Суд по делу Кутаева проигнорировал нестыковки в показаниях свидетелей, считают правозащитники

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В приговоре по делу Руслана Кутаева не учтены доводы стороны защиты, озвученные в ходе прений, считают в межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток". Правозащитники обращают внимание на заявления адвокатов о нестыковках в показаниях свидетелей, связанных с обстоятельствами задержания Кутаева и обнаружения у него наркотиков.

Как сообщал "Кавказский узел", Руслан Кутаев был 20 февраля задержан в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечни. Ему было предъявлено обвинение в незаконном хранении наркотиков. 25 апреля Урус-Мартановский городской суд приступил к рассмотрению его дела по существу и 7 июля приговорил Кутаева к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Приговор Руслану Кутаеву будет обжалован, заявил адвокат правозащитника Петр Заикин.

По данным правозащитников, после задержания к Кутаеву применялись пытки, но следователи отказали правозащитникам в возбуждении дела о пытках. 

"Не совпадают показания полицейских о количестве проверенных граждан"

Согласно обвинительному заключению, Кутаев был случайно задержан сотрудниками патруля 20 февраля в селе Гехи Урус-Мартановского района, и в ходе досмотра в заднем кармане его брюк нашли наркотики.

Адвокаты Кутаева Ильяс Темишев и Петр Заикин в ходе прений выступали в общей сложности более трех часов и "значительную часть своих выступлений потратили на подробный анализ показаний свидетелей обвинения, участвовавших, по версии следствия, в задержании и личном досмотре, в ходе которого у Кутаева якобы был найден героин весом 3,257 грамма", говорится в поступившим сегодня "Кавказскому узлу" релизе МРОО "Комитет против пыток".

Никто из сотрудников полиции не смог сказать, кто отдал приказ на проведение оперативно-профилактических мероприятий в Урус-Мартановском районе, в ходе которых был задержан Кутаев, отметили в своем выступлении адвокаты.

Сторона защиты также обратила внимание, что не совпадают показания полицейских на предмет того, сколько лиц они проверили в тот день: кто-то утверждал, что до задержания Кутаева никого не проверяли, а кто-то говорил, что проверили несколько человек.

Адвокатам Кутаева удалось продемонстрировать, что оба понятых дали ложные показания в суде о том, как и зачем появились в Гехах

Как считают адвокаты, у сотрудников полиции не было единой версии о том, как появились в Гехах понятые. Оба понятых оказались жителями Грозного, неоднократно участвовали в качестве понятых в делах по наркотикам, подчеркнули адвокаты.

"Адвокатам Кутаева удалось продемонстрировать, что оба понятых дали ложные показания в суде о том, как и зачем появились в тот день в Гехах. Никто из сотрудников полиции не смог пояснить, какие конкретно подозрения у них вызвал Кутаев. Свидетель Хагаев, оперуполномоченный ОБНОН УУР МВД по ЧР, заполнявший протокол личного досмотра, сказал в суде, что Кутаев был в состоянии опьянения. Однако в заполненном тем же Хагаевым протоколе личного досмотра ничего не сказано про наличие у Кутаева признаков наркотического опьянения. Сотрудники полиции не смогли пояснить в суде, почему не направили Кутаева на медицинское освидетельствование в день задержания", - отмечает "Комитет против пыток".

На заседании 2 июня врач-невролог, сотрудник экспертного отдела Республиканского наркологического диспансера Луиза Батукаева свидетельствовала, что никаких внешних признаков опьянения у Кутаева не было, и что он отрицал употребление им наркотических средств. Затем свидетель заявила, что по данному делу ее никто не допрашивал. При этом в уголовном деле имеется протокол ее допроса в ходе предварительного следствия.

"Показания сотрудников полиции о погоде в день задержания были крайне противоречивы"

Как отмечают в межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток", показания сотрудников полиции о погоде были "крайне противоречивыми". 

Одни полицейские утверждали, что 20 февраля, в день задержания Кутаева, "моросило", "шел снег", тогда как другие уверенно заявляли, что "было плюс 15", "ясно", "солнечно".

"Согласно справке метеослужбы, приобщенной по ходатайству стороны защиты к материалам дела, 20 февраля была ясная солнечная погода, и не было осадков. О том, что в момент проведения осмотра места происшествия была ясная погода, указано и в самом протоколе. Справка метеослужбы подтверждает показания Кутаева о том, что его вывозили на следственные действия на следующий день после фактического задержания. То есть 21 февраля. Именно в этот день, согласно метеоданным, было пасмурно, и действительно шел дождь", - обращают внимание правозащитники.

Таким образом, протокол осмотра места происшествия, по мнению стороны защиты, был фальсифицирован.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Кутаева политическим заключенным. Международная правозащитная организация Human Rights Watch связала уголовное преследование Кутаева с тем, что 18 февраля в ходе научной конференции "Депортация чеченского народа. Что это было, и можно ли это забыть?" он выступил с критикой позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, запретившего проводить 23 февраля мемориальные мероприятия, приуроченные к дате начала депортации чечено-ингушского народа. Представители общественных организаций и партий в Чечне заявили о невиновности Руслана Кутаева. 

"Ни один из восьми свидетелей обвинения не вспомнил об обуви Кутаева"

Руслан Кутаев был задержан не при тех обстоятельствах, на которые указывает сторона обвинения и допрошенные в суде сотрудники полиции и понятые, заключили адвокаты подсудимого.

Объективным доказательством этого, по мнению адвокатов, является и обувь Руслана Кутаева, в которой он был в день задержания.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Саид Боботиев рассказал, что 20 февраля Кутаев находился у него в гостях в селе Гехи.

"Когда они сели обедать, в дом вошли сотрудники полиции и увели Руслана. Проводя задержание, сотрудники полиции не дали возможности Кутаеву взять свои личные вещи, даже не дали обуться и увели его из дома Боботиева прямо в домашних тапочках-сланцах, принадлежащих Боботиеву", - отмечает со ссылкой на адвокатов "Комитет против пыток".

Ни один из восьми свидетелей обвинения не вспомнил о тапочках, даже когда адвокат Заикин задавал наводящие вопросы, обратили внимание правозащитники. "Если бы эти люди действительно задерживали Кутаева, то они бы помнили о такой детали", – сказал в ходе прений адвокат Заикин.

Председатель межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин 2 июня на заседании суда по делу Кутаева обратил внимание на нестыковки в позиции стороны гособвинения. 

"Обвинение пытается нам всем рассказать, что Кутаев, позвонив всем и предупредив, что его сейчас задержат, пошел не сухари сушить, а ширнулся героином, набил героином карман и в шлепанцах пошел гулять. Я не могу поверить, что Кутаев сошел с ума, что человек в здравом уме может совершать такую последовательность действий", - приводятся слова Каляпина в видеосюжете "Кавказского узла", снятом 2 июня.

"Никому из понятых изымаемое вещество предъявлено не было"

Помимо неточных и путаных показаний ключевых свидетелей по делу, проводивших задержание Кутаева в селе Гехи, нет пояснений о происхождении наркотиков, которые, по версии обвинения, были найдены у правозащитника, отметил в своем выступлении в ходе прений адвокат Петр Заикин.

В частности, адвокат обратил внимание, что в протоколах допросов сотрудники полиции и понятые дали показания о том, что видели содержимое якобы обнаруженного у Кутаева пакета.

"Однако в суде выяснилось, что [наркотики] не видел никто. Никому из понятых и иным лицам, якобы присутствующим при изъятии пакета у Кутаева, изымаемое вещество предъявлено не было. Таким образом, сторона защиты приходит к выводу, что обвинение так и не смогло представить суду убедительных доказательств того, что Руслан Кутаев: 1) действительно был задержан 20 февраля 2014 года данными сотрудниками полиции с участием данных понятых; 2) подвергался личному досмотру, в ходе которого у него были найдены наркотики", - цитируют заявление адвоката Заикина в ходе прений сторон авторы релиза "Комитета против пыток".

24 мая участники конференции "Права человека и межнациональные отношения на Северном Кавказе" и партия "Яблоко" обратились к президенту РФ с просьбой взять под личный контроль процесс по делу Руслана Кутаева. "Мы убеждены в том, что процесс по делу Кутаева политически мотивированный и носит заказной характер", - отмечалось в их обращении к Путину.

"Судя по материалам уголовного дела, наркотическое вещество [найденное, по данным следствия, у Кутаева, - прим. "Кавказского узла"] материализовалось в тот момент, когда было направлено на исследование", а "задание на проведение исследования подписал 20 февраля 2014 года лично первый заместитель министра МВД по ЧР Апти Алаудинов", заявил в суде Заикин. 

При этом адвокат обратил внимание на видеозапись, опубликованную 12 декабря 2013 года на сервисе You Tube, где звучали требования навести порядок в Урус-Мартановском районе Чечни. "Если есть возможность что-то подбросить, что-нибудь в карман, подбрасывай, делай, что хочешь, и убивай, кого хочешь", - говорит человек на видеозаписи.

По словам адвоката Заикина, данная видеозапись является "телевизионным выступлением лица, очень похожего на генерала Алаудинова", отмечается в релизе "Комитета против пыток".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями Апти Алаудинова и представителей МВД Чечни относительно данного предположения адвоката Заикина, а также комментариями стороны гособвинения относительно заявлений адвокатов и правозащитников о нестыковках в показаниях свидетелей по делу Кутаева и относительно того, что суд в своем приговоре не учел эти нестыковки.

Автор: