Члены СПЧ вступили в полемику с властями Дагестана по проблеме профучета

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В присутствии главы Дагестана члены президентского Совета по правам человека вступили в спор с главой республиканского МВД и вице-премьером, заявив о необходимости прекращения практики преследования за инакомыслие. Сегодня днем членам СПЧ на практику постановки на профучет пожаловались жители республики в ходе встречи в Хасавюрте.

Как информировал "Кавказский узел", c 30 мая по 9 июня члены СПЧ посещают СКФО. В Дагестане члены совета планировали посетить следственные изоляторы, тюрьмы и социальные объекты.

Тюрьмы и СИЗО в Дагестане члены совета посетили 31 мая. Серьезные нарушения в СИЗО обнаружены не были, но была выявлена практика постановки граждан на профилактический учет за религиозные взгляды, заявили члены СПЧ. Также правозащитники заявили о необоснованном ограничении прав жителей Гимров.

"Профучет ведет к внесудебному лишению гражданских прав"

Главной темой встречи членов СПЧ с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, состоявшейся 31 мая, стала практика по постановке жителей республики на профилактический учет, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" член СПЧ Елена Масюк.

"Мы поставили вопрос о том, что в ряде регионов Дагестана тысячи людей стоят на профучете, согласно секретному приказу МВД. Что это за приказ - неизвестно. Оспорить приказ люди не могут, так как он нигде не опубликован",  - отметила Елена Масюк.

При этом министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов в ходе встречи заявил о том, что он категорически не согласен с оценками правозащитников по вопросу профучета, сообщает сегодня "Коммерсант".  

Министр настаивал на законности этой практики в борьбе с терроризмом, ссылаясь на некие "нормативные акты МВД Российской Федерации". Правозащитники, по информации издания, настаивали на том, что "профилактическим учетом силовики подменяют оперативную деятельность" и "это выливается в лишение людей их гражданских прав".

Профучет, как заметили в ходе встречи члены СПЧ, используется для преследования инакомыслящих, тех, кто критикует власти. Жесткая полемика с главой МВД по Дагестану перешла в диалог на повышенных тонах с вице-премьером Рамазаном Джафаровым, в ситуацию пришлось вмешаться главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, утверждается в сегодняшнем материале издания.

По словам члена СПЧ Максима Шевченко, глава республики занял в дискуссии "осторожную, выжидательную позицию". По утверждению Шевченко, Абдулатипов заметил, что "и с терроризмом бороться надо, и права человека нарушать не следует", сообщает портал "Юга.ру".

Постановка на профилактический учет в органах внутренних дел лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, является одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений и рецидива преступлений, говорится в опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справочном материале "Профучет в МВД РФ".

"Ситуация с профучетом является одной из самых серьезных проблем"

Тема проблемы постановки жителей Дагестана на профучет стала главной и в ходе прошедшего сегодня в Хасавюрте круглого стола, состоявшегося в рамках выездного заседания СПЧ, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" член СПЧ Наталия Евдокимова.

Жители Хасавюрта, которые были поставлены на профилактический учет, рассказали членам СПЧ о нарушении их прав. Всего в Дагестане на профучет поставлены от 6 до 10 тысяч граждан, заявила Наталия Евдокимова.

"Их ограничивают в правах – в праве на передвижение, в праве на получение работы. Абсолютно незаконно требуют сдавать анализы, в том числе на ДНК, кровь. То есть делать то, что может быть сделано только с согласия самого гражданина, если он не преступник и не обвиняется в совершении правонарушения", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталия Евдокимова.

Необоснованная постановка жителей на профучет является "одной из самых серьезных проблем в республике", считает заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров.

"Постановка на профучет не регулируется никакими законами, люди подвергаются разного рода унижениям. Профучет в данном случае не предусмотрен ни уголовным, ни административным законодательством, людям не разъясняют их права. Происходит это на основании неопубликованного приказа, предположительно МВД Дагестана, все это затрудняет обжалование этих, получается, самоуправных действий – потому что нормативного акта нет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник.

"Действия правоохранителей усиливают социальную напряженность"

По словам Евгения Боброва, на встрече в Хасавюрте присутствовали представитель прокуратуры, уполномоченный по правам человека республики, представители духовенства и местные жители.

"Никакого федерального закона, разрешающего постановку на такой профилактический учет, нет. Представитель прокуратуры нам по вопросу о практике постановки на профучет  ничего пояснить не смог", - заявил Евгений Бобров.

Правозащитник добавил, что "практика по постановке на профучет наиболее распространена в таких поселках, как Гимры". "Там более половины населения на профучет поставлено, даже не имеющих отношения к участникам незаконных вооруженных формирований", - заметил Евгений Бобров.

"Так с терроризмом бороться, наверное, не следует. Это усиливает социальную напряженность", - подчеркнул Евгений Бобров, заметивший, что в случае с профучетом  "права граждан нарушаются, а их безопасность не обеспечена".

Практика постановки на профучет приводит к маргинализации салафитских общин, у представителей которых формируется устойчивое недоверие к властям, говорится в докладе правозащитной организации Human Rights Watch, который был опубликован в июне 2015 года.

Сегодня члены СПЧ также посетили в Дагестане изолятор временного содержания города Кизилюрта, рассказал член совета, глава Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

По его словам, в изоляторе были зафиксированы незначительные нарушения. "Совсем без замечаний не обошлось. Там был только один человек, находящийся под административным арестом. От него никаких жалоб не поступило", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.

"Мы проверили несколько помещений и выявили несколько недочетов - отсутствие полок в комнате, где работает адвокат. "Тревожная кнопка" в этой же комнате находится в неудобном месте", - заметил правозащитник.

"В Дагестане отсутствуют коррекционные школы"

Другая группа СПЧ, в которую входила правозащитница Наталия Евдокимова, сегодня посетила два реабилитационных центра Кизилюрта. "В частности, мы посетили центр, который предназначен для детей-сирот и для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это центр для детей с нормальным психическим развитием. Однако в данном центре существует проблема с помещениями – они очень маленькие, недостаточные для такого количества детей. Также хотелось бы, чтобы у них было более современное оборудование", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталия Евдокимова.

По ее словам, во втором городском реабилитационном центре, который посетили члены СПЧ, содержатся дети, которые имеют различные заболевания. "В центре с детьми очень хорошо занимаются. Но мест для детей в центре не хватает. Сам центр находится в помещении бывшего детского сада. Здание не ремонтировалось много лет, его нужно полностью переделывать или выделить центру другое здание", - заметила Наталия Евдокимова, посетовавшая, что "у сотрудников обоих центров очень низкие зарплаты".

"Мы выяснили, что в Дагестане вообще нет коррекционных школ. Есть коррекционные классы в обычных школах, но они рассчитаны на детей с легкими нарушениями в развитии. Для детей, имеющих более серьезные нарушения, в Дагестане вообще не предусмотрено получение образования", - заявила Наталия Евдокимова.

Напомним, следующим регионом, куда члены СПЧ планировали ехать после Дагестана, была Чечня. Однако сегодня стало известно об отказе Рамзана Кадырова встречаться с членами СПЧ из-за того, что в их рядах присутствует глава Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

Члены президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин, Игорь Каляпин и Максим Шевченко сообщили об окончательном решении членов СПЧ не ехать в Чечню в рамках серии выездных заседаний на Северном Кавказе.

источник: корреспондент "Кавказского узла"