Жители сочинского села потребовали остановить работы по расширению кладбища

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жители расположенного на оползневых склонах села Прогресс на сходе обратились к главе Сочи с просьбой не допустить проведение новых захоронений на местном кладбище. Они считают, что изменение статуса кладбища с сельского на городское приведет к серьезным экологическим проблемам.   

Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", сход жителей села прошел 20 декабря на территории местного "абазинского кладбища", которому более ста лет. Более полусотни собравшихся заявили, что выступают против расширения кладбища и "новых городских захоронений".

Также жители села Прогресс раскритиковали пассивную, по их мнению, позицию местного ТОСа в вопросах отстаивания своих интересов.

"Нам не нужно с вашей стороны лоббирование коммерческих интересов. Городские захоронения в сельской зоне - это бизнес на костях наших предков. Бесплатно сюда люди не попадают, и бесплатно здесь ритуальные услуги никому не оказываются. Но надо понимать, что здесь лежат предки жителей этого села, здесь родовые захоронения. А неизвестные хотели хоронить тут посторонних прямо на могилах наших предков. Нам пришлось чуть ли не драться с ними, чтобы не допустить вандализма", - рассказала местная жительница Галина Халикова.

Житель села Леонид Иштокин сообщил, что его дом находится в 30 метрах от дороги, около которой, по его словам, происходит расширение кладбища.

"Посмотрите, неизвестные сегодня устанавливают почему-то строительный забор. Какие основания? Мы даже не можем оспорить в суде основания, так как их нет. Но захоронения уже начинают самоуправно делать. У меня четверо внуков. Где им играть? И вообще здесь земли и растения Мацестинского национального парка. Здесь растут чайные плантации села Прогресс, здесь водоохранная зона реки Мацеста, бьют источники, оползневая зона. Здесь категорически нельзя разбивать городское кладбище", - отметил мужчина.

Алексей Слидянский поведал, что он долгие годы был смотрящим за могилами на кладбище.

"У меня всегда был порядок, все могилы были ухожены. Хоронили на нашем кладбище только сельчан. Село у нас большое: внутри села - поселение Абазинка, поэтому и кладбище названо "абазинским". Сейчас у нас население уже около 500 человек, более ста домов. Места на кладбище - только для своих семейных захоронений. Если будут хоронить не жителей села, то мертвые вытеснят живых", - заключил он.

Житель дома №6 по переулку Песочному Михаил Шпелевой показал корреспонденту "Кавказского узла", как расширение кладбища отражается на сельчанах.

"Посмотрите, уже захоронения идут чуть ли не в моем огороде. Я уже не могу собирать урожаи, так как трупные яды могут их отравить. Я не могу пить воду, так как трупные яды проникают и сюда. И никто не может, так как у нас нет централизованного водопровода. Воду берем из самостоятельно пробуренных скважин... Но кладбище размещают выше наших домов на оползне, это значит, что все яды будут идти к нам. Каждый день сюда едут машины с гробами по нашей дороге, где не может проехать даже одна легковая машина. Дорога сделана нами, за ней ухаживаем только мы. Она не муниципальная, но кладбище почему-то муниципальное!", - недоумевает мужчина. 

Жительница села Светлана Чурсина рассказала, что на этом кладбище в 20-х годах прошлого столетия были захоронены ее предки. В настоящее время, как отметила она, на кладбище хоронят "совершенно неизвестных людей, которые в селе не проживали".

"У нас здесь родовые захоронения. Мы знаем каждую семью, всех, кто покоится. Мы ухаживали за могилами, кладбище никогда не было бесхозным. Но сейчас здесь бардак, постоянно едут предприниматели с гробами, оказывающие платные услуги, работают индивидуальные предприниматели. Все за деньги и все в ущерб сельчанам и природе. Все трупные яды с оползневого участка попадают в протекающую здесь реку Мацеста", - рассказала она.

Житель Прогресса Владимир Клыков рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что "движения по захвату земель сельхозназначения под городское кладбище начались несколько дней назад".

"Стали городить строительный забор. На вопрос "Зачем?" отвечают: "Здесь будет кладбище". Но никто не может дать ответ, а зачем тогда здесь строительный забор, если закон требует, чтобы территория кладбищ огораживалась оградами? Вопросов очень много. Поэтому мы направили до схода коллективное заявление на имя главы Сочи, губернатора края, депутатам горсовета и прокурору с интересующими нас вопросами", - сообщил Клыков.

Собравшиеся приняли обращение к главе города.

"Сельское кладбище хотят расширять, и якобы уже выделено еще несколько гектаров под городское кладбище. Земельный участок, где планируется создать новую территорию для захоронения, имеет заболоченную почву, наличие грунтовых вод на расстоянии не более одного метра от поверхности земли, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ. В селе отсутствует центральное водоснабжение, в случае расширения кладбища и осуществлении захоронений грунтовые воды пойдут в сторону домов, расположенных по переулку Песочному,.. вследствие чего существует реальная угроза жизни и здоровью жителей. Кроме того, на земельном участке, где планируется осуществлять захоронения, расположен газопровод. Мы лишаемся питьевой воды и использования земли для хозяйственно-бытовых нужд, которые должны соответствовать санитарным требованиям", - говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". 

Собравшиеся на сход сельчане проголосовали за закрытие муниципального кладбища и возвращения ему статуса сельского. 

Руководитель ТОС не видит в расширении кладбища нарушений законодательства

Присутствовавший на сходе депутат горсовета Сочи прошлого созыва, а ныне председатель ТОС села "Прогресс" Рафик Игнатосян заверил собравшихся, что расширение границ кладбища необходимо, так как хоронить людей в Сочи "негде из-за большой плотности населения, и все делается мэром Сочи на законных основаниях".

"В Сочи более ста кладбищ. Все сельские кладбища ранее находились на балансе сельских советов. Они решали вопросы захоронения и учета. Но глава решил все кладбища сделать муниципальными. Документы в настоящее время по сельским кладбищам, в том числе по этому переданы директору МБУ г.Сочи "Управление по организации похоронного дела" Александру Мамлаю", - пояснил Игнатосян.

"У кладбища с 2012 года имеется кадастровый номер 23:49:0308006:2349. Оно занимает уже 25 554 кв.м согласно новым границам. Но постановления главы города о его расширении и придания сельскому кладбищу статуса муниципального лично я не видел", - заявил заместитель председателя ТОС Армен Рустамян.

Директор муниципального бюджетного учреждения Сочи "Управление по организации похоронного дела" Александр Мамлай рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что его организация, созданная в прошлом году, приняла "абазинское кладбище" на баланс города, после чего оно получило статус муниципального.

"Поэтому на нем разрешено проводить захоронения со всего города. Кладбище в настоящее время расширяется", - отметил он.

"Земельный участок, где создается территория кладбища, имеет заболоченное состояние, наличие грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли. Кроме того, данный участок земли подвержен постоянному подтоплению, стоянию воды, а при сильных осадках - полному затапливанию. На указанном земельном участке регулярно происходят оползни и обвалы грунта. Подобный характер земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства РФ и не может быть пригоден для организации захоронений", - прокомментировал ситуацию сочинский адвокат Роман Клыков.

По его мнению, при нарушении санитарных и экологических требований органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"