Эксперты усомнились в искренности отрицания Кадыровым планов о "духовно-нравственной паспортизации"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Духовно-нравственная паспортизация" молодежи всерьез планировалась властями Чечни, но после резонанса в СМИ глава республики отказался от этой идеи ради сохранения своего политического веса, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты, не исключив, что информацию о таком нововведении Рамзан Кадыров опроверг с подачи Кремля.

Информация о том, что каждый в возрасте от 14 до 35 лет в Чечне по решению Кадырова должен в рамках "духовно-нравственной паспортизации" отчитаться о своем вероисповедании и родовой принадлежности, была опубликована на сайте парламента Чечни. Наряду с пресс-службой парламента ее распространили известные информационной поддержкой администрации президента Чечни агентства "Чечня сегодня" и "Грозный информ", публикация которыми таких сведений без согласования с властями республики маловероятна. Сам Кадыров, однако, опроверг эту информацию, назвав ее выдумками. 

Идею о "духовно-нравственных паспортах" эксперты считают правдоподобной в реалиях Чечни

Опровержение Рамзаном Кадыровым информации о "духовно-нравственных паспортах" сделано для сохранения политического имиджа, полагает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

"Кадыров лукавит: инициатива действительно существовала, но после значительного резонанса в обществе и СМИ от нее пришлось отказаться. Слова главы Чечни о том, что новшества не существовало, были сказаны для сохранения политического веса", - заявил "Кавказскому узлу" Малашенко.

Глава Чечни, по мнению Алексея Малашенко, "вовремя одумался, так как нововведение могло рикошетом попасть в него, окарикатурить его же мысли". "Чеченский лидер дал "задний ход", пока неизвестно, с подачи Кремля или сам", - резюмировал эксперт.

Директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская считает, что инициатива о введении паспортов была и реально рассматривалась, но после попадания информации об этом в СМИ федеральный центр "одернул" Кадырова.

"Я почти уверена, что эта инициатива существовала, она - в русле религиозной политики, проводимой в Чечне", - сказала в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" Сокирянская.

Исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко назвала обыденностью для Чечни появление документов, регулирующих морально-нравственные, религиозные вопросы, форму одежды, общественную активность. "Если инициатива привлекает общественное внимание и критикуется обществом, то власти отрицают подлинность таких документов. Впрочем, впоследствии инициативы все равно могут реализовываться", - отметила эксперт.

"О решении провести паспортизацию заявил депутат местного парламента, - подчеркнула в комментарии "Кавказскому узлу" Пахоменко, - и я с трудом могу представить, что он взял эту идею из головы, хотя, возможно, окончательного решения принято и не было, а были только обсуждения".

По информации пресс-службы чеченского парламента, о планах ввести по поручению Кадырова "духовно-нравственные паспорта" для молодежи заявил 17 февраля на встрече с учениками Алхан-Калинской школы депутат Адам Маликов, представитель партии "Единая Россия". 

Мнение о том, что инициатива с паспортизацией была, но запрет на ее реализацию поступил из Кремля, после чего Кадыров вынужден был эти сведения опровергнуть, выразила в комментарии "Кавказскому узлу" и глава Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

"Духовно-нравственная паспортизация" противоречит Конституции России

"Глупой отсылкой к средневековью", нарушающей Конституцию России, назвала идею о "духовно-нравственной паспортизации" Светлана Ганнушкина.

"В частности, речь идет о статьях 24 "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" и 26 "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности", - пояснила Ганнушкина в комментарии "Кавказскому узлу", добавив, что, помимо этого, инициатива с паспортами "выглядит банально смешно".

Нарушение российской Конституции усматривает в подобной инициативе и Варвара Пахоменко.

"Инициатива предполагала указание тейповой и вирдовой принадлежности, что противоречит Конституции. Статья 26 Конституции говорит, что никто не может быть принужден к указанию своей национальной принадлежности. Статья 28 гарантирует свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В Чечне, как и в соседних регионах, сейчас все больше молодых людей не следуют тарикатам и вирдам, что чеченскими властями толкуется как признак радикализма. Молящихся молодых людей, не следующих тарикатам, преследуют. Поэтому, конечно, такая "паспортизация" может расцениваться как давление и ущемление свобод", - заявила Пахоменко "Кавказскому узлу".

Алексей Малашенко в комментарии "Кавказскому узлу" сравнил потенциальное введение "духовно-нравственных паспортов" с тотальным контролем над личностью, который имел место в СССР. "Нововведение напоминает тоталитарный режим. Такие паспорта – это дискредитация молодежи", - подчеркнул он.

Нововведение с паспортизацией привело бы к негативным последствиям и сильному раздражению в обществе, учитывая "гордость чеченцев, обладающих обостренным чувством собственного достоинства", - уверена Екатерина Сокирянская.

"Безусловно, чеченцы гордятся своим тейпом и национальностью, но заставлять чеченца указать это в каком-то паспорте нелепо и унизительно. Нельзя бесконечно издеваться над народом, ведь всякому терпению есть предел", - пояснила Сокирянская в комментарии "Кавказскому узлу".

К идее с паспортизацией в Чечне вряд ли вернутся, "но ожидать можно чего угодно"

Если Кадыров вернется к реализации проекта с "духовно-нравственной паспортизацией", то лишится поддержки значительной части населения республики, и его популярность пойдет на спад, считает Алексей Малашенко.

"Над паспортами будут смеяться, ходить анекдоты. Впрочем, я не исключаю, что введение паспортов осуществится без Кадырова, который себя обезопасит. Это проверка на политический интеллект. Если все же идея осуществится, то общество будет крайне раздражено, поскольку будет оказываться давление на молодежь. Даже в случае тотальной радикализации населения паспорта работать не будут", - сказал эксперт.

В свою очередь Екатерина Сокирянская в комментарии "Кавказскому узлу" выразила мнение, что инициатива с паспортами не будет возобновлена, "поскольку Кадырову дано четкое указание на этот счет от федерального центра".

К идее, существование которой опроверг Рамзан Кадыров, могут вернуться, не называя это паспортизацией, полагает Варвара Пахоменко. 

"Практика составления списков последователей салафитского направления ислама на Северном Кавказе широко распространена. В Чечне также могут составить неофициальную базу данных на всех молодых людей", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Стремление правоохранительных органов взять под контроль людей, которые потенциально могут быть вовлечены в противоправную деятельность, понятно, отметила Пахоменко, но такой учет не должен ограничивать права и свободы человека. "Такая инициатива только еще больше углубляет раскол в чеченском обществе, где следование тому или иному направлению ислама трактуется еще и как политическая позиция", - заключила эксперт.

Дойдет ли Кадыров до введения духовно-нравственных паспортов, неизвестно, "поскольку он дойдет только до того, что ему разрешат наверху", заявила "Кавказскому узлу" Светлана Ганнушкина, добавив, впрочем, что спектр дозволенного Кадырову Кремлем очень широк, и с учетом этого "ожидать можно чего угодно".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"