Жестокий приговор правозащитнице. Заявление председателя Совета ПЦ «Мемориал»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера, 21 мая 2014 года, суд в Дагестане приговорил члена общественной организации «Правозащита» Зарему Багавутдинову к пяти годам лишения свободы. Правозащитный центр «Мемориал» считает этот приговор политически мотивированным, а уголовное дело – фальсифицированным.

18 декабря 2013 года, когда начался суд над Багавутдиновой, мы признали ее политической заключенной. Уже тогда было очевидно, что истинной причиной преследования подсудимой является ее правозащитная деятельность.

По версии обвинения, Багавутдинова с октября по декабрь 2011 года уговаривала своего знакомого Мамму Далгатова вступить в ряды незаконного вооруженного формирования (НВФ), обещая после этого выйти за него замуж. Далгатов был убит в конце сентября 2013 года в ходе контртеррористической операции. 

Весь ход судебного процесса доказал нашу правоту.

Суд начался с грубого нарушения прав подсудимой. Государственный обвинитель А.П. Абдуллаев заявил, что проведение процесса в открытом режиме «может привести к разглашению тайны оперативно-розыскной деятельности, кроме того, должны быть опрошены засекреченные свидетели». Судья Н.А. Вагидов вместо того, чтобы сделать закрытыми некоторые судебные заседания, без каких-либо законных оснований постановил провести в закрытом режиме весь суд. Это, несомненно, было сделано, чтобы скрыть от общественности фальсификацию уголовного дела, которая неизбежно стала бы очевидна в ходе открытых судебных заседаний.

Но информация о происходящем в зале суда все равно просачивалась. Дело начало разваливаться.

Обвинение строилось на показаниях четырех засекреченных свидетелей. Один из них в суде отказался от своих показаний, которые давал на предварительном следствии. Он заявил, что дать показания его вынудили, что они не соответствуют действительности.

Другой секретный свидетель (содержится в СИЗО по обвинению в участии в НВФ) дал крайне невнятные показания. На предварительном следствии он сообщил, что якобы слышал, как Багавутдинова убеждала Далгатова «выйти на джихад и вступить в ряды моджахедов». В ходе судебного заседания свидетель не смог вспомнить содержание того разговора и попросил зачитать его показания, данные в ходе предварительного следствия.

Третий засекреченный свидетель, проходящий под вымышленным именем и дававший показания из-за ширмы, смог сообщить лишь, что, «по его информации, подсудимая завербовала в члены НВФ какого-то жителя Дагестана», имени которого он не помнит. При этом «свидетель» не смог описать внешность ни этого завербованного мужчины, ни даже самой Заремы Багавутдиновой.

Допрошенные в суде родственники и знакомые Долгатова показали, что уже задолго до своих предполагаемых разговоров с обвиняемой тот придерживался радикальных взглядов и поддерживал НВФ. Вербовать его в ряды боевиков нужды не было.

Другие свидетели защиты рассказали, что у Багавутдиновой в связи с ее работой были плохие отношения с местными правоохранительными органами. Были приведены примеры того, как представители местного отдела полиции препятствовали ее правозащитной деятельности.

Понимая, что «доказательства» обвинения совершенно неубедительны, в марте 2014 года прокуратура ходатайствовала о допросе сотрудника полиции. Тот сообщил, что с лета 2011 года Далгатов был поставлен на оперативный учет полиции как приверженец салафизма. Однако, по утверждению этого свидетеля, у Далгатова «стали проявляться признаки экстремизма» лишь после того, как тот стал общаться с Багавутдиновой.

При исследовании письменных доказательств, имеющихся в деле, был оглашен документ из прокуратуры, который подтверждал, что Далгатов состоял на учете в правоохранительных органах как лицо, склонное к экстремизму. Его систематически приглашали в отдел для проверки его причастности к преступлениям, совершенным на территории Буйнакска. «Защита в очередной раз подтвердила, что Далгатов не нуждался ни в каких уговорах, чтобы вступить в ряды НВФ – он и так уже к октябрю 2011 года, согласно данным МВД, придерживался радикальных взглядов и подозревался в пособничестве НВФ», - заметил после судебного заседания З.Увайсов, адвокат Багавутдиновой.

Адвокат ходатайствовал об истребовании из Информационного центра МВД по РД дела оперативного учета на Далгатова. Изучение этих материалов могло бы позволить суду получить важнейшие дополнительные сведения и установить, когда же именно Далгатов реально вступил во взаимоотношения с НВФ. Эти материалы дали бы важные дополнительные аргументы либо защите, либо обвинению, но прокурор почему-то возражал против их истребования, а судья Вагидов отказал в удовлетворении ходатайства адвоката. Суд лишний раз показал, что не заинтересован в выяснении обстоятельств дела.

Сама подсудимая и на предварительном следствии, и в ходе суда полностью отрицала свою вину.
Теперь, несмотря на очевидную несостоятельность обвинения, суд вынес обвинительный приговор.
Правозащитный центр «Мемориал» будет оказывать помощь в восстановлении справедливости в деле правозащитницы Заремы Багавутдиновой.

Мы призываем коллег-правозащитников из России и других стран, журналистов. широкую общественность обратить пристальное внимание на это дело.

 

22 мая 2014 года

Автор: