Власти Северной Осетии заявили о возобновлении реконструкции Национального музея в 2017 году

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Национальный музей Северной Осетии нуждается в реконструкции, а его коллекция находится под угрозой разрушения, заявила директор музея Лариса Сохиева. Реконструкция музея возобновится в феврале 2017 года, сообщила министр культуры республики Мадина Атаева.

Председатель правительства Северной Осетии Вячеслав Битаров и министр культуры Мадина Атаева 20 января осмотрели ход строительных работ в Национальном музее республики. Свой визит они начали с недостроенного объекта, так называемого фондохранилища, строительство которого было заморожено в 2012 году.

Реконструкция Национального музея началась в 2008 году в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)". Министр культуры и премьер посетили также архивные фонды музея и выставку "Легенды Кавказа".

В ходе строительства значительные объемы работ остались невыполненными, отметила во время осмотра директор музея Лариса Сохиева. "Объект не был законсервирован, так как требовались значительные средства. Контур здания не закрыт, кровля не выполнена, здание не отапливается. По этой причине часть уже выполненных работ приходит в негодность", - сообщила она.

"Коллекция Национального музея насчитывает 400 тысяч экспонатов" 

"Большая часть экспонатов музея - это археологическая коллекция, которая всестороннее охватывает историю Осетии. Опираясь на нее можно очень подробно, информативно и красочно рассказать об истории нашей маленькой Осетии, о том, какие культуры здесь развивались, как они пересекались", - рассказала директор Национального музея Северной Осетии.

По ее словам, музейщики рассчитывали, что через пять лет они уже будут работать в новом здании, но срок прошел, а строительство не завершено, и "это все очень негативно влияет на состояние экспонатов".

"Например, ткани, так называемый мягкий фонд, хранятся упакованными в ящиках, вследствие чего происходит естественное воздействие на предмет. От тяжести ткань, которой почти 300 лет, может разрушиться, если ее хранить постоянно под прессом. Из-за условий хранения, нам сложно избежать этого разрушения", - объяснила председателю правительства республики директор музея.

По словам министра культуры Северной Осетии Мадины Атаевой, "более 20 лет назад была свернута постоянная экспозиция, тогда краеведческого, а сегодня Национального музея Осетии".

"Все это время научная и творческая интеллигенция поднимает этот вопрос и до сегодняшнего дня мы можем сказать, что эта проблема не решается, а со временем состояние музея, и самое главное состояние его фондов, значительно ухудшилось", - констатировала она.

По информации Атаевой, была проделана большая работа по проектированию Национального музея, его экспертизе и финансированию. Проект, разработанный архитекторами компании "Стиль", был поставлен на финансирование в государственную программу "Культура России". После этого был выделен первый транш на строительство нового фондохранилища Национального музея, но в 2012 году стройка была заморожена, и не было никаких перспектив продолжения реконструкции, отметила она.

"Надо понимать, что перед тем, как было начато строительство, были снесены и те фондохранилища, которые находились во дворе Национального музея, и фонды оказались в еще более плачевном состоянии, чем были до реконструкции. Каждый полевой сезон приносит сотни и тысячи новых экспонатов. Например, в 2015 году в фонды Национального музея поступило 80 тысяч новых предметов. Их надо принять, обработать, запустить в научный оборот и так далее. Но ситуация, на самом деле, критическая, и первый вопрос, который мной был озвучен и поставлен перед председателем правительства и главой республики, - о том, что нужно срочно что-то делать", - сказала Мадина Атаева.

Нынешнее состояние музея она сравнила с "идеологической диверсией" по уничтожению исторической памяти.

Атаева сообщила, что по поручению главы Северной Осетии в ноябре 2015 года они с председателем правительства республики Вячеславом Битаровым выехали в Министерство культуры России, где обсудили вопрос о возобновлении финансирования реконструкции музея.

По ее словам, сроки визита уже не позволяли включить данный вопрос в программу финансирования 2016 года, так как она уже была сформирована.

"Мы достигли договоренности, что финансирование будет возобновлено. Порядка 453 млн рублей было поставлено в программу 2017 года. Первый транш должен прийти в феврале 2017 года, - сообщила министр культуры республики. - Но этот год надо как-то пережить".

Потому, по словам Атаевой, у нее состоялась встреча с подрядчиками организации, которые выиграли тендер на строительство. В ходе встречи было достигнуто соглашение, что будет произведена консервация фондохранилища и стройки, которая была остановлена для того, чтобы на момент возобновления работ то, что было построено, находилось в достойном состоянии.

Работники музея выступили против проекта реконструкции

По словам премьер-министра республики Вячеслава Битарова, состояние Национального музея произвело на него "тяжелое впечатление".

"Нужно до 2017 года сохранить то, что мы имеем. Мы попали в федеральную программу. Как только она будет запущена, нужно будет эффективно использовать те средства, которые, мы надеемся, будут выделены", - сказал премьер.

Однако работники музея заявили, что их не устраивает проект реконструкции. Так, заведующий экспозиционным отделом Национального музея и заслуженный работник культуры России Эльбрус Кантемиров выступил против того, что новое здание строится из бетона.

"Здание должно быть сделано из кирпича, чтобы стены могли дышать. Иначе экспонаты могут испортиться. Для предметов из бумаги, живописи, для скульптуры и для металла нужен определенный температурный режим", - пояснил он.

Директор Национального музея Северной Осетии поддержала мнение Кантемирова.

"Мы изначально были против реализации проекта так, как он был нам представлен. Далее там предполагаются такие же бетонные сооружения разного диаметра и разной формы, с большими подземными площадями. Во-первых, по требованию музейного строительства, уход под землю может использоваться в крайне редких случаях, например, при отсутствии площадей. У нас такой ситуации нет, у нас достаточно большая территория. Еще один огромный минус проекта состоит в том, что он энергетически затратный", - сказала она.

По ее словам, музей уже сейчас "сталкивается с проблемой оплаты коммунальных различных расходов, а впоследствии они многократно увеличатся". "Большой диссонанс у нас вызвал и сам вид музея, который по виду напоминает водочный завод "Феникс" в Беслане и является проектом того же архитектора", - заявила Лариса Сохиева.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"