"Яблоко" призвало Путина разобраться в ситуации с Кенхи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Поджог дома жителя аварского села Кенхи Рамазана Джалалдинова, поднявшего проблему коррупции в Чечне, должен быть расследован, а давление на его односельчан прекращено, заявило в обращении к Владимиру Путину дагестанское отделение "Яблока". Оценку произошедшему должно дать и руководство Дагестана, считает общественный деятель Сулайман Уладиев.

"Кавказский узел" писал, что Джалалдинов в опубликованном 14 апреля видеообращении к Путину рассказал, что жители аварского села Кенхи Шаройского района Чечни не могут без крупных откатов получить компенсации за разрушенное жилье, а хороших учителей из села "выдавливают", удерживая у них зарплату. Ночью 12 мая дом Джалалдинова в Кенхи был сожжен, его супруга и дети вывезены в Дагестан, где скрывается и он сам. По словам родных Джалалдинова, силовики угрожали им убийством.

Со слов жителей Кенхи, силовики также задержали троих сельчан:  Хизбулу Ахмедова, Сеидмагомеда Насибова и директора местной школы Магомедрасула Гитинова. Кенхинцы собирались провести акцию протеста у РОВД Шаройского района, однако пока информации о митинге не поступало.

Ситуация в Кенхи не стала спокойнее даже после визита в село Рамзана Кадырова 6 мая, поэтому в нее должен вмешаться президент России, заявило дагестанское отделение партии "Яблоко". В сегодняшнем обращении к Путину партия просит принять меры по защите жителей Кенхи.

В частности, как отмечается в обращении, необходимо обратить внимание на угрозы местным жителям поджогами их домов в случае, если они будут комментировать ситуацию, а также на задержания сторонников Джалалдинова. "Яблоко" также высказывает опасения за Джалалдинова.

"Поиски чеченскими силовиками кенхинца могут для него обернуться угрозой здоровью, а для народов Дагестана и Чечни – угрожать межнациональному согласию и добрососедским отношениям двух народов", – приводит текст обращения "Черновик".

Руководство Дагестана обязано дать правовую оценку преследованию Джалалдинова и потребовать у правоохранительных органов безотлагательных мер по выявлению тех, кто совершил поджог его дома, заявил известный дагестанский общественный деятель Сулайман Уладиев в интервью изданию "Новое дело", опубликованному 13 мая.

"Надо власти взять опеку над этими людьми, которые остались без жилья, без пропитания и без веры во власть", – сказал он.

Уладиев также выступил за создание комитета по защите и помощи семьи Джалалдинова, который поможет найти ей новое жилье.

Сегодня ночью пресс-служба администрации Дагестана распространила заявление по поводу ситуации в Кенхи. Согласно нему, между Рамазаном Абдулатиповым и Рамзаном Кадыровым состоялся телефонный разговор. Принято решение о том, что в Чечню будет направлена совместная делегация правительства и парламента Дагестана "для изучения на месте деталей происшедшего и обоюдного поиска путей урегулирования сложившейся ситуации", говорится в сообщении на сайте главы Дагестана. 

13 мая Рамзан Кадыров заявил, что сообщения о поджоге дома Джалалдинова являются ложью. "По оперативным данным, Джалалдинов вывез свою семью и имитировал поджог жилища", - утверждается на его странице в Instagram. 

МВД: жителей Кенхи не задерживали, они просто давали показания

Дом Джалалдинова был подожжен после того, как 12 мая Кенхи посетил замминистра МВД республики генерал Апти Алаудинов, который встретился с сельчанами, в том числе и членами семьи Рамазана Джалалдинова, заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель чеченского МВД.

"Вечером того же дня семья Джалалдинова вывезла все вещи и выехала из Кенхи, предположительно в Кизлярский район Дагестана, – сказал он. – Есть все основания полагать, что поджог был устроен самим Джалалдиновым или его близкими".

Сотрудник правоохранительных органов также прокомментировал информацию о задержаниях жителей Кенхи, заверив, что их всего лишь вызывали в полицию для дачи показаний.

"Несколько жителей данного населенного пункта действительно вызывались в правоохранительные органы для дачи показаний по отдельным эпизодам, но это не массовые аресты инакомыслящих, как это пытаются представить некоторые ангажированные правозащитники и СМИ, которые хотят придать этому какой-то политический окрас или связать с нашумевшим обращением Рамазана Джалалдинова к президенту России", – заявил он.

Село Кенхи не отличается от других населенных пунктов Шаройского района и власти работают над его улучшением, заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель районной администрации.

"Как и везде, в селе имеются нерешенные проблемы, но ситуация там не такая плачевная, как это пытается представить тот же Джалалдинов. Необходимая помощь населению оказывается. Например, в программу по переселению из оползневой зоны в Кенхи на текущий год внесено 20 семей, в числе которых и семья Джалалдинова", – сказал он.

Местные жители: Джалалдинов проговорил то, о чем мы молчали

Проблемы, о которых заявлял Джалалдинов, действительно актуальны, подтвердили корреспонденту "Кавказского узла" жители Шаройского района.

"Наши власти организовали целую кампанию по охаиванию Джалалдинова. Он, оказывается, и преступник, и пособник боевиков, и лжец, и даже сам поджег свой дом, чтобы только насолить Кадырову. Человек просто пошел против сложившейся системы, открыто заявил о том, о чем у нас и так все знают, но боятся говорить. Он действительно проявил гражданское мужество. Но жить в Чечне спокойно ни ему, ни его семье теперь не дадут", – сказал, в частности, местный житель Али.

Тот, кто идет против чеченских властей, рискует очень многим, заявил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник местной общественной организации Ризван.

"Джалалдинову в этом смысле, можно сказать, повезло, потому что у него есть родня в Дагестане. Если бы он был здесь, то его в лучшем случае посадили бы в тюрьму по надуманному предлогу, как это произошло с нашим правозащитником Русланом Кутаевым, или он просто бы исчез. Под его обращением к Путину согласны были бы подписаться многие, потому что и взятки, и откаты, и удержания зарплат, и все остальное у нас было и есть. Люди у нас больше боятся не за себя, а за свои семьи, потому все и молчат", – считает он.

По неподтвержденной информации местных жителей, кенхинец Сеидмагомед Насибов, задержанный 12 мая, сейчас покинул село и также перебрался в Дагестан.

"Кавказский узел" освещает ситуацию в Кенхи на специальной тематической странице "Кенхи: цена критики Кадырова". Материалы о давлении на тех, кто публично заявлял о проблемах в Чечне и выступал с критикой в адрес властей республики, размещаются на странице "Инакомыслие в Чечне".

источник: корреспондент "Кавказского узла"