Власти Дагестанских Огней отказались ставить памятник Сталину

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Памятник Иосифу Сталину в Дагестанских Огнях не будет установлен из-за недостатка средств и неоднозначного отношения к его фигуре, заявил глава города. По данным общества "Мемориал", в так называемых "сталинских расстрельных списках" значится 54 имени жителей Дагестана.

19 марта появилась информация, что на волне инициатив по увековечиванию памяти Иосифа Сталина к 70-летию победы в Великой Отечественной войне памятник ему может появиться в Дагестанских Огнях, а идея установки монумента принадлежит мэру города Галиму Галимову. До этого в 2002 году в городе одна из улиц была переименована в проспект Сталина.

"Это было сделано по моей личной инициативе, для меня Сталин великая личность в истории человечества", – приводит слова Галимова "Коммерсант".

В перечень жителей Дагестанской АССР, осужденных по личной санкции Сталина и его ближайших соратников по Политбюро ЦК ВКП(б) к разным мерам наказания, в подавляющем большинстве случаев к расстрелу, входит 54 человека. Список датирован 29 сентября 1938 года, под ним стоит подпись начальника 1-го специального отдела НКВД СССР, старшего майора госбезопасности Исаака Шапиро.

Впервые этот и другие аналогичные списки были опубликованы в 2002 году Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом "Мемориал" совместно с Архивом президента России. Всего в президентском архиве сохранилось 383 списка, рассмотренных в 1936-38 годах членами Политбюро, на 43 768 имен. Судебные процедуры по этим делам за редким исключением были упрощены до чистой формальности: вся документация готовилась заранее, а само слушание длилось 5-10 минут.

Списки за 1937-38 годы, считают в обществе "Мемориал", "более или менее полно отражают масштаб прямой "судебной" деятельности членов Политбюро в этот период", однако про ситуацию в 1936 году это можно сказать с гораздо меньшей определенностью. Количество значащихся в списках имен значительно превышает показатели официальной судебной статистики СССР, говорится на сайте общества "Мемориал".

20 марта Галимов опроверг информацию о том, что администрация города выступает за установку памятника. Мэр уточнил, что подобное желание было "у части городских активистов", но в итоге мэрия им отказала.

"Большая часть жителей Дагестана стали жертвами репрессий при нем, и они до сих пор любое позитивное отношение к Сталину воспринимают как оскорбление памяти предков. В Дагестане живут депортированные чеченцы, ингуши и другие народы. Поэтому мы решили остановиться на том, что уже есть улица в честь него, а памятник – будет уже слишком", – цитирует Галимова Regnum.

Автор: