислама.

В соцсетях поднятая правозащитниками тема вызвала резонанс

Пользователи соцсетей отреагировали на поднятую правозащитниками проблему по-разному.

"Я не знаю, откуда они эту тему нарыли, я 37 лет живу в Дагестане и не слышал об этом", - в частности, пишет Умар Абу-Ибрахим в обсуждении в "Фейсбуке", предложенном еще 4 августа сотрудницей Института экономической политики им. Гайдара Ириной Стародубровской.

"Скорее всего это из этой серии, когда не имеющие никакого отношения к исламу обычаи и обряды из области специфических традиций конкретных народностей, некоторыми псевдошейхами путем "притягивания за уши" выдаются за обычаи, которые пришли с принятием Ислама, и Пречистую Сунну", - отмечает здесь же Арсен Исаев, упоминая статью "Островки древней тайны". О женских тату в Дагестане" автора блога на "Кавказском узле", старшего научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наимы Нефляшевой. 

Мага Рсо в обсуждении высказывает мнение о том, что информация о женском обрезании – это "единичные случаи мракобесия".

"В 21 веке - средневековая дикость. Это ужас", - пишет 15 августа в "Твиттере" Татьяна.

"Здоровью не мешает - конечно. Умирают иногда, а так здоровью не мешает", - иронизирует также в "Твиттере" пользователь под ником Barracuda.

Автор: