Евкуров: готов ходатайствовать даже за Кебекова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Наиболее сложная ситуация в борьбе с вооруженным подпольем сложилась в Сунженском районе Ингушетии, рассказал глава республики Юнус-Бек Евкуров в интервью главному редактору "Кавказского узла" Григорию Шведову. Особенно важно, считает Евкуров, пресечь пособничество боевикам со стороны родственников, но это не означает, что люди должны отказываться от своих сыновей и братьев. При этом глава республики заявил, что готов ходатайствовать за боевиков, если новый амир «Имарата Кавказ» Абу-Мухаммад выведет своих людей из подполья.

Юнус-Бек Евкуров беседовал с главным редактором «Кавказского узла» несколько раз в течение трех дней в первых числах июля. Часть беседы, в которой речь идет о терроре и антитерроре, опубликована "Кавказским узлом" в разделе "Интервью". Полная версия беседы доступна в видеоформате

"Бандгруппы сейчас не такие большие"

"Больше беспокоит Сунженский район", - сказал Евкуров, отвечая на вопрос о самых проблемных с точки зрения вооруженного противостояния территориях. 

"Попытки влиять на эти населенные пункты осложняется, в том числе, и наличием, что в Галашках, что в Мужичах, в Алкуне, ряда пособников, а также близко прилегающей горно-лесистой местности. Все это позволяет бандитам более комфортно себя чувствовать здесь. По нашим данным здесь устойчивая бандгруппа, где-то порядка 15-17 бандитов в этом месте. С ними сейчас работа идет, конечно, и, тем не менее, этот район остается наиболее сложным", - заявил глава республики.

Евкуров добавил, что и в Арштах, и в Чемульге "присутствуют члены бандподполья".

"И в Даттых, и в Арштах, и в Алкуне у нас есть опорные пункты и возможности блокировать. Но, опять же, бандгруппировки сейчас не такие большие, они масштабных действий не могут вести, но, в принципе, акции провести они могут", - сказал Юнус-Бек Евкуров.

По статистике, которую ведет "Кавказский узел" на основании собственных материалов и данных из открытых источников, в 2010 году в республике было 326 жертв конфликта, а в 2013 году - 94

Говоря о снижение числа жертв конфликта в республике, отмечаемую на протяжении последних четырех лет, глава Ингушетии отметил, что "самые одиозные фигуры или арестованы и осуждены, или уничтожены".

Кроме того, по мнению Евкурова, на снижение числа жертв повлияло то, что 67 членов незаконных вооруженных формирований (в 2013 - 2014 годах) сдались и прошли через адаптационную комиссию, восемь из ни было осуждено. 

"Ну и одна из самых главных тем, конечно, активность и более профессиональный подход к работе органов правопорядка в совокупности с работой общественности. Даже в тех случаях, когда уничтожаем бандитов, мы держим на контроле родных, оставшихся братьев и сестер: объясняем, рассказываем. Вот эта круговая порука, она все-таки дает возможность минимизировать угрозу", - заявил, в частности, Евкуров. 

Глава республики также рассказал, что ему известно о случаях кровной мести в отношении родственников тех членов вооруженного подполья, кто причастен к гибели жителей республики.

"У нас в органах правопорядка есть информация, что они контактируют со своими детьми. Удерживать тех, кто хочет мстить им, я уже не буду. То есть я в процесс вмешиваться не буду", - сказал Евкуров.

По его информации в республике было два случая кровной мести в отношении родителей членов подполья. 

"Три случая, когда я вмешался, не допустил", - добавил глава республики. 

После того, как боевики Северного Кавказа подтвердили сведения о смерти Докку Умарова, 18 марта поддерживающие боевиков сайты распространили информацию, что новым лидером  "Имарата Кавказ" стал Абу Мухаммад (Алиасхаб Кебеков). 28 июня в Интернете было распространено обращение Кебекова, в котором он  призвал боевиков отказаться от самоподрывов и терактов против мирного населения.

"Буквально несколько дней назад как раз Кебеков (раньше таких заявлений в "Имарате Кавказ" не делали) призвал прекратить подрывы смертников и не атаковать гражданские цели", - напомнил "Кавказский узел". 

"Думаю, что если он это сказал и его услышали, то тут он не бандит и ему плюс", - прокомментировал Евкуров заявление Кебекова. 

"Лучше б ему сейчас ... сказать, «ребята, все, хватит уже воевать, ждем от вас пощады, помилования, не надо нас сажать в тюрьму, не надо над нами издеваться, просто вот, мы есть, мы сдаемся, мы больше не убиваем, было и было, все, простите нас всех». Потому что, в этом случае я в первую очередь пошел бы на то, чтобы за них ходатайствовать, и за них, и за своих бандитов, которые здесь", - сказал Евкуров, добавив, что выступал бы с ходатайством "какая бы кровь на них ни была".

"Попросил бы президента и Верховный суд, и всех, генерального прокуроры бы попросил. Надо помиловать их. Да, переживем, что они убивали, проглотим, съедим это все, давайте пощадим и все, мы уже знаем, что наступил мир. Да, мы минимизировали угрозы, но все равно надо стремиться, чтобы полностью покончить с этим. Поэтому если этот, Кебеков, пойдет на эти шаги, он молодец будет тогда в этом случае. Он уже, как в годы Великой Отечественной, прошел штрафбат. Не таких отморозков прощали", - сказал Евкуров. 

"Не надо сравнивать Аршты с тем, что происходит на Украине"

Речь также зашла и о проблеме территориальных споров между Чечней и Ингушетией.

Отвечая на вопрос "Кавказского узла": "Мы ездили в Аршты. Там около 90% - чеченцы. (По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, доля чеченцев в населении с. Аршты — 98,8 %. - Прим. "Кавказского узла".) Сегодня они говорят, мы в Республике Ингушетия, но мы чеченцы. Прошло, представим себе, 10 лет. Эти же чеченцы проведут сходы, референдум. Скажут, мы хотим уйти из Ингушетии и войти в состав Чечни. Это же будет то же самое, что на Украине сейчас?", Евкуров предложил не сравнивать ситуацию в селах с преимущественно чеченским населением с ситуацией, сложившейся в Донецкой и Луганской областях. 

"И не надо сравнивать Аршты с тем, что происходит на Украине. Потому что там до того, как юго-восток поднялся, все сделали все, чтобы это случилось, с провокациями, националистическими выходками, с лозунгами о том, что будет с юго-востоком и со всем русским населением, с отменой русского языка. Мы же не отменяем и не запрещаем разговаривать тут на территории азербайджанцам, чеченцам, другим на их коренных языках, мы же их не преследуем за это. И не заставляем их учить ингушский язык в школах", - сказал Евкуров. 

"В селах, где живут чеченцы, в том же Аршты, в школах (в качестве родного - прим. "Кавказский узел") изучают чеченский язык", - добавил глава республики.

Также опубликовано видео встречи Юнус-Бека Евкурова в переселенцами в Карабулаке. Позднее на "Кавказском узле" будут выложены другие видеоматериалы из серии интервью с Юнус-Беком Евкуровым.

Автор: